развивать умения самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму, обозначать её графически, объяснять её написание; воспитывать нравственные качества личности, чувства дружбы, товарищества, интерес к учебным действиям.
Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент. Этап мотивации. Цель: проверка готовности к уроку и включение учащихся в деятельность. Цель: воспроизведение учащимися способов решений орфографических задач | 1). Организовывает на работу. 2). Создать благоприятную обстановку, настрой на урок. Учитель читает стихотворение: -Не беда, что мы всегда Что-нибудь не знаем. А то беда, что иногда Незнание скрываем. А если знаешь сам, чего Не знаешь, не умеешь, Тогда добьёшься своего, Узнаешь, поумнеешь. 1. Орфографическая пятиминутка. - На каждом урок е свою работу мы начинаем с орфографической пятиминутки. - Распределите слова в три столбика, в зависимости от орфограммы, соотнося слово с моделью. Встречать, кормила, выглянул, засвистела, смотрела, резвились, выведут, несёт, держать, закрепить, ходить, лежали. | Приветствуют учителя . Настраиваются на работу, читают с учителем стихотворение. (Формирование умения планирования учебного сотрудничества с учителем, сверстниками). Самостоятельно записывают слова, определяют вид , место орфограммы, соотносят с моделью орфограммы, определяют способы её проверки . После взаимопроверки, проводят самоконтроль по слайдам. На интерактивной доске показывают место орфограммы в слове. Демонстрируют умение работать с ИКТ. |
2. Этап актуализации знаний и индивидуальных затруднений. Цель : повторение изученного материала, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. | Учитель демонстрирует слайд , на котором записаны слова: переноси[-ца], лиси[-ца], кури[-ца], спи[-ца], мыльни[-ца], моет[-ся], крутит[-ся], просит[-ся], улыба[-ться], встреча[-ться], двига[-ться]. - Чем похожи и чем различаются слова? Распределите слова в два столбика по способу различия. Проверка задания. После того, как ученики распределят слова в 2 столбика , заслушиваются варианты ответов и обоснования предложенного распределения. Учитель подводит учащихся к выводу о необходимости работы над изучаемой темой. - Слова какой части речи вы написали безошибочно? Какой сможем сделать вывод ? 1). Побуждает учащихся сформулировать темы урока по вопросам и ключевым словам. Определить цель и задачи урока. 2)Записывает тему, сформулированную обучающимися, на доске. - Над какой темой мы работали на последних уроках русского языка? Все ли усвоили эту тему? У кого нет ошибок в предыдущей работе? Готовы ли вы к изучению новой темы? Кто считает, что нам необходимо ещё работать над этой темой? | Объясняют , что слова являются разными частями речи, но на конце всех слов слышится [– ца]. Записывают слова в два столбика и самостоятельно определяют части речи. Анализируют свои знания других учащихся, выполняют коррекцию, оценивают свои знания в оценочном листе. Анализируют свои знания по итогам самостоятельные работы, высказывают свои точки зрения. Делают выводы: правописание [ - ца] на конце имён существительных не вызывает затруднений, все учащиеся написали безошибочно. Высказывают свои точки зрения. Делают первые выводы. Определяют тему урока. Планируют действия и определяют задачи . Работают в тетради, записывают число, классную работу и тему урока. |
3.Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений. 1. Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде темы урока или в виде вопроса, на который предстоит ответить. | 1)Мобилизует внимание на плодотворную работу при повторении ранее изученного. 2)Помогает учащимся составить план работы на уроке. План: 1. выделять из речи глаголы, на конце которых слышим [ - ца] 2.применять правила написания [- ца] на конце глаголов, опираясь на алгоритм; 3. проводить проверку и самопроверку; 4. если могу, помогаю товарищам разобраться в трудностях письма. Для выполнения плана работы нам необходимо __ Учитель на слайде демонстрирует: Алгоритм правописания –тся и –ться. Неопределенная форма Форма 3-го лица единственного числа (что делать?) (что делает?) Учиться Учится Трудиться Трудится Как вам удобнее работать: самостоятельно, в группах, парах? Учитель с учащимися читают слова Вместе не трудно, Вместе не тесно, Вместе легко И всегда интересно! | Отвечают на вопросы. Осуществляют коллективную мыслительную деятельность. Взаимодействуют с учителем во фронтальном режиме Высказывают свои точки зрения. Повторяют алгоритм написания Объясняют, что написание [-ца] на конце имён существительных у них не вызывает сомнения. Повторить алгоритм « Правописание –тся и –ться». Объясняют, что выбор написания зависит от формы слова. А форму глагола устанавливают по вопросу. Высказывают свои точки зрения. Выбирают форму работы. Повторяют правила работы в группах, парах (устно). |
4. Этап реализации построенного проекта. Цель: соотнести свои действия с используемым способом действий (с алгоритмом) | Учитель предлагает групповое задание (текст песни. ) с показом видеофрагмента «Письмо от Водяного» Организует учащихся по разрешению проблемной ситуации - исправить ошибки в письме Водяного. Я — Водяной, я — Водяной! Никто не води[ца] со мной. Внутри меня — води[ца]. Ну что со мной води[ца]? Учитель предлагает подумать, как можно выйти из затруднения, задаёт вопрос: - Как вы думаете, что нужно знать, чтобы исправить ошибки в письме? | Учащиеся повторяют алгоритм написания –тся и –ться на конце глаголов; 1. если слышу [-ца ] на конце слова , то определяю часть речи ; 2. если существительное, то пишу – ца, если глагол, то задаю вопрос 3. определяю, есть ли в вопросе ь? 4. определяю написание -ться и – тся. Отчет групп и пар о работе. Выводы и обобщения. Высказывая свою точку зрения. Осуществляют проверку по слайду. |
..5. Этап включения в систему знаний и повторения. Цель: закрепление умений применять знания в различных видах работ | а) работа в группах с взаимопроверкой Учитель организует групповую работу, которая переходит в коллективный приём «Водоворот» Светиться, он смеётся, подниматься, кувыркаться, трудиться, она печалится, он готовится, они остаются, зарываться, она появляется. б) работа с пословицами“Аукцион пословиц”. Друзья познают[ца ] в беде. Не стыдно не знать, стыдно не учи[ца]. За всё бра[ца] - ничего не сделать. Трус своей тени бои[ца]. Старая пословица век не сломи[ца]. В) преобразование фраз Проявлять стремление – стремиться Они испытывают волнение – волнуются Допускать ошибки - ошибаться Она испытывает радость – радуется . | Учащиеся работают вначале в группах: формулируют и аргументируют своё мнение, согласовывают ответы в группе , контролируют правильность ответов учащихся, выполняют взаимопроверку. Обсуждают, доказывая, высказывая свою точку зрения. Проводят взаимопроверку и коррекцию работ других групп. Отмечают результат работы в оценочном листе. Сверяют работы по слайдам. Учащиеся обсуждают в группах как заменить фразу одним словом , преобразовывают её и записывают в тетради. |
6. Физкультминутка Цель: Учащиеся - отдохнуть, расслабиться, восполнить силы. Учитель - снять утомление учащихся. | Учитель включает музыкальную физкультминутку «Две руки». | Учащиеся под музыку исполняют песню и повторяют движения персонажей слайдов. Выполняют гимнастику глаз, рук, дыхания. |
7. Этап рефлексии деятельности на уроке. Цель : осознание учащимися своей учебной деятельности, данной темы, самооценка результатов деятельности своей и всего класса | Предлагает учащимся оценить свою работу на уроке, работу класса. Учитель подводит итог работы отдельных учащихся на уроке, групп. Оценивает степень достижения цели, поставленной в начале урока. На основе результата деятельности учащихся анализирует психологическое состояние класса. Комментирует. Чем данный урок был полезен для вас? Какие пробелы в знаниях помог восполнить? Что нового для себя вы открыли на уроке? - Какие виды работ на уроке вам особенно понравились - Какие задания вы выполняли с неохотой? - Посмотрите ещё раз на доску, на тему урока, возьмите оценочные листы и отметьте, что получилось выполнить вам сегодня, а над чем ещё предстоит поработать. _ Дни- это ступеньки лестницы. По-разному можно пройти по ним; важно только чтобы ежедневно подниматься на новую ступеньку, не стоять на месте или, того хуже, не спускаться вниз. Продемонстрируйте свои достижения на уроке ладошками. | 1.Отвечают на вопросы учителя, подводят итог работе на уроке, анализируют свою деятельность на уроке. 2. Осуществляют итоговую самооценку по оценочному листу. 3.Показывают лестницу своих достижений на уроке. |
8.Задание на дом Цель: закрепить полученные знания и навыки | Учитель включает слайд с домашним заданием. Предлагается задания по выбору: 1 группа подбирает 10 слов с –ться и -тся ; 2 группа выборочное письмо слов с –ться и –тся. | Учащиеся выбирают предложенные на слайде варианты заданий, записывают их. |