СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока «Правописание –ться и – тся на конце глаголов»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок систематизации и обобщения знаний.

Цель: учить задавать вопросы к словам и определять выбор написания -ться и тся на конце глаголов. В основу урока положен практико-ориентированный принцип обучения.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока «Правописание –ться и – тся на конце глаголов»»

МБОУ многопрофильный лицей с. Малая Сердоба





Урок по русскому языку в 3 классе на тему:

«Правописание –ться и – тся на конце глаголов»

Учебник: М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко

К тайнам русского языка

Русский язык 3 класс

Ассоциация 21 век (Часть 2)





Учитель: Ланщикова С. А.



2013 – 2014 учебный год

Учитель: Ланщикова Светлана Анатольевна.

Предмет - русский язык

Класс – 3 класс

Тема урока: «Правописание –ться и – тся на конце глаголов.

  • Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Цели : учить задавать вопросы к словам и определять выбор написания –ться и –тся на конце глаголов;

развивать умения самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму, обозначать её графически, объяснять её написание; воспитывать нравственные качества личности, чувства дружбы, товарищества, интерес к учебным действиям.

Формируемые УУД: личностные: формировать интерес к учению.
  Метапредметные: развивать эстетический вкус средствами музыки и художественных изображений;
  Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного в группе и самостоятельно; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; эффективно сотрудничать совместном при решении задач; устанавливать и сравнивать разные точки зрения.
 Регулятивные  УУД:  уметь формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану;  оценивать правильность выполнения действия;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
   Предметные: уметь  задавать вопросы к словам; научиться алгоритму проверки правильному написанию изучаемой орфограммы.

Оборудование: мультимедийный проектор, нет-бук, материалы презентации, учебник, карточки с индивидуальными и дифференцированными заданиями, оценочные листы.

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


1. Организационный момент.

Этап мотивации.

Цель: проверка готовности к уроку и включение учащихся в деятельность.









Цель: воспроизведение учащимися способов решений орфографических задач


1). Организовывает на работу.

2). Создать благоприятную обстановку, настрой на урок. Учитель читает стихотворение: -Не беда, что мы всегда Что-нибудь не знаем. А то беда, что иногда Незнание скрываем. А если знаешь сам, чего Не знаешь, не умеешь, Тогда добьёшься своего, Узнаешь, поумнеешь.

1. Орфографическая пятиминутка.

- На каждом урок е свою работу мы начинаем с орфографической пятиминутки.

- Распределите слова в три столбика, в зависимости от орфограммы, соотнося слово с моделью.

Встречать, кормила, выглянул, засвистела, смотрела, резвились, выведут, несёт, держать, закрепить, ходить, лежали.


Приветствуют учителя . Настраиваются на работу, читают с учителем стихотворение.

(Формирование умения планирования учебного сотрудничества с учителем, сверстниками).





Самостоятельно записывают слова, определяют вид , место орфограммы, соотносят с моделью орфограммы, определяют способы её проверки .



После взаимопроверки, проводят самоконтроль по слайдам.

На интерактивной доске показывают место орфограммы в слове.

Демонстрируют умение работать с ИКТ.

2. Этап актуализации знаний и индивидуальных затруднений.

Цель : повторение изученного материала, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.


Учитель демонстрирует слайд , на котором записаны слова:

переноси[-ца], лиси[-ца], кури[-ца], спи[-ца], мыльни[-ца], моет[-ся], крутит[-ся], просит[-ся], улыба[-ться], встреча[-ться], двига[-ться].

- Чем похожи и чем различаются слова? Распределите слова в два столбика по способу различия.

Проверка задания.

После того, как ученики распределят слова в 2 столбика , заслушиваются варианты ответов и обоснования предложенного распределения. Учитель подводит учащихся к выводу о необходимости работы над изучаемой темой.

- Слова какой части речи вы написали безошибочно? Какой сможем сделать вывод ?

1). Побуждает учащихся сформулировать темы урока по вопросам и ключевым словам. Определить цель и задачи урока.

2)Записывает тему, сформулированную обучающимися, на доске.

- Над какой темой мы работали на последних уроках русского языка? Все ли усвоили эту тему? У кого нет ошибок в предыдущей работе? Готовы ли вы к изучению новой темы? Кто считает, что нам необходимо ещё работать над этой темой?

Объясняют , что слова являются разными частями речи, но на конце всех слов слышится [– ца].

Записывают слова в два столбика и самостоятельно определяют части речи.

Анализируют свои знания других учащихся, выполняют коррекцию, оценивают свои знания в оценочном листе.

Анализируют свои знания по итогам самостоятельные работы, высказывают свои точки зрения.



Делают выводы: правописание [ - ца] на конце имён существительных не вызывает затруднений, все учащиеся написали безошибочно.

Высказывают свои точки зрения.

Делают первые выводы.

Определяют тему урока.

Планируют  действия и определяют задачи .

Работают в тетради, записывают число, классную работу и тему урока.

3.Этап целеполагания и

построения проекта коррекции

выявленных затруднений.

1. Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде темы урока или в виде вопроса, на который предстоит ответить.

1)Мобилизует внимание на плодотворную  работу при повторении ранее изученного.

2)Помогает учащимся составить план работы на уроке.


План:

1. выделять из речи глаголы, на конце которых

слышим [ - ца]

2.применять правила написания [- ца] на конце глаголов, опираясь на алгоритм;

3. проводить проверку и самопроверку;

4. если могу, помогаю товарищам разобраться в трудностях письма.


Для выполнения плана работы нам необходимо __

Учитель на слайде демонстрирует:

Алгоритм правописания –тся и –ться.

Неопределенная форма                         Форма 3-го лица единственного числа

   (что делать?)                                            (что делает?)

       Учиться                                                   Учится

Трудиться                                                      Трудится

Как вам удобнее работать: самостоятельно, в группах, парах?

Учитель с учащимися читают слова


Вместе не трудно,

Вместе не тесно,

Вместе легко

И всегда интересно!

Отвечают на вопросы. Осуществляют коллективную мыслительную деятельность.



Взаимодействуют с учителем  во фронтальном режиме



Высказывают свои точки зрения.

Повторяют алгоритм написания



Объясняют, что написание [-ца] на конце имён существительных у них не вызывает сомнения.

Повторить алгоритм « Правописание –тся и –ться».

Объясняют, что выбор написания зависит от формы слова. А форму глагола устанавливают по вопросу.


Высказывают свои точки зрения. Выбирают форму работы.


Повторяют правила работы в группах, парах (устно).



4. Этап реализации построенного проекта.

Цель: соотнести свои действия с используемым способом действий

(с алгоритмом)


Учитель предлагает групповое задание (текст песни. ) с показом видеофрагмента «Письмо от Водяного»

Организует учащихся по разрешению проблемной ситуации - исправить ошибки в письме Водяного.

Я — Водяной, я — Водяной!
Никто не води[ца] со мной.
Внутри меня — води[ца].
Ну что со мной води[ца]?

Учитель предлагает подумать, как можно выйти из затруднения, задаёт вопрос:

- Как вы думаете, что нужно знать, чтобы исправить ошибки в письме?


Учащиеся повторяют алгоритм написания –тся и –ться на конце глаголов;

1. если слышу [-ца ] на конце слова , то определяю часть речи ;

2. если существительное, то пишу – ца, если глагол, то задаю вопрос

3. определяю, есть ли в вопросе ь?

4. определяю написание

-ться и – тся.


Отчет групп и пар о работе. Выводы и обобщения.

Высказывая свою точку зрения. Осуществляют проверку по слайду.

..5. Этап включения в систему знаний и повторения.

Цель: закрепление умений применять знания в различных видах работ

а) работа в группах с взаимопроверкой

Учитель организует групповую работу, которая переходит в коллективный приём «Водоворот»

Светиться, он смеётся, подниматься, кувыркаться, трудиться, она печалится, он готовится, они остаются, зарываться, она появляется.

б) работа с пословицами“Аукцион пословиц”.

Друзья познают[ца ] в беде.

Не стыдно не знать, стыдно не учи[ца].

За всё бра[ца] - ничего не сделать.

Трус своей тени бои[ца].

Старая пословица век не сломи[ца].

В) преобразование фраз

Проявлять стремление – стремиться

Они испытывают волнение – волнуются

Допускать ошибки - ошибаться

Она испытывает радость – радуется .

Учащиеся работают вначале в группах: формулируют и аргументируют своё мнение, согласовывают  ответы в группе  , контролируют правильность ответов учащихся, выполняют взаимопроверку.

Обсуждают, доказывая, высказывая свою точку зрения.

Проводят взаимопроверку и коррекцию работ других групп. Отмечают результат работы в оценочном листе. Сверяют работы по слайдам.



Учащиеся обсуждают в группах как заменить фразу одним словом , преобразовывают её и записывают в тетради.

6. Физкультминутка

Цель: Учащиеся - отдохнуть, расслабиться, восполнить силы.

Учитель - снять утомление учащихся.


Учитель включает музыкальную физкультминутку

«Две руки».


Учащиеся под музыку исполняют песню и повторяют движения персонажей слайдов.

Выполняют гимнастику

глаз, рук, дыхания.

7. Этап рефлексии деятельности на уроке.

Цель : осознание учащимися своей учебной деятельности, данной темы, самооценка результатов деятельности своей и всего класса


Предлагает учащимся оценить свою работу на уроке, работу класса. Учитель подводит итог работы отдельных учащихся на уроке, групп. Оценивает степень достижения цели, поставленной в начале урока.

На основе результата деятельности учащихся анализирует психологическое состояние класса.

Комментирует.

  • Чем данный урок был полезен для вас?

  • Какие пробелы в знаниях помог восполнить?

  • Что нового для себя вы открыли на уроке?

- Какие виды работ на уроке вам особенно понравились

- Какие задания вы выполняли с неохотой?

- Посмотрите ещё раз на доску, на тему урока, возьмите оценочные листы и отметьте, что получилось выполнить вам сегодня, а над чем ещё предстоит поработать.


_ Дни- это ступеньки лестницы. По-разному можно пройти по ним; важно только чтобы ежедневно подниматься на новую ступеньку, не стоять на месте или, того хуже, не спускаться вниз.

Продемонстрируйте свои достижения на уроке ладошками.


1.Отвечают на вопросы учителя, подводят итог работе на уроке, анализируют свою деятельность на уроке.

2. Осуществляют итоговую самооценку по оценочному листу.

























3.Показывают лестницу своих достижений на уроке.


8.Задание на дом

Цель: закрепить полученные знания и навыки


Учитель включает слайд с домашним заданием.


Предлагается задания по выбору:

1 группа подбирает 10 слов с –ться и -тся ;

2 группа выборочное письмо слов с –ться и –тся.


Учащиеся выбирают предложенные на слайде варианты заданий, записывают их.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!