Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока "Показательная функция, ее свойства и график"»
Открытый урок алгебры в 10-м классе на тему "Показательная функция, ее свойства и график"
Цели:
ввести определение показательной функции;
сформулировать её основные свойства;
показать построение графиков функции
Определение. Функция вида называется показательной функцией.
Замечание. Исключение из числа значений основания a чисел 0; 1 и отрицательных значений a объясняется следующими обстоятельствами:
a = 0 | Выражения вида 0x определено при x 0 и в этом случае тождественно равно нулю. |
a = 1 | Выражение 1x определено при всех x, имеет постоянное значение (тождественно единице). |
a | Возможно возведение в целую степень или в рациональную степень с нечётным знаменателем. |
Само аналитическое выражение ax в указанных случаях сохраняет смысл и может встречаться в решении задач. Например, для выражения xy точка x = 1; y = 1 входит в область допустимых значений.
Построить графики функций: и .
| |
| |
График показательной функции |
y = ax , a 1 | y = ax , 0 |
| |
Свойства показательной функции
Свойства показательной функции | y = ax , a 1 | y = ax , 0 |
Область определения функции | |
2. Область значений функции | |
3.Промежутки сравнения с единицей | при x 0, ax 1 | при x 0, 0x |
при x x | при x x 1 |
4. Чётность, нечётность. | Функция не является ни чётной, ни нечётной (функция общего вида). |
5.Монотонность. | монотонно возрастает на R | монотонно убывает на R |
6. Экстремумы. | Показательная функция экстремумов не имеет. |
7.Асимптота | Ось Oх является горизонтальной асимптотой. |
8. При любых действительных значениях xи y; | |
Когда заполняется таблица, то параллельно с заполнением решаются задания.
Задание № 1. (Для нахождения области определения функции).
Какие значения аргумента являются допустимыми для функций:
Задание № 2. (Для нахождения области значений функции).
На рисунке изображен график функции. Укажите область определения и область значений функции:
Задание № 3. (Для указания промежутков сравнения с единицей).
Каждую из следующих степеней сравните с единицей:
Задание № 4. (Для исследования функции на монотонность).
Сравнить по величине действительные числа m и n если:
Задание № 5. (Для исследования функции на монотонность).
Сделайте заключение относительно основания a, если:
В одной координатной плоскости построены графики функций:
y(x) = 10x; f(x) = 6x; z(x) - 4x
Как располагаются графики показательных функций относительно друг друга при x 0,
x = 0, x
Вывод:
при x | чем больше значение основания степени, тем ближе к оси Ox располагается график показательной функции; |
при x = 0 | графики показательных функций пересекаются в одной точке (0;1); |
при x 0 | чем больше значение основания степени, тем дальше от осиOx располагается график показательной функции. |
В одной координатной плоскости построены графики функций:
y(x) = (0,1)x; f(x) = (0,5)x; z(x) = (0,8)x.
Как располагаются графики показательных функций относительно друг друга при x 0, x = 0, x
Вывод:
при x | чем меньше значение основания степени, тем дальше от оси Ox располагается график показательной функции; |
при x = 0 | графики показательных функций пересекаются в одной точке (0;1); |
при x 0 | чем меньше значение основания степени, тем ближе к осиOx располагается график показательной функции. |