СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока "Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка открытого урока "Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ" рассчитана на учащихся 11 классов. 

Цели:

  • подготовить учащихся к выполнению второй части единого государственного экзамена и научить:
  • понимать и раскрывать тему сочинения любого жанра;
  • логично и доказательно мыслить и излагать результаты своего суждения литературным языком в надлежащем стилевом оформлении.

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока "Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ"»

Конспект открытого урока "Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ"

Пак Светлана Александровнаучитель

Разделы: Русский язык

Класс: 11

Ключевые слова: сочинение-рассуждениеподготовка к ЕГЭ по русскому языку

Тема: "Анализ публицистического текста как подготовка рабочих материалов к сочинению-рассуждению".

Цели:

  • подготовить учащихся к выполнению второй части единого государственного экзамена и научить:

  • понимать и раскрывать тему сочинения любого жанра;

  • логично и доказательно мыслить и излагать результаты своего суждения литературным языком в надлежащем стилевом оформлении.

Задачи:

  • научить формулировать и комментировать проблему исходного текста, определять позицию автора текста;

  • аргументировано выражать свое собственное отношение к выделенной и прокомментированной проблеме.

Оборудование урока: Выставка книг «ЕГЭ-путь к успеху», персональный компьютер, видеопроектор, карточки с текстом, текст сочинения, критерии оценивания.

Ход урока

I. Вступление. Слово учителя.

- Однажды султан решил подвергнуть испытанию своих визирей. “О, мои

подданные,” - обратился он к ним, - у меня есть для вас трудная задача. Я

хотел бы знать, кто решит её». Повёл он их в сад, в углу была ржавая дверь с

огромным замком. “Тот, кто откроет дверь, станет первым визирем, ”- сказал султан. Одни придворные только качали головами, другие стали замок разглядывать, третьи начали неуверенно толкать дверь, но они были убеждены, что не

смогут открыть её. Один за другим отходили. Но один визирь внимательно осмотрел и навалился плечом на дверь. Он толкнул её и… о, чудо! Она стала

поддаваться, появилась сначала узкая щель, а потом дверь стала двигаться

все быстрее и раскрылась. Тогда султан сказал: “Ты станешь первым

визирем, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь,

но и веришь в свои силы”.

-Как вы понимаете основную мысль текста?

-Почему один из визирей смог открыть дверь?

(Вера в свои силы, желание действовать, действие).

-Действительно, тем, кто верит в свои силы, пытается что-то делать, подвластно сдать ЕГЭ.

-Одним из самых сложных заданий на экзамене является написание сочинения – рассуждения. Поэтому тема нашего урока – (слайд 1) «Подготовка к сочинению по тексту в формате ЕГЭ». Цель сегодняшнего урока: (слайд 2) продолжить подготовку к выполнению 27-го задания ЕГЭ: отработать умение составлять композицию сочинения-рассуждения, делить текст на абзацы. Запишем тему.

Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку (слайд 3)

  Сочинение учит думать,
  учит понимать жизнь,
  учит вчитываться в каждое слово.
  В. Литвинов

-Согласны ли вы с утверждением автора?

Запишем эпиграф.

1-й ученик: В подготовке к экзаменам наряду с Интернетом - сайты «Решу ЕГЭ», «Ловушки ЕГЭ», «Капканы ЕГЭ», «Незнайка инфо» - нам помогают книги. На выставке «ЕГЭ-путь к успеху» мы представили пособия, которыми пользуемся. Это

1. Людмила Великова «Русский язык. Навигатор для старшеклассников и абитуриентов» 2 книги.

2. С.В. Драбкина, Д. И. Субботин «Русский язык».

3. Н. А. Сенина. «ЕГЭ – 2024. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ курс интенсивной подготовки».

4. Н.А. Сенина, С.В. Гармаш. ЕГЭ-2024.Тематический тренинг.

5. Р. А. Дощинский, И.П. Цыбулько. «ЕГЭ. Русский язык. 36 вариантов».

6. И.П. Цыбулько «ЕГЭ. Русский язык. 36 вариантов.

7. «Я сдам ЕГЭ! Русский язык».

8. «Я сдам ЕГЭ! Литература».

-Всё в жизни, что добывается просто, не ценится, легковесно, переменчиво. Лишь регулярный труд, целеустремленность, упорное преодоление проблем, решение сложных задач могут стать основой серьезного, долгосрочного успеха — «достижения целей». В нашем случае – успешно сдать экзамен нам помогут тесты.

II. Актуализация темы (слайд 4)

Повторим теорию

1. Сколько баллов набирает выпускник за правильное выполнение ЕГЭ? (50 баллов за 100-процентное выполнение ЕГЭ).

2. А сколько баллов из 50 выпускник набирает за задание №27 – сочинение-рассуждение по тексту? (21 балл)

3. Каков должен быть объём сочинения? (Более 150 слов)

4. Что грозит выпускнику, если количество слов в сочинении будет меньше установленной нормы? (Если в сочинении менее 70 слов, то такая работа не засчитывается и оценивается 0 баллов, задание считается невыполненным. При оценке сочинения объёмом от 70 до 150 слов количество допустимых ошибок четырёх видов (К7–К10) уменьшается)

Категорически запрещается:2-й ученик

  1. Просто пересказывать текст, не анализируя его.

  2. Использовать в анализе большое количество цитат). Если много цитат, их могут вычеркнуть из общего количества слов.

Из скольких обязательных пунктов должна состоять композиция сочинения-рассуждения по предложенному тексту? (Из 6-7)

-Какие изменения в критериях оценивания произошли в этом году?

Слайд 5.



Баллы

Критерии оценивания ответа на задание 27

2023

2024

I

Содержание сочинения



К1

Формулировка проблем исходного текста

1

1

К2

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста

5

3

К3

Отражение позиции автора по проблеме исходного текста

1

1

К4

Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста

1

1

К5

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

2

2

К6

Богатство речи

2

1



Слайд 6.

- Правильно ли составлен план сочинения-рассуждения по тексту в формате ЕГЭ? Если допущены ошибки, то назовите их.

  1. Проблема.

  2. Смысловая связь.

  3. Своя позиция и её обоснование.

  4. Позиция автора.

  5. Первый аргумент из текста для комментирования проблемы, его значение для её раскрытия.

  6. Заключение.

  7. Второй аргумент из текста для комментирования проблемы, его значение для её раскрытия.

Слайд 7.

Проверим себя

Композиция сочинения-рассуждения (К1-К6):

  1. Проблема (К1 – 1 б.)

  2. Первый аргумент из текста для комментирования проблемы (1 б.), его значение для её раскрытия (1 б).

  3. Смысловая связь примеров (1 б).

  4. Второй аргумент из текста для комментирования проблемы (1 б.), его значение для её раскрытия (1 б.) итого К2 – 3б.

  5. Позиция автора (К3 – 1.)

  6. Своя позиция и её обоснование . (К4 - 1 б.)

  7. Заключение (К5 - 2 б.) (К6 – точность, выразительность речи - 1 б.)

Итого – 9б из 21

IV. Дома вы работали по пособию «Я сдам ЕГЭ»

Урок № 53 «Я выполняю задание ЕГЭ 27» стр. 232. Теперь вспомним, что вы узнали. Что такое проблема? Как можно обозначить проблему? Слайд 8

Слайд 9. Стратегия работы с текстом

3-й ученик:

  1. Шаг 1. Читая исходный текст, определите, над каким вопросом размышляет автор и как он на этот вопрос отвечает. Так вы найдёте проблему и сформулируете авторскую позицию.

  2. Шаг 2. Перечитайте исходный текст, чтобы найти два примера, важных для понимания проблемы, поясните значение этих примеров и укажите смысловую связь между ними. Напишите комментарии, который будет помещаться между проблемой и авторской позицией.

  3.   Шаг 3. Сформулируйте собственную позицию и обоснуйте её.

  4.   Шаг 4. Напишите заключение.

 Слайд 10-11.

V. Физкультминутка (зарядка для позвоночника)

А сейчас подумаем о своей осанке.

Пригласим и наших гостей немного отдохнуть.

1-2. Упражнение.

Раз — подняться, потянуться

Раз — подняться, потянуться,

Два — нагнуть, разогнуться,

Три — в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре — руки шире,

Пять — руками помахать,

Шесть — на место тихо стать.

Слайд 12. С чего начать? Внимательно читаем текст.

Сочинение пишется по тексту. Теперь аргументы из литературы и жизненного опыта будут служить обоснованием своего мнения. Поэтому начнём с внимательного прочтения текста, подчёркивания в нём основных мыслей, важных слов, фраз, художественных средств, которые использует автор. Вы должны найти в нём тот материал, который будете использовать при анализе.

Слайд 13.

VI. Работа с текстом В. В. Быкова

- Прослушаем текст, выделим ключевые слова.

Текст для работы

(1)Жизнь и смерть — вечная тема искусства, потому очевидно, что человеческая судьба заключена именно между двумя моментами — рождением и смертью. (2)Независимо от того, как человек к ним относится, они определяют его судьбу, его самоценность среди других ему подобных на этой земле. (З)Когда-то в годы войны мы, молодые тогда люди, познавшие жизнь именно в форме жестокой войны, привыкнув к ней, даже не замечали её постоянно и незримо давящего на сознание пресса, мы сжились с ним и просто не могли себя ощущать иначе. (4)И только 9 мая 1945 года, когда этот пресс вдруг исчез, мы не столько поняли, сколько неожиданно для себя почувствовали, от чего избавились. (5)Прежде всего от неопределённости нашей судьбы. (б)Впервые за годы войны жизнь обрела для нас смысл и избавилась от власти случайного. (7)Но ведь многие не дожили до этого дня, не дошли до Победы и так и не узнали об окончании этой войны. (8)Погибли в неведении. (9)И никогда не узнают о, может быть, самом важном из всего, что в течение ряда лет занимало на земле умы миллионов людей.

(10)Понятно и в общем объяснимо нередко высказываемое читательское желание счастливых финалов в произведениях. (11)Но вот что касается прозы о войне, то я, например, каждый раз теряюсь, сталкиваясь с выражением подобных желаний. (12)В таких случаях сам по себе возникает вопрос: что же такое литература? (13)И что такое искусство вообще?

(14)Говорят, что культура — это память человечества. (15)Это правильно. (16)Всё дело, однако, в том, что следует помнить, ведь человеческая память избирательна, а искусство уже в силу своей природы избирательно тем более. (17)Например, что касается войны, то один из её участников из всего пережитого наиболее ярко запомнил, как его догоняли, хотели убить, но промахнулись, и он до сих пор вскакивает по ночам в холодном поту. (18)Другой — как его награждали орденом, и он спустя годы не перестаёт переживать радостные волнения по этому поводу. (19)Третьему не даёт покоя случай, когда рассерженное начальство назвало его «дураком», но теперь это популярное слово в устах не очень разборчивого на слова начальства звучит для него как «молодец» и заставляет каждый раз умиляться. (20)Это я говорю о ветеранах, но то же можно сказать и об авторах военных романов.

(21)Теперь нередко можно услышать от наших читателей, в том числе и ветеранов, суждения вроде: «Ну сколько можно перелопачивать одно трудное да кровавое, ведь были же на войне и весёлые моменты, и шутка, и смех». (22)То есть на первый план выходит желание развлечься. (23)Но ведь во все времена жаждущие развлечений шли на торжища, в скоморошный ряд, но никогда — во храм. (24)Боюсь, что смешение жанров и особенно забвение высоких задач литературы грозят уравнять торжище с храмом, сделать искусство товаром ширпотреба, средством, стоящим в ряду с продукцией мебельщиков — не более.

(25)Я думаю также, что, хотя мы, допустим, и не гениальные писатели, но уж, во всяком случае, квалифицированные читатели. (26)То есть относительно хорошо знаем жизнь, чтобы разбираться в её запутанных эмпиреях1, и кое-что смыслим в литературе. (27)И тут возникает любопытный парадокс: почему мы, люди, в силу своего воспитания и образа жизни зачастую далёкие от крестьянских низов, от жизни «неперспективных» деревень, быта древних стариков и старух, мало или вовсе неграмотных отшельников в зачастую никогда не виданной нами дремучей тайге с их размеренным, однообразным и часто примитивным укладом, почему мы частенько с куда большим интересом и участием читаем об их делах и заботах, нежели о блестящих научных или служебных успехах тех, кто гораздо ближе нам по опыту жизни, мировоззрению, мироощущению — высокообразованных жрецов науки, искусства, руководителей, генералов, начальников главков? (28)Почему безграмотный дед на колхозной бахчекуда интереснее изъездившего мир дипломата, определяющего судьбы народов, в то время как наш дед не может удовлетворительно определить судьбу единственной своей бурёнки, оставшейся на зиму без сена. (29)О том печаль его, и она нас трогает больше, чем драматические переживания упомянутого дипломата перед уходом на вполне заслуженный отдых с солидной пенсией и статусом пенсионера союзного значения. (З0)Почему солдат в окопе для меня как читателя во многих (если не во всех) отношениях предпочтительнее своей судьбой удачливому маршалу в блеске его снаряжения, штаба и его маршальского глубокоумия? (31)Почему так? — хочу я задать вопрос уважаемым коллегам, хотя и предвижу их скорый ответ: всё дело в таланте автора. (32)Да, но не совсем. (ЗЗ)Истинность таланта великолепно проявляется уже в выборе героя, который и внушает нам вышеизложенные чувства. (34)Исчерпывающий же ответ на этот вопрос мне, однако, неведом.

(По В. В. Быкову*)

* Василь Владимирович Быков (1924-2003) — советский писатель, общественный деятель, участник Великой Отечественной войны.

1 Эмпирей - самая высокая часть неба, наполненная огнем и светом, где пребывают небожители, святые. Витать в эмпиреях (пребывать в мечтательном состоянии, в отрыве от действительности).
2 Бахча - поле, на котором выращивают бахчевые культуры: арбузы, дыни, тыквы.





Проблемы

Позиция автора

1. Проблема обретения смысла жизни в годы войны. (Когда для сражавшихся в годы войны людей жизнь обрела смысл?)


1. Для молодых людей, воевавших на войне и познавших жизнь в форме жестокой борьбы, жизнь обрела смысл с окончанием войны: они избавились от власти случайного.

2. Проблема избирательности искусства. (В чём проявляется избирательность искусства?)

2. Искусство, как и память человека,

избирательно: в военных произведениях авторы

отражают запоминающиеся моменты из личного

опыта.

3. Проблема допустимости развлекательных моментов в произведениях о войне. (Допустимы ли в произведениях о войне развлекательные моменты?)

3. Развлекательные моменты не относятся

к жанру военной литературы, а смешение жанров

и забвение высоких задач литературы способно

превратить искусство в товар ширпотреба.

4. Проблема проявления истинности таланта писателя. (В чём проявляется истинность таланта писателя?)

4. Истинность таланта писателя проявляется в выборе героя, интересного читателям.

Слайд 14.

Итак, текст прочитан, выделены фразы, помогающие его понять.

Сравните формулировки проблем.

  1. В данном тексте В. В. Быков поднимает проблему обретения смысла жизни в годы войны. (Когда для сражавшихся в годы войны людей жизнь обрела смысл?)

  2. В тексте В. В. Быкова поднимается проблема избирательности искусства. (В чём проявляется избирательность искусства?)

  3. В тексте В.В. Быкова поднимается проблема допустимости развлекательных моментов в произведениях о войне. (Допустимы ли в произведениях о войне развлекательные моменты?)

  4. В тексте В.В. Быкова поднимается проблема проявления истинности таланта писателя. (В чём проявляется истинность таланта писателя?)

  5.  Что такое искусство? В чём проявляется избирательность искусства ? Такие вопросы заинтересовали автора.

  6. В чём проявляется избирательность искусства? Над этим вопросом размышляет автор предложенного для анализа текста.

Все ли проблемы отражены в данном тексте?

Какую проблему выберем для сочинения? (В чём проявляется избирательность искусства?)

Слайд 15. (шаги) Итак, проблему определили (В чём проявляется избирательность искусства?). Теперь определим позицию автора ( Искусство, как и память человека, избирательно: в военных произведениях авторы отражают запоминающиеся моменты из личного опыта). Но в сочинении перед позицией автора нужно написать комментарий – два примера из текста - и смысловую связь между ними. И наконец, обоснуем свою позицию. Какие могут быть источники для обоснования своей позиции? (смотрим Банк аргументов)

(слайд 15)

Слайд 16-17. (Работа с деформированным текстом в парах)

VII. Восстановите текст сочинения

Расположите фрагменты сочинения таким образом, чтобы получился связный текст. Для этого расставьте номера данных фрагментов.

Обоснуйте свой ответ.
1.Память очень важна в нашей жизни, но стократно она важнее для писателя, который сохраняет её не только для себя, но и для всех нас.

2.Память живет в каждом из нас. Но если мы говорим об общей памяти народа, то, конечно же, она заключена в искусстве, в том числе в литературе. Мне кажется, текст Василя Быкова посвящён именно проблеме избирательности искусства, избирательности в том отношении, в каком она содержит в себе элементы памяти писателя.

3.Автор считает, что, подобно избирательности памяти человека, существует и избирательность тех произведений искусства, которые посвящены важным событиям народной истории, например, Великой Отечественной войне. Такие произведения отражают наиболее яркие, запомнившиеся моменты жизни автора на войне, если он фронтовик. Именно поэтому такие произведения писателей-фронтовиков исключительно важны и ценны для нас. Ведь они содержат элементы самых ярких воспоминаний!

4.Размышляя над этой темой, автор обращается к собственному опыту - опыту фронтовика. Он вспоминает, например, как в День Победы в 1945 году люди внезапно почувствовали себя освобожденными. Они избавились от «неопределённости судьбы», от «власти случайного», а ведь эту власть они ощущали на протяжении всей войны! И это ощущение писатель считает очень важным в своём восприятии войны, поэтому стремится отразить его в своём творчестве.

5.Люди помнят разное об этих страшных годах, у каждого свои сокровенные воспоминания. Иллюстрируя эту мысль, Василь Быков приводит в пример разных людей, у каждого из которых с войной связаны свои воспоминания: страшные, обидные, печальные или, наоборот, те, которые наполняют человека ощущением гордости. Всё это, по мысли автора, может стать темой в искусстве.

6.Невозможно не согласиться в этом с В. Быковым. Думаю, что всегда наиболее яркие ощущения писателя становится затем самыми яркими, эффектными страницами его книги. Особенно это относится к историческим событиям. Огромное счастье, что у нас есть так много выдающихся писателей-фронтовиков, которые могут рассказать нам на страницах своих книг о том, чему они были свидетелями, что их особенно задело. Это дает нам возможность словно бы самим пережить какие-то исторические события, мы делаемся их участниками, и это правильно, ведь нашей история нашей страны - это наша история. Например, в повести Виктора Петровича Астафьева «Пастух и пастушка» писатель приводит небольшой эпизод -гибель старичка и старушки. Они всю жизнь прожили вместе и погибли вместе, во время одного и того же обстрела. И этот печальный эпизод позволяет нам словно бы воочию увидеть страшную картину войны, когда гибнут все подряд, в том числе безобидные старички, и от этой сцены нам делается очень грустно. Я думаю, именно из таких эпизодов воспоминаний и складывается настоящая Великая литература о Великой Отечественной войне.

Слайд-18. Расположите фрагменты сочинения таким образом, чтобы получился связный текст. Для этого расставьте номера данных фрагментов. Чего не хватает в тексте?

Обоснуйте свой ответ.

Память живет в каждом из нас. Но если мы говорим об общей памяти народа, то, конечно же, она заключена в искусстве, в том числе в литературе. Мне кажется, текст Василя Быкова посвящён именно проблеме избирательности искусства, избирательности в том отношении, в каком она содержит в себе элементы памяти писателя.

Размышляя над этой темой, автор обращается к собственному опыту - опыту фронтовика. Он вспоминает, например, как в День Победы в 1945 году люди внезапно почувствовали себя освобожденными. Они избавились от «неопределённости судьбы», от «власти случайного», а ведь эту власть они ощущали на протяжении всей войны! И это ощущение писатель считает очень важным в своём восприятии войны, поэтому стремится отразить его в своём творчестве.

Люди помнят разное об этих страшных годах, у каждого свои сокровенные воспоминания. Иллюстрируя эту мысль, Василь Быков приводит в пример разных людей, у каждого из которых с войной связаны свои воспоминания: страшные, обидные, печальные или, наоборот, те, которые наполняют человека ощущением гордости. Всё это, по мысли автора, может стать темой в искусстве.

Автор считает, что, подобно избирательности памяти человека, существует и избирательность тех произведений искусства, которые посвящены важным событиям народной истории, например, Великой Отечественной войне. Такие произведения отражают наиболее яркие, запомнившиеся моменты жизни автора на войне, если он фронтовик. Именно поэтому такие произведения писателей-фронтовиков исключительно важны и ценны для нас. Ведь они содержат элементы самых ярких воспоминаний!

Невозможно не согласиться в этом с В. Быковым. Думаю, что всегда наиболее яркие ощущения писателя становится затем самыми яркими, эффектными страницами его книги. Особенно это относится к историческим событиям. Огромное счастье, что у нас есть так много выдающихся писателей-фронтовиков, которые могут рассказать нам на страницах своих книг о том, чему они были свидетелями, что их особенно задело. Это дает нам возможность словно бы самим пережить какие-то исторические события, мы делаемся их участниками, и это правильно, ведь нашей история нашей страны - это наша история. Например, в повести Виктора Петровича Астафьева «Пастух и пастушка» писатель приводит небольшой эпизод -гибель старичка и старушки. Они всю жизнь прожили вместе и погибли вместе, во время одного и того же обстрела. И этот печальный эпизод позволяет нам словно бы воочию увидеть страшную картину войны, когда гибнут все подряд, в том числе безобидные старички, и от этой сцены нам делается очень грустно. Я думаю, именно из таких эпизодов воспоминаний и складывается настоящая Великая литература о Великой Отечественной войне.

Память очень важна в нашей жизни, но стократно она важнее для писателя, который сохраняет её не только для себя, но и для всех нас.



Слайд 19.

VIII. Работа с критериями оценки сочинения

- А теперь возьмём сочинение и карточки для оценивания и посчитаем баллы по критерию 2 за уже готовое сочинение (оно лежит на столах). Сколько поставим? (3 из 21-ого)

 Задание 27. Критерий 2, Критерий 4



Баллы

3

2

1

Источники для обоснования своего мнения

 Пример 1

+

+

+

Произведения художественной литературы

Пояснение 1

+

+

+

Личный опыт

Связь

+

-

-

Цитаты (известные люди, авторитетные источники)

Пример 2

+

+

-

Реальные события, имеющие общественный резонанс

Пояснение 2

+

+

-

Опыт исторический, научные знания, научные факты

- Какое сочинение оценивается 3-мя баллами? (Приведено не  менее 2 примеровиллюстраций из прочитанного текста,  важных  для  понимания  проблемы исходного текста. Дано пояснение к каждому из примеров-иллюстраций.

Проанализирована указанная смысловая связь между примерами-иллюстрациями)

- Какое сочинение оценивается 2-мя баллами? (Смысловая связь между примерами-иллюстрациями не проанализирована или проанализирована неверно).

- Какое сочинение оценивается 1-баллом? (Приведён 1 пример-иллюстрация из прочитанного текста, важный для понимания проблемы исходного текста. Дано пояснение к этому примеру-иллюстрации)

- Это конструктор сочинения. Он экономит наше время при подготовке к ЕГЭ.

IX. Итоги урока

Слайд 20.

1. Что дал вам сегодняшний урок?

2. На каком уровне готовности к сочинению по тексту в формате ЕГЭ находитесь вы после сегодняшнего урока?

  • 1 уровень: самостоятельно написать пока не смогу.

  • 2 уровень: напишу, но присутствуют затруднения, требуется дополнительная практическая тренировка.

  • 3 уровень: надеюсь, что с сочинением справлюсь.

X. Домашнее задание

Написать своё сочинение-рассуждение по тексту В. В. Быкова. Для тех, кто затруднится, я приготовила шаблон-подсказку.

Материал для сочинения (шаблон-подсказка):

Слайд 21.

  1. Советский писатель В.В. Быков в тексте поднимает проблему…

  2. Размышляя над поставленной проблемой, автор рассказывает … По его мнению,…

  3. Оба примера…

  4. Таким образом, автор приходит к следующему выводу, что…

  5. Невозможно не согласиться с автором.

  6. Я тоже убеждён в том, что…

  7. В заключение хочу сказать, что…

Слайд-22

*26 задание (тропы, лексические средства, синтаксические средства, приёмы), если осталось время)

-Дайте определение каждому понятию, приведите примеры.

Фонетические

Тропы

Синтаксические приёмы (фигуры)

Синтаксические средства

Лексические средства

Формы речи

1) аллитерация
2) ассонанс

1) эпитет
2) сравнение
3) метафора
4) олицетворение
5) метонимия
6) синекдоха
7) гипербола
8) литота
9) перифраз(а)
10) символ
11) аллегория
12) ирония
13) сарказм

1) лексический повтор
2) анафора
3) эпифора
4) антитеза (противопоставление)
5) оксюморон
6) градация
7) парцелляция
8) инверсия
9) эллипсис
10) умолчание
11) многосоюзие
12) бессоюзие
13) риторический вопрос
14) риторическое восклицание
15) риторическое обращение

 

1) вводные слово, конструкция
2) вопросительное  предложение
3) восклицательное  предложение
4) обращение
5) сравнительный оборот
6) ряды однородных членов
7) уточняющая конструкция
8) неполное предложение
9) односоставное предложение
10) цитирование
11) вопросно-ответная форма изложения

 

1) синоним
2) антоним
3) контекстный синоним
4) контекстный антоним
5) книжная лексика
6) слова высокого стиля
7) просторечие
8) разговорные слова
9) фразеологизм
10) термин
11) профессионализм
12) диалектизм
13) жаргонизм
14) историзм
15) архаизм
16) неологизм
17) индивидуально-авторские слова (окказионализмы)

1) диалог
2) монолог
3) полилог

Начало формы

Конец формы














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!