СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока по теме: «Основные группы сложноподчиненных предложений по значению. Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока по теме: "Основные группы СПП по значению. СПП с придаточными определительными".

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по теме: «Основные группы сложноподчиненных предложений по значению. Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными».»

Конспект открытого урока по теме: «Основные группы сложноподчиненных предложений по значению. Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными».

9 класс.

Преподаватель Шарова Наталья Валериевна

Общеобразовательная цель:

Учащиеся должны:

  • иметь общее представление о группах сложноподчиненных предложений по значению;

  • должны распознавать сложноподчиненные предложения с придаточными определительными;

  • закрепить умение определять место придаточного в сложноподчиненном предложении, способы его связи с главным;

  • совершенствовать умение правильно расставлять знаки препинания, составлять схемы СПП.

Воспитательная цель:

  • Воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям.

Развивающая цель:

  • Формировать умение выделять существенные признаки и свойства;

  • Развивать умения частично-поисковой познавательной деятельности.

Оборудование: учебник по русскому языку, листы индивидуального контроля для каждого ученика, таблица, алгоритм «Порядок мыслительных операций при определении вида придаточной части в сложноподчиненном предложении», презентация.

Ход урока

слайд 1

1.Организационный момент. Сегодня у нас необычный урок. У нас в гостях учителя нашей школы. Давайте поприветствуем их. Надеюсь, наше занятие будет всем интересно и полезно.

слайд 3

2. Лирическая минутка (постановка воспитательной цели): А начать я хотела бы словами таджикского поэта Джафара Рудаки, который говорил:

С тех пор как мир возник во мгле,
еще никто на всей земле
не предавался сожаленью
о том, что отдал жизнь ученью.
С тех пор как существует мирозданье –
Такого нет, кто б не нуждался в знании.
Какой мы ни возьмем язык и век,
Всегда стремится к знанью человек.

Слово учителя:

- Мы продолжим стремиться к знаниям.

- Перед вами на столах листы индивидуального контроля. Подпишите их в правом верхнем углу. На этих листах вы будете выполнять всю самостоятельную работу на протяжении всего урока, по окончании работы листы сдадите мне на проверку.

- Как уже сказала, сегодня у нас необычный урок. Мы участвуем в передаче телекомпании "Класс", а я не просто учитель, я телеведущий. Разрешите мне познакомить вас с программой телепередач на ближайшие 45 минут.

  • 12.40-12.50 «Для самых маленьких»

  • 12.50-12.55 «Пока все дома»

  • 12.55-13.10 «Тема»

  • 13.10-13.20 «Дело мастера боится»

  • 13.20-13.25 «Итоги»

– Итак, добрый день, уважаемые телезрители, и я рада приветствовать вас в студии телекомпании «Класс»



– В эфире телепередача «Для самых маленьких»

3. Фонетическая разминка.

- Вспомните, как называется самая маленькая единица языка? (Звук)

- Действительно, самая маленькая единица языка ЗВУК. И именно ему будет посвящена наша передача.

слайд 4

- Начнем урок с небольшой фонетической разминки. Перед вами задание ГИА А4, которое проверяет умение правильно производить фонетический анализ слова. Всего 3 задания. Напомню, в каждом тесте только один правильный ответ. На выполнение каждого задания вам отводится 1 минута. Если вы правильно выполните все задания, то наберете 5 баллов.

A4. Укажите ошибочное суждение

слайд 5

Задание №1

1)  В   слове  ЧЕСТНО  согласный   звук  [ т ]  является   непроизносимым .

2)  В   слове  РЕДКО третий  звук  – [д].

3)  В   слове  РЕШИТЕЛЬНО мягкость  согласного  [л’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).

4)  В   слове  ВТРОЁМ  звуков  больше, чем букв.

слайд 6

Задание № 2

1)  В   слове  МЕСТНОСТЬ  согласный   звук  [ т ]  является   непроизносимым .

2)  В   слове  ЕСТЬ  звуков  меньше, чем букв.

3)  В   слове  НЕСКОЛЬКО мягкость  согласного  [л’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак)

4)  В   слове  ВТРОЁМ первый  звук  – [ф].

слайд 7

Задание № 3

1)  В   слове  ВСКОЧИЛ первый  звук  – [в].

2)  В   слове  ИНТЕРЕСНЕЙШИЕ  звуков  больше, чем букв.

3)  В   слове  БРОВЬ мягкость  согласного  [ф’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак) .

4)  В   слове  ГРУСТНО  согласный   звук  [ т ]  является   непроизносимым .

слайд 8

Проверим…

В задании 1 правильный ответ – 2, в данном случае звонкий согласный Д, находясь в позиции перед глухим согласным К оглушается. Таким образом, в слове «редко» третий звук Т. Если вы правильно справились с этим заданием поставьте себе 2 балла.

В задании 2 правильный ответ – 2, в слове ЕСТЬ количество звуков и букв совпадает, т.к. буква Е в начале слова передает два звука Й Э, а Ь знак – звука не обозначает. Если вы правильно справились с этим заданием поставьте себе 2 балла.

Ответ третьего задания повторяет задание №1. В слове ВСКОЧИЛ мы также наблюдаем процесс оглушения. Звонкий согласный В, под влиянием последующего глухого С, превращается в глухой Ф.

Т.о. ответ 1. За правильный ответ в задании 3 поставьте себе один балл.

Сумма баллов будет являться вашей оценкой за данный тест. Поставьте свою оценку под тестом.

- Поднимите руку, кто получил «5», «4», «3»

- На этом передача «Для самых маленьких» заканчивается.


- Следующая телепередача на канале Класс «Пока все дома».

слайд 9

«Пока все дома»

4. Проверка домашнего задания.

-Давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлых уроках? (о СПП, о роли указательных слов в СПП)

слайд 10

Фронтальный опрос

- Какие предложения называются сложными? (Имеющие 2 и более грамматические основы).

- Назовите виды сложных предложений? (Сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное).

- В чем сходство и отличие сложноподчиненных предложений от сложносочиненных и бессоюзных? (В нем части неравноправны, одна часть – главная, другая – придаточная).

- Назовите средства связи частей сложноподчиненного предложений. (Подчинительный союз или союзное слово).

- Чем отличается союзное слово от омонимичного союза? (Союзное слово является членом предложения, заменяется самостоятельной частью речи из главной части предложения и на союзное слово всегда падает логическое ударение).

- Расскажите о роли указательных слов в СПП?

- Следующая программа «Тема» - самая интересная и познавательная телепередача на нашем канале.


«Тема»

слайд 11, 12

5. Постановка темы и цели урока.

- Сегодня мы продолжим знакомство со сложноподчиненными предложениями, поговорим об основных группах СПП по значению, познакомимся со СПП с придаточными определительными.

- Пред вами на столах таблица «Группы СПП по значению», которую вы будете заполнять на протяжении нескольких уроков. Таблица поможет вам при дальнейшей подготовке к ГИА.

слайд 13

- Откроем тетради, запишем число, классная работа, тема урока «Группы СПП по значению. СПП с придаточными определительными».

5. Новая тема.

– Придаточные части в предложении выполняют большую смысловую работу, поэтому их делят на несколько групп в соответствии с теми смыслами, которые они выражают. Эти смыслы легко понять, если научиться правильно ставить вопрос.

1. Перед вами предложения, запишите их в тетрадь, определите в них второстепенные члены, поставив соответствующие вопросы к выделенным словам:

слайд 14 Что?


Сердце почувствовало недоброе. (второстепенный член предложения - дополнение)

Чей?


Мой дом находится в деревне. (второстепенный член предложения - определение)

Когда?


Мы добрались до дома вечером. (второстепенный член предложения - обстоятельство)

слайд 15

2. Подберите к данным предложениям синтаксические синонимы: перестройте предложения так, чтобы они стали СПП. (на слайде)


1) Сердце предчувствовало, что случится что-то недоброе.

2) Дом, в котором я живу, находится в деревне.

3) Мы добрались до дома, когда наступил вечер.


- Докажите, что эти предложения являются сложными. (два простых предложений в составе сложного)

- Объясните постановку знаков препинания в предложениях.

слайд 16


3. Поставьте вопросы к придаточным предложениям:

что?


Сердце предчувствовало, что случится что-то недоброе

какой?


Д ом, в котором я живу, находится в деревне.

когда?


Мы добрались до дома, когда наступил вечер.

слайд 17


4. Сравните простые и сложноподчиненные предложения и сделайте выводы:

слайд 18

- С чем сходны по смыслу придаточные предложения? (Придаточные предложения сходны по смыслу с второстепенными членами предложения: определениями, дополнениями, обстоятельствами.)


- Внимание, экстренное сообщение. В эфир выходит телепередача «Спорт +»

ФИЗМИНУТКА

слайд 19

- Любимым учебным предметом многих из вас является физическая культура. И многие из вас, я уверена, любят играть в футбол. А вы играли когда – нибудь в футбол глазами?... Разминка для глаз, ваша задача следить за мячом.

слайд 20

- Спасибо, что не переключаетесь, передача «Тема» продолжается.

слайд 21

- Итак, мы сделали вывод о том, что придаточные предложения сходны по смыслу с второстепенными членами предложения: определениями, дополнениями, обстоятельствами.

- Проверим наши выводы. Откроем учебник стр.69.

- Прочитаем теоретический материал по теме «Основные группы сложноподчиненных предложений».

- Что нового вы узнали из параграфа?

слайд 22

тогие из вас, я уверена, любите играть в футбол.изическая культура. я в глухой Ф.

работы листы сдадите мне на проверку. кте– По названию второстепенных членов дали название группам придаточных: определительные, изъяснительные и обстоятельственные.

- Приступим к заполнению таблицы…

Тип придаточных


На какие вопросы отвечает

К чему относится

Какими союзами или союзными словами присоединяется

Место по

отношению

к главному

предложению

(схемы)

Пример

  1. Определительные

Какой?

Чей?

К существит.

Союзные слова: который, какой, где, куда, откуда, чей, что, когда ; союзы: чтобы, как, словно, будто, точно …

Только после главного предложения (после определяемого существительного).


  1. Изъяснительные

вопросы косвенных падежей





  1. Обстоятельственные







- Первая группа. СПП с придаточными определительными - это предложения,  в которых придаточное предложение отвечает на  вопрос  определения.

- Вторая группа. СПП с придаточными изъяснительными - это предложения, в которых придаточное предложение отвечает на вопрос дополнения.

- Третья группа. СПП с придаточными обстоятельственными - придаточные предложения данной группы сходны с обстоятельствами, которые в свою очередь делятся на подгруппы.

- Вспомните, на какие вопросы отвечает определение?

- Запишите вопросы в таблицу.

- На какие вопросы отвечает дополнение? (на вопросы косвенных падежей)

- Какие падежи относятся к косвенным? (все, кроме именительного)

- На какие вопросы отвечает обстоятельство?

- Для того чтобы точно определить, к какой группе относится придаточное предложение главное правильно поставить вопрос.

- Итак, первая группа СПП с придаточными определительными.

- Прочитайте материал параграфа 22 на стр. 69 и 72. Приготовьтесь отвечать на вопросы.

- Продолжаем заполнять таблицу.

- На какие вопросы отвечают придаточные определительные?

- К чему относится придаточная часть? (Придаточные определительные относятся к члену главного предложения, который выражен существительным или другим словом в значении существительного. Кроме того, придаточные определительные могут относиться к местоимениям тот, каждый, всякий, все, любой и некоторые другие)

- Какими союзами или союзными словами присоединяются? (запись в таблице)

- Какое место по отношению к главному предложению занимает придаточная часть? (нарисуйте схему)

- Запишите самостоятельно пример СПП с придаточным определительным.

- Подведем итог. Ой, что это? Надо звать на помощь редактора..


- Ребята, а вы знаете, кто такой редактор? (тот, кто занимается редактированием (составляет, проверяет и исправляет содержание) издания (книги, журнала, газеты и т. п.).)

- Я предлагаю вам поработать редакторами… Перед вами текст, отредактируйте его. И прочитайте.

Придаточные определительные относятся к ……………………в главной части

сложноподчиненного предложения и отвечают на вопросы определений: …………..

К главной части придаточные определительные присоединяются только при помощи ………………

Придаточные определительные имеют строго определенное место в составе сложноподчиненного предложения: они стоят ВСЕГДА …….. определяемого слова.

- На этом передача «Тема» заканчивает свою работу, надеемся, что вам было интересно.

- Уважаемые телезрители. Следующая наша телепередача «Дело мастера боится»

Творческое задание.

- Ваша задача собрать «рассыпанные» предложения; записать полученные предложения, подчеркивая основы и расставляя знаки препинания; укажите вид придаточных предложений. При работе используйте алгоритм «Порядок мыслительных операций при анализе СПП».


  1. Я теперь счастливым стал навеки, который остается всегда неизменным.

  2. Глуп тот человек, который не превосходит своего учителя.

  3. Я предпочитаю то, потому что счастья не ищу.

  4. Жалок тот ученик, что можно увидеть, услышать и изучить.


Проверка: Записать предложения, составить схемы, указать значение придаточной части

  1. Я теперь счастливым стал навеки, потому что счастья не ищу.

  2. Глуп тот человек, который остается всегда неизменным.

  3. Я предпочитаю то, что можно увидеть, услышать и изучить.

  4. Жалок тот ученик, который не превосходит своего учителя


Самостоятельная работа.

(выполняется на листах индивидуального контроля)

- А теперь поработайте самостоятельно. Перед вами на листах индивидуального контроля текст (Задание 2), найдите в нём СПП, обведите номера этих предложений в кружок. Далее выполните работу на ту оценку, которую хотите получить.

На «3» - раскройте скобки, укажите основы предложений, расставьте пропущенные знаки препинания.

На «4» - укажите, чем связаны простые предложения (союзы или союзные слова), графически укажите связь предложений в СПП.

На «5» -укажите вид придаточных предложений, напишите, какой тип подчинения в данных СПП.

Анализ предложений.

1) Воздух мы замечаем тогда, когда его начинает не хватать.

2) Чтобы сделать это выражение совсем точным, надо бы вместо слова «замечать» употребить слово «дорожить».

3) Действительно, мы не дорожим воздухом и не думаем о нём, пока нормально и беспрепятственно дышим.

4) Но всё же неправда — замечаем.

5) Даже и наслаждаемся, когда потянет с юга теплой влагой, когда промыт он майским дождём, когда облагорожен грозовыми разрядами.

6) Не всегда ведь мы дышим равнодушно и буднично.

7) Бывают сладчайшие драгоценные глотки воздуха, которые человек помнит всю жизнь.

«Итоги»

ИТОГ УРОКА:

- Подведем итог урока…

- На какие 3 группы делятся сложноподчиненные предложения?

- На какие вопросы отвечают придаточные определительные? Изъянительные? Обстоятельственные?

- Что вы узнали о придаточных определительных?

- Молодцы, а теперь я предлагаю вам выполнить на листах индивидуального контроля упражнение «Плюс – минус - интересно».

«П»

«М»

«И»

В графу «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо, по – вашему мнению, могут быть вам полезны для достижения каких-то целей

В графу «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, осталось непонятным, или информация, которая, оказалась для вас не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

В графу «интересно» вписывает все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что еще хотели бы вы узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.


- К сожалению, наше время в эфире заканчивается, откройте дневники, запишите домашнее задание.

Домашнее задание.

Параграф 22.

Выписать из произведений художественной литературы 5 СПП с разными видами придаточных, построить схемы предложений.

Оценивание

Телеканал «Класс» на сегодня заканчивает свою работу. Спасибо за внимание, до скорых встреч.




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!