Конспект открытого урока
в 9 классе
по теме:
«Обобщение. Неметаллы».
Учитель: Балаева В.Н.
Тип урока: повторение и обобщение знаний.
Цель урока: повторить и обобщить знания по теме «Общие свойства неметаллов, строение». Основное содержание темы, термины и понятия. Содержание темы предполагает обобщить знания учащихся об основных свойствах элементов-неметаллов и образуемых ими простых и сложных веществ, закрепить материал по теме «Неметаллы», навыки решения задач, выработать умение логически рассуждать, грамотно выражать свои мысли.
Планируемые результаты
Личностные
- проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме;
- проявление творческого отношения к процессу обучения.
Метапредметные
Познавательные:
- умение находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию;
- умение вести наблюдение;
- умение прогнозировать ситуацию.
Регулятивные:
- умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- умение соотносить учебные действия с известными правилами;
- умение выполнять учебное действие в соответствии с планом.
Коммуникативные:
- умение формулировать высказывание;
- умение согласовывать позиции и находить общее решение;
- умение адекватно использовать речевые средства и символы для представления результата.
Предметные:
-умение характеризовать физические и химические свойства неметаллов;
- умение характеризовать аллотропные видоизменения неметаллов;
- умение распознавать вещества;
- умение решать не стандартные задачи.
Оборудование: высказывание на доске, подносы с реактивами, химическая посуда, карточки с задачами.
Формы организации деятельности: групповая, индивидуальная, парная.
Методы обучения: частично - поисковый, личностно-ориентированное обучение, практический (тестирование, выполнение расчетных задач, проведение опытов).
Первый этап урока «Организационный».
Психологический настрой.
Перед тем, как мы начнем наш урок, я предлагаю вам сделать следующее.
Поднимите руки те, кто сегодня хорошо готов к уроку, и уверен, что получит за урок «5». Погладьте себя по голове и скажите «Я молодец!».
А теперь поднимите руку те, кто готов к уроку, но чуть-чуть в себе сомневается. Погладьте себя по голове и скажите «У меня все получится!»
Поднимите руку те, кто не совсем готов к уроку и не уверен, что у него получится хорошо отвечать на уроке. Погладьте себя по голове и скажите «Я буду стараться!». Сегодня вы работаете в группах. Для того, чтобы наша работа была плодотворной, нужно соблюдать следующие правила работы в группах (написаны на доске)
Вежливо обращайтесь друг с другом.
Выслушивайте мнение каждого.
Не перебивайте говорящего.
Доказывайте свои версии.
В группе ответы дает каждый.
Умеешь сам – научи другого.
Учащийся читает стихотворение:
Кто б ни был ты, прекрасный гений,
Твои творения окажутся пустыми,
Когда ты будешь сух и нелюдим.
И знай, тебе скажу без наставлений,
Будь ты биолог, физик или химик –
Ты должен быть искусством вдохновим.
Не станешь ты творцом открытий разных,
Не сможешь воплотить свои мечты,
Когда к литературе безучастен,
Поэзию не понимаешь ты.
Учитель:
Как это ни странно, но сегодня мы попробуем объять необъятное – совместить в одном уроке такие разные предметы, как химию, литературу, историю. Учитель обращает внимание учащихся на высказывание на доске. Известный писатель А.Е.Арбузов сказал: «Не могу представить себе химика, незнакомого с высотами поэзии, с картинами живописи, с хорошей музыкой. Вряд ли он создаст что-либо значительное в своей области» (высказывание на доске в качестве эпиграфа к уроку)
Учитель знакомит учащихся с темой урока и, исходя из темы, просит учащихся
поставить цель и задачи своей учебной деятельности. Учащиеся разделены на четыре группы и в течение урока работают в группах.
При правильном ответе учащиеся получают жетоны.
Второй этап урока «Удивительные вещества и элементы».
«Блиц - опрос».
1. Перечислите аллотропные модификации кислорода (озон, атомный кислород);
2. Какие свойства характерны для неметаллов - окислительные или восстановительные (окислительные и восстановительные);
3. У какого атома радиус меньше - металла или неметалла (у неметалла);
4. Назовите неметалл, простое вещество которого жидкость (бром);
5. Неметалл, которого больше всего содержится в организме человека;
6. Неметалл, обладающий металлическим блеском (кремний);
7. Инертный газ (неон, ксенон, криптон, гелий);
8. Неметалл, входящий в состав песка и глины (кремний);
9. Его соединения используются для отбеливания тканей и бумаги (хлор);
10. Название в переводе с латинского означает рождающий воду (кислород);
11. Обязательная составляющая часть философского камня (воздух);
12. Газ, содержащийся в воде Чёрного моря (сероводород);
13. Кислота, разъедающая стекло (плавиковая);
14. Без чего невозможны современные спички (фосфора, серы);
15. Какой химический элемент составляет алмаз, графит, сажа, фуллерен (углерод);
16. Что общего у активированного угля и силикагеля;
17. Как называется содержание в воде гидрокарбонатов (жёсткость воды);
18. Какие соли определяют постоянную жёсткость воды (хлориды и фосфаты натрия и магния);
19. В какой капусте много йода? (В морской).
20. Какой элемент считают «царем живой природы»? (Углерод).
21. Какая кислота входит в состав желудочного сока? (Соляная).
22. Какое вещество составляет основу карандаша? (Графит).
23. Он безжизненным зовется, но жизнь без него не создается. (Азот).
24. О каких веществах можно сказать, что один сверкал в короне царской, а брат его чумазый трубочист? (Об алмазе и аморфном угле).
25. Как называются соли угольной кислоты? ( Карбонаты).
26. Белый воздуха боится, покраснел, чтоб сохраниться. ( Белый и красный фосфор).
27. Используется она в производстве спичек, бумаги, взрывчатых веществ, лекарств, но основной ее потребитель – химическая промышленность. Назовите этот неметалл. (Сера).
28. Назовите сильнейший окислитель. (Фтор).
29. Какова массовая доля кислорода в воздухе? (21%)
30. Какой элемент сыграл роковую роль в жизни Наполеона? ( Мышьяк).
31. Какова формула озона? (О3).
32. Как называется семейство элементов 7 группы главной подгруппы? (Галогены).
33. Этот оксид выдыхают животные и человек? ( Углекислый газ).
34. Какой элемент называют «элементом жизни и мысли?» ( Фосфор).
35. Как называется семейство элементов 6 группы главной подгруппы? (Халькогены).
36. Как называются соли серной кислоты? (Сульфаты).
37. В состав зубных паст входит именно этот химический элемент (Фтор).
38. Благодаря какому процессу масса кислорода в воздухе почти не меняется? (Фотосинтезу).
39. Недостаток, какого элемента вызывает заболевание щитовидной железы? (Йода).
При недостатке этого элемента в организме наблюдается хрупкость и ломкость костей, и выпадение волос? (Серы).
40. Соединения этого галогена регулируют процессы возбуждения и торможения центральной нервной системы. Что это за галоген? (Бром).
41. Темно- фиолетовые кристаллы этой соли хорошо растворяются в воде, используется в лаборатории для получения кислорода. (KMnO4).
Третий этап урока «Виртуальный эксперимент».
Учащиеся смотрят видео сюжеты. После просмотра видеосюжетов по одному учащемуся от группы записывают уравнения реакций на доске и расставляют коэффициенты в уравнениях методом электронного баланса.
1. «Взаимодействие алюминия с йодом».
2Al + 3I2 = 2AlI3 + Q
- Определите тип реакции по всем изученным признакам (соединения, ОВР, экзотермическая, гомогенная).
2. «Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с углем».
С + 4HNO3 (конц.) = 2Н2О + СО2 + 4NO2
3. «Йодный вулкан»
Смешивают 10 г мелко истёртого йода с 2,5 г цинковой пыли. Смесь высыпают горкой на керамическую плитку. В вершине делают углубление, в которое вносят 2-3 капли разбавленной соляной кислоты, накрывают колоколом. Горка воспламеняется, выделяются фиолетовые пары йода.
Zn + I2 = ZnI2 + Q. Выделяющаяся теплота способствует возгонке йода. Соляная кислота является катализатором реакции.
Четвёртый этап урока. Лабораторный практикум «А я опыты люблю».
Задание: Определить, в какой из пробирок находятся хлорид натрия, сульфат натрия, карбонат натрия.
Реактивы | NaCl | Na2SO4 | Na2CO3 |
AgNO3 | | | |
BaCl2 | | | |
HCl | | | |
- Проверка. Запись уравнений реакций на доске
Пятый этап урок «Открытия», «Расчётный».
Каждой группе учитель даёт по одной карточке задание.
1. В 1803 г. в лаборатории французского химика Клода Бертолле произошла занятная история. Один из учеников знаменитого химика обнаружил склянку с неизвестным красным порошком и спросил, как поступить с этим веществом? «Конечно, прежде всего, надлежит испытать его!» - воскликнул Бертолле. Ученик взял щепотку красного порошка и попытался растереть его с недавно полученной новой солью, получившей имя Бертолле. Лучше бы он этого не делал - в лаборатории раздался взрыв. Однако ученик не пострадал и смело продолжил испытания. Внеся красный порошок в азотную кислоту, он отметил выделение красно-бурого газа; порошок при этом растворился.
Бертолле похвалил ученика: задание было выполнено правильно. Какое вещество находилось в склянке?
Ответ. Это был красный фосфор, который при контакте с хлоратом калия (бертолетова соль) и механическом воздействии (растирании) реагирует со взрывом:
6Р + 5КС1О3 = ЗР2О5 + 5КС1
Азотная кислота превращает красный фосфор в ортофосфорную кислоту, при этом выделяется газ NO2 - «лисий хвост»
Р + 5HNO3 (конц.) = Н3РО4 + 5NO2 + Н2О
2. Пять знаменитых химиков XVIII в. дали некоему неметаллу, который в виде простого вещества представляет собой газ и состоит из двухатомных молекул, пять разных названий. В 1772 г. шотландский химик, ботаник и врач Даниел Резерфорд назвал его «ядовитым воздухом». Английский химик Джозеф Пристли в том же году назвал его «дефлогистированным воздухом». В 1773 г. шведский химик-аптекарь Карл Вильгельм Шееле дал этому газу название «испорченный воздух». А английский химик Генри Кавендиш в 1774 г. назвал его «удушливый воздух». Наконец, в 1776 г. французский химик Антуан Лавуазье установил, что все названные выше газы - одно и то же вещество, и предложил свое название, в переводе с греческого означавшее «безжизненный воздух». Каково сейчас название этого неметалла?
Ответ. Это — неметалл азот. Название газообразному азоту дал Лавуазье
(от греч. а -частица «не» и zoe - «жизнь» (т.е. «азот», значит «безжизненный»). - Дополнительный вопрос: в чём противоречие данного названия?
3. Послушайте отрывок из романа «Затерянный мир» Артура Конан Дойла.
«Сейчас посмотрите, - сказал Челленджер. - Последние дни я напрягал все силы своего ума, чтобы разрешить задачу, как нам выбраться отсюда. Мы же убедились, что спуск по отвесным скалам невозможен, а туннеля больше не существует. Перебросить мост на утес нам, безусловно, не удастся. Что же тогда делать? Я как-то говорил нашему юному другу, что эти гейзеры выделяют водород в свободном состоянии. Отсюда логически вытекла мысль о воздушном шаре».
Рассчитайте, какая масса цинка потребовалась бы, чтобы наполнить шар объемом 1 кубический метр, которым воспользовались бы участники неудавшейся экспедиции.
Ответ.
Zn + 2HC1 = ZnCl2 + Н2↑,
n (H2) = 1000 (л) / 22,4 (л/моль) = 44,64 моль,
n (Zn) = n (H2) = 44,64 моль,
m (Zn) = 44,64 (моль) • 65 (г/моль) = 2901,6 г, или 2 кг 902 г.
4. Послушайте отрывок из фантастического произведения А.Р.Беляева «Голова профессора Доуэля». «Первый раз в жизни Артур Доуэль почувствовал, что не в состоянии овладеть чужой волей. Связанный, беспомощный, лежащий на полу человек издевался над ним. За дверью раздалось какое-то шипение. Доуэль продолжал петь все громче, но вдруг поперхнулся. Что-то раздражало его горло. Доуэль потянул носом и почувствовал запах. В горле и носоглотке неприятно щекотало, вскоре к этому присоединилась режущая боль в глазах. Запах усиливался. Доуэль похолодел. Он понял, что Равино отравил его хлором. Настал его смертный час. Затем свет погас, и Доуэль словно провалился... Очнулся он от свежего ветра, который трепал его волосы».
Рассчитайте, какой объем хлора потребуется для получения 1 кг поваренной соли.
Ответ.
2Na + С12 = 2NaCl,
n (NaCl) = 1000 (г) / 58,5 (г/моль) = 17,1 моль,
n (Cl2) = 1/2 • n (NaCl) = 8,55 моль,
V (C12) = 8,55 (моль) • 22,4 (л/моль) = 191,52 л.
Шестой этап урока. «Творческий».
Учитель. Я предлагаю вам стихотворение, которое отражает генетический ряд неметаллов. Вам необходимо это стихотворение перевести на язык химии и записать уравнения соответствующих реакций (для реакций ионного обмена следует составить полные и сокращенные ионные уравнения).
Пусть эти превращения
Дадут вам уравнения.
Красный фосфор я сжигаю,
К дымку воду приливаю.
Проверяю лакмусом,
Станет сразу красным он!
Добавим натрия гидроксид —
Цвет фиолетовый в колбе возник.
Потом получаю фосфат серебра,
Цветом - лимонная кожура.
Растворяю осадок желтый
Добавлением кислоты азотной.
И на доске превращения эти
Вы запишите, умные дети!
Ответ. Генетический ряд фосфора выглядит следующим образом:
Р → Р2О5 → Н3РО4 → Na3PO4 → Ag3PO4 → Н3РО4.
1) 4Р+5О2 = 2Р2О5
2) Р2О5 + 3Н2О = 2Н3РО4
3) 3NaOH + Н3РО4 = Na3PO4+ 3H2O
3Na+ + 3ОН- + 3Н+ + РО43- =3Na+ + РО43-+3H2O
ОН- +Н+=Н2О
4) Na3PO4 + 3 AgNO3 = Ag3PO4↓ + 3NaNO3
3Na+ + РО43- +3 Ag+ + 3NO3- = Ag3PO4↓ + 3Na+ + 3NO3-
3 Ag+ + РО43- = Ag3PO4↓
5) Ag3PO4+ 3HNO3 = H3PO4+ 3AgNO3.
Седьмой этап урока «Тестирование».
1. Сера содержится во всех живых организмах в составе белков. +
2. Человек усваивает азот непосредственно из воздуха. –
3. Фосфор необходим растениям, а животным и человеку он не нужен. –
4. Углерод составляет основу живой природы, так как есть в составе всех живых организмов. +
5. Кремний могут накапливать некоторые морские организмы, образующие при отмирании на дне отложения оксида кремния. +
6. В организме человека содержится 100 г кальция. –
7. Железо входит в состав гемоглобина, придающего крови красную окраску. +
8. Алюминий можно обнаружить во всех органах человека, он принимает участие в процессах регенерации тканей –
9. Кислород образуется в природе только в процессе фотосинтеза, а в лаборатории его получить нельзя -
10. Водород лёгкий газ, поэтому его можно использовать для наполнения воздушных шаров. +
Поднимите руку те, у кого нет ни одной ошибки. Вы знаете вопрос о значении металлов и неметаллов на «5».
Подведение итогов.
В заключение урока, учащиеся закрывают на минуту глаза, расслабляются, усаживаются поудобнее и обдумывают то, что они делали на уроке. Затем школьники выполняют рефлексивный тест. Листочки не подписываются, в случае согласия с утверждением ставят около него знак «+».
Рефлексивный тест:
1. Я узнал (а) много нового.
2. Мне это пригодится в жизни.
3. На уроке было над чем подумать.
4. На все возникшие у меня в ходе урока вопросы я получил (а) ответы.
5. На уроке я поработал (а) добросовестно и цели урока достиг (ла).
Домашнее задание. Домашнее задание учитель даёт дифференцированное на выбор: творческие задания (составить кроссворд, тест, сказку, стихотворение) Учитель предлагает учащимся заполнить дома сравнительную таблицу по теме: «Металлы» и «Неметаллы».
Физическое свойство | Металлы | Неметаллы |
Агрегатное состояние | | |
Цвет | | |
Электро – и теплопроводность. | | |
Пластичность | | |
Температура плавления | | |
Вид химической связи | | |
Тип кристаллической решетки | | |
Физическое свойство | Металлы | Неметаллы |
Агрегатное состояние | Твердые Жидкое (ртуть) | Газообразное (О2, Н2) Жидкое (Br 2) Твердое (C) |
Цвет | Большинство металлов имеют серебристо-белый цвет | Белый (Р) Черный (графит) Красный (Br 2) Желтый (S) Фиолетовый (I2) Бесцветный(О2, Н2) (учитель демонстрирует данные неметаллы) |
Электро – и теплопроводность. | Электро – и теплопроводны. | Большинство не проводят электрический ток (проводниками являются, например, Si, графит). |
Пластичность | Ковкие пластичные, тягучие. | В твердом состоянии хрупкие. |
Температура плавления | От 3.3800С (W) до – 38,9 0С (Hg) | От 3.8000С (графит) до – 210 0С (N2) |
Вид химической связи | Металлическая | Ковалентная неполярная |
Тип кристаллической решетки | Металлическая | Атомная Молекулярная |
Слабым учащимся предлагается выполнить тест по вариантам.
Вариант 1 | Вариант 2 |
1.Твёрдыми веществами являются: а) N б) P в) H г) O | 1. Твёрдыми веществами являются: а) CI б) S в) He г) F |
2. Газами при нормальных условиях являются: а) S б) As в) P г) CI | 2. Газами при нормальных условиях являются: а) P б) Br в) I г) N |
3. Аллотропные модификации образует элемент: а) C б) N в) He г) Ne | 3. Аллотропные модификации образует элемент: а)O б) Br в) CI г) F |
4. Атомную кристаллическую решётку имеет: а)O б) C в) N г) H | 4. . Атомную кристаллическую решётку имеет: а)N б) F в) P г) He |
5. Неметаллами являются: а) Fe б) Mn в) AI г) H | 5. Неметаллами являются: а) Na б) Cu в) F г) Ag |
Ответ: Вариант 1:
Вариант: 2
Физическое свойство | Металлы | Неметаллы |
Агрегатное состояние | | |
Цвет | | |
Электро – и теплопроводность. | | |
Пластичность | | |
Температура плавления | | |
Вид химической связи | | |
Тип кристаллической решетки | | |
Физическое свойство | Металлы | Неметаллы |
Агрегатное состояние | | |
Цвет | | |
Электро – и теплопроводность. | | |
Пластичность | | |
Температура плавления | | |
Вид химической связи | | |
Тип кристаллической решетки | | |
Вариант 1 | Вариант 2 |
1.Твёрдыми веществами являются: а) N б) P в) H г) O | 1. Твёрдыми веществами являются: а) CI б) S в) He г) F |
2. Газами при нормальных условиях являются: а) S б) As в) P г) CI | 2. Газами при нормальных условиях являются: а) P б) Br в) I г) N |
3. Аллотропные модификации образует элемент: а) C б) N в) He г) Ne | 3. Аллотропные модификации образует элемент: а)O б) Br в) CI г) F |
4. Атомную кристаллическую решётку имеет: а)O б) C в) N г) H | 4. . Атомную кристаллическую решётку имеет: а)N б) F в) P г) He |
5. Неметаллами являются: а) Fe б) Mn в) AI г) H | 5. Неметаллами являются: а) Na б) Cu в) F г) Ag |
Вариант 1 | Вариант 2 |
1.Твёрдыми веществами являются: а) N б) P в) H г) O | 1. Твёрдыми веществами являются: а) CI б) S в) He г) F |
2. Газами при нормальных условиях являются: а) S б) As в) P г) CI | 2. Газами при нормальных условиях являются: а) P б) Br в) I г) N |
3. Аллотропные модификации образует элемент: а) C б) N в) He г) Ne | 3. Аллотропные модификации образует элемент: а) O б) Br в) CI г) F |
4. Атомную кристаллическую решётку имеет: а)O б) C в) N г) H | 4. . Атомную кристаллическую решётку имеет: а)N б) F в) P г) He |
5. Неметаллами являются: а) Fe б) Mn в) AI г) H | 5. Неметаллами являются: а) Na б) Cu в) F г) Ag |
Рефлексивный тест:
1. Я узнал (а) много нового.
2. Мне это пригодится в жизни.
3. На уроке было над чем подумать.
4. На все возникшие у меня в ходе урока вопросы я получил (а) ответы.
5. На уроке я поработал (а) добросовестно и цели урока достиг (ла).
Рефлексивный тест:
1. Я узнал (а) много нового.
2. Мне это пригодится в жизни.
3. На уроке было над чем подумать.
4. На все возникшие у меня в ходе урока вопросы я получил (а) ответы.
5. На уроке я поработал (а) добросовестно и цели урока достиг (ла).
Рефлексивный тест:
1. Я узнал (а) много нового.
2. Мне это пригодится в жизни.
3. На уроке было над чем подумать.
4. На все возникшие у меня в ходе урока вопросы я получил (а) ответы.
5. На уроке я поработал (а) добросовестно и цели урока достиг (ла).
Рефлексивный тест:
1. Я узнал (а) много нового.
2. Мне это пригодится в жизни.
3. На уроке было над чем подумать.
4. На все возникшие у меня в ходе урока вопросы я получил (а) ответы.
5. На уроке я поработал (а) добросовестно и цели урока достиг (ла).
Рефлексивный тест:
1. Я узнал (а) много нового.
2. Мне это пригодится в жизни.
3. На уроке было над чем подумать.
4. На все возникшие у меня в ходе урока вопросы я получил (а) ответы.
5. На уроке я поработал (а) добросовестно и цели урока достиг (ла).
Рефлексивный тест:
1. Я узнал (а) много нового.
2. Мне это пригодится в жизни.
3. На уроке было над чем подумать.
4. На все возникшие у меня в ходе урока вопросы я получил (а) ответы.
5. На уроке я поработал (а) добросовестно и цели урока достиг (ла).