МБОУ СОШ №1 р.п. Беково
Пензенская область
План – конспект урока физики 7 класс
« Манометры»
Кудинов Геннадий Иванович
Тема: Манометры
физика 7 класс
Учитель физики МБОУ СОШ №1р.п. Беково Кудинов
Геннадий Иванович
Цель урока: знакомство с работой и устройством манометра; проверка знаний учащихся по теме.
Задачи урока:
образовательная: повторить знания о барометре и атмосферном давлении; обеспечить уровень усвоения учебного материала по теме «Манометр»;
развивающая: развивать умения применять имеющиеся знания на практике; развивать способности анализировать, делать выводы; логически рассуждать, а в конечном итоге – способствовать развитию интеллекта и творческих способностей, развитию внимания, памяти.
воспитательная: формировать познавательный интерес к физике и биологии; способствовать формированию у учащихся уважения к научному познанию и убеждения в ценности научных знаний для разных областей человеческой деятельности, для повседневной жизни человека; формировать умение слушать своих товарищей, работать в коллективе; давать самооценку.
Оборудование:
действующая модель открытого жидкостного манометра;
Сосуд с водой;
Металлические манометры
Жидкостный манометр
Действующая модель металлического манометра
Машина Атвуда
Компьютер
Проектор
Презентация.
Демонстрации:
Устройство и принцип действия открытого жидкостного манометра;
Устройство и принцип действия металлического манометра.
Ход урока
I. Организационный этап
Сегодня на уроке мы с вами проверим домашнюю работу, повторим ранее изученный материал и узнаем много нового по теме « Приборы для измерения давления»
II. Этап повторения пройденного
1. Проверка Д/З
Проверка решенных задач
2.Тестирование
1) Кто из учёных предложил способ измерения атмосферного давления:
А) Ньютон;
Б) Паскаль;
В) Королёв;
Г) Торричелли.
2). Какой буквой обозначается давление?
А) F;
Б) m;
В) р;
Г)S .
3). Какова единица измерения атмосферного давления?
А) кг или г;
Б) Па или мм рт. ст.;
В) Н или кН;
Г) м/с или км/ч.
4). Чему равно значение нормального атмосферного давления (на уровне моря)?
А) 1 Н;
Б) 1 Па;
В) 760 Н;
Г) 760 мм рт. ст.
5) Как называется прибор для измерения высоты, используемый в авиации?
А) высотомер В) анероид
Б) альтимер Г) ареометр
6). Как называется прибор для измерения атмосферного давления
А) Альтиметр Б) Барометр
В) Мензурка Г) Высотомер
Ответы :1Г. 2.В. 3 Б. 4Г. 5А.6Б
III. Этап изучения нового материала
1.Объяснение учителя
Барометр-анероид служит для измерения атмосферного давления. В силу своей конструкции он не может быть использован для измерения других давлений. Поэтому мы изучаем сегодня прибор для измерения давлений больших или меньших, чем атмосферное, говорим о их применении, в медицине, в быту, в технике.
Для измерения давлений жидкости или газов используют манометры (от греческого слова «манос» – редкий).
Существуют различные конструкции манометров. Рассмотрим наиболее простые.
. Жидкостный манометр Демонстрируя работу простейшего U-образного жидкостного манометра, следует отметить, что он может измерять давления много меньшие, чем атмосферное.
Работа такого манометра основана на сравнении давления в закрытом колене с внешним давлением в открытом колене. По разности высот жидкости в коленах судят об измеряемом давлении.
Давайте посмотрим и скажем, если нажать пальцем на пленку, то уровень воды в коленах изменится. Почему?. Что вы можете сказать, где давление больше атмосферного?
На ск. Давление в одном из колен больше или меньше атмосферного давления в см водяного столба? В Па?
2. Самостоятельная работа.
Опираясь на учебник, а именно ( стр. 139 последний абзац) разберём устройство и работу трубчатого манометра, который в XIX веке сконструировал ученый Э. Бурдон. ( Прибор на столе)
В корпусе манометра вмонтирована металлическая трубка, один конец которой запаян, а другой подключается к штуцеру, через который поступает либо газ, либо жидкость. При помощи механических звеньев с трубкой соединена стрелка.
При заполнении трубка начинает разгибаться и стрелка перемещается вдоль шкалы. Чем больше давление, тем больше угол отклонения стрелки.
Такой манометр можно использовать для измерения давлений в широком диапазоне.
3.Применение манометров ( сообщения учащихся)
Многие заболевания сердца и кровеносной системы сопровождаются изменениями кровяного давления, заболевания других органов часто влияют на состояние сердечнососудистой системы человека, а измерение кровяного давления – одна из обязательных процедур при медицинском осмотре в поликлинике или больнице для диагноза болезней, вызывающих изменения давления крови.
Прибор для измерения артериального давления крови называется сфигмоманометром (от греческого sphygmos – пульс, биение сердца) или тонометром. Он состоит из манометра, тонкостенной воздухонепроницаемой манжеты, резинового нагнетателя и регулятора давления. Для измерения кровяного давления манжета плотно обертывается вокруг руки выше локтя и закрепляется застежками. Через одну резиновую трубку в манжету с помощью нагнетателя накачивается воздух, другая трубка соединяет манжету с манометром. При накачивании воздуха манжета сдавливает руку со всех сторон. Когда давление воздуха в ней превышает максимальное значение давления крови, создаваемого сердцем, ток крови в артерии прекращается.
Чтобы измерить максимальное артериальное давление, поворотом регулятора приоткрывается отверстие для выпуска воздуха из манжеты и давление в ней начинает снижаться. Когда давление в манжете становится меньше максимального артериального давления, кровь начинает толчками проникать в артерию. Эти толчки можно зарегистрировать с помощью фонендоскопа.
Фонендоскоп – это очень простой прибор, состоящий из головки – тонкостенной пустой коробки – и гибкой трубки, соединенной с двумя пластмассовыми трубками с наконечниками. Для прослушивания толчков крови в артерии головка фонендоскопа вставляется под край манжеты, наконечники вставляются в уши. Когда давление в манжете снижается до значения максимального артериального давления, начинают прослушиваться пульсации крови в артерии. В момент начала прослушивания пульсаций нужно заметить показания манометра. Это будет верхнее артериальное давление, т. При этом наблюдаются и пульсации показаний манометра.
Когда при дальнейшем выпускании воздуха из манжеты давление в ней снижается до минимального значения давления крови в артерии, манжета перестает препятствовать току крови в артерии и пульсации перестают прослушиваться с помощью фонендоскопа, Перестает «вздрагивать» и стрелка манометра. Это нижнее артериальное давление У здоровых молодых людей верхнее артериальное давление должно быть около 120 мм рт. ст., нижнее артериальное давление около 80 мм рт. ст. (короче говорят «давление 120 на 80» и пишут «120/80»). Однако понятие нормы в данном случае весьма относительно, так как для разных людей нормальными оказываются различные значения давления. Поэтому каждому человеку нужно знать, какие значения верхнего и нижнего артериального давления являются нормальными, обычными для его организма. Обнаружение изменений кровяного давления может служить сигналом о возможном заболевании. Повышение максимального артериального кровяного давления выше 140-150 и минимального выше 80-90 мм рт. ст. является признаком заболевания, называемого гипертонией. Максимальное артериальное кровяное давление ниже 90-100 мм рт. ст. является признаком заболевания, называемого гипотонией.
Когда говорят, что нормальная частота пульса человека от 60 до 80 ударов в минуту, то имеют в виду средние значения для большинства людей. Но нормальный пульс ребенка до трех лет обычно выше 100. У тренированных спортсменов сердце более мощное и в отсутствие повышенной физической нагрузки обеспечивает потребности организма при числе сокращений ниже 60.
Бывают существенные отклонения от средних значений чисто индивидуальные. Например, пульс у Наполеона был всего 40 ударов в минуту и это не свидетельствовало о каком-то заболевании. Артериальное давление, существенно отличающееся от среднего значения, для данного человека может быть нормальными. Поэтому в случае ощущения недомогания или серьезного заболевания врачу трудно определить, какие из параметров вашего организма отклоняются от нормальных значений, если эти ваши индивидуальные значения в норме неизвестны
IV. Закрепление материала
С какими приборами мы сегодня познакомились?
Почему в открытом манометре уровни жидкости в обоих коленах одинаковые?
Почему при погружении коробочки в воду изменяются уровни жидкости в коленах манометра?
Как с помощью жидкостного манометра показать, что на одной и той же глубине давление одинаково по всем направлениям?
Как устроен металлический манометр?
В каких единицах градуируется шкала металлического манометра?
Решить задачу. (Пёрышкин)
(Лукашик)
Оценки за урок:
Итог урока.
Что узнали нового ? Интересно было или нет?
V. Этап домашнего задания.
§47 на доске