1. | Организация начала урока | -Сегодня, ребята, у нас необычный урок. К нам пришли гости. Давайте улыбнемся нашим гостям, друг другу, постараемся доставить радость и положительные эмоции от совместной работы себе и нашим гостям. Вот звонок нам дал сигнал Поработать час настал Так что время не теряем И друг другу помогаем! | Дарят улыбки друг другу, гостям, учителю. Садятся за парты. | Слайд 2 |
2. | Актуализация знаний 1) Оформление записи в тетради 2) «Мозговой штурм» | - Вспомните правила посадки при письме. - Подготовьте руку к письму. - Откройте тетради, запишите число, Классная работа. - Обратите внимание на орфограммы в словах. - На уроке чтения мы побывали в литературной гостиной, где познакомились с прекраснейшим стихотворением И. А. Бунина «Листопад». - Сегодня я приглашаю вас в КЛУБ ЗНАТОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА. - Кого называют знатоками? - Объяснить значение слова КЛУБ нам поможет толковый словарь Ожегова. - В течение урока вы – знатоки русского языка будете выполнять задания и по результату оценивать свою работу на КАРТЕ САМООЦЕНКИ - Работать сегодня будем в группах. - Первое задание знатокам: определить название предмета, о котором пойдёт речь сегодня на уроке. - Что означает слово СКЛОНЕНИЕ? - Сколько склонений имён существительных различают в русском языке? ОЦЕНИТЕ СЕБЯ НА ДАННОМ ЭТАПЕ УРОКА | Открывают тетради, записывают число, Классная работа. - Сведующие в определённой области. - Ученица читает значение слова. Знакомятся с картой самооценки В группах разгадывают ребус СКЛОНЕНИЕ - Изменение по падежам. - Три склонения. | Слайд 3 Карточка на доске Толковый словарь Ожегова КАРТА САМООЦЕНКИ Карточка с ребусом Слайд 4 |
3. | Орфографическая минутка | - А сейчас орфографическая минутка. - Приготовили тетради, задание на слайде. - Какое задание будете выполнять? - Прочитать слова глазками. - Если возник вопрос, поднять руку. - Проверить себя по орфографическому словарю. - Фронтальная проверка – веера букв. ОЦЕНИТЕ СЕБЯ НА ДАННОМ ЭТАПЕ УРОКА | - Списать слова в тетрадь, решить орфографические задачи (вставить пропущенные буквы) Проверяют по орфографическому словарю. Работают с веерами букв. Оценивают свою работу. | Слайд 5 Орфографический словарь Веера букв Слайд 6 |
4. | Самоопределение к деятельности Проблемная ситуация | - К какой части речи относятся слова орфографической минутки? - Какие из них относятся к именам существительным 1-го склонения? - Чтобы убедиться в правильности выбора, повторим сведения о языке, какие имена существительные относятся к 1-му склонению. - Задание: Карточка 1 – дополнить сведения о языке. - Проверка по слайду. ОЦЕНИТЕ СЕБЯ НА ДАННОМ ЭТАПЕ УРОКА -Посмотрите, пожалуйста, на следующие слова (на экране): ПО ТРОПИНК..., У ДОРОЖК..., О СЕРЁЖ... - К какой части речи относятся эти слова? - Какие орфограммы в них пропущены? - Как решить такие задачи? | Работа в группе. Вписывают пропущенные в карточке слова. Оценивают свою работу. - Имена существительные. - Безударная гласная в окончании. ??? | Карточка 1 Слайд 7 Слайд 8 |
5. | Определение темы и постановка учебных задач урока | - Предположите, чему мы будем учиться сегодня на уроке? - Как определить, к какому склонению относятся данные имена существительные? - Сформулируйте тему нашего урока. - Учебные задачи. | - Решать орфографические задачи в безударных падежных окончаниях имён существительных. - Поставить в начальную форму. -К 1-му склонению. 1) Познакомиться с падежными окончаниями имён существительных 1 – го склонения. 2) Научиться решать орфографические задачи в безударных падежных окончаниях имён существительных 1 – го склонения. | Слайд 9 Слайд 10 |
7. | Открытие новых знаний и способа действий. 1) Учебное исследование 2) Выведение правила | - Чтобы решить первую задачу, я предлагаю вам, работая в группе провести исследование и выяснить, какие падежные окончания у имён существительных 1-го склонения. - Рабочий лист с таблицей. - Инструкция: выбрать имена существительные для исследования 1-я группа: имена существительные ж. р., И. п., окончание а ударное, а безударное. 2-я группа: имена существительные ж. р., И. п., окончание я ударное, я безударное. 3-я группа: имена существительные собственные м. р., И. п., окончание а ударное, а безударное. 4-я группа: имена существительные собственные м. р., И. п., окончание я ударное, я безударное. - Просклонять выбранные имена существительные. - Провести наблюдение, сделать вывод: есть ли различие в написании ударных и безударных падежных окончаний имён существительных 1-го склонения? - Проверим наши доводы по учебнику. - С. 91 – таблица Обратите внимание! – первый абзац. ОЦЕНИТЕ СЕБЯ НА ДАННОМ ЭТАПЕ УРОКА Сделайте вывод: как решить орфографическую задачу в безударном падежном окончании имени существительного 1-го склонения? - Обратите внимание! Второй абзац | Работают в группе 1-я группа: ЗВЕЗДА, ВАЗА 2-я группа: ЗАРЯ, КАПЛЯ 3-я группа: ЮРА, ИЛЬЯ 4-я группа: КОЛЯ, КУЗЬМА Командиры группы склоняют имена существительные на рабочих листах, остальные в тетрадях.э Наблюдают, делают вывод. Оценивают свою работу. Читают правило. | Карточки со словами ЗВЕЗДА, ВАЗА, ЗАРЯ, КАПЛЯ, ЮРА, ИЛЬЯ, КОЛЯ, КУЗЬМА Рабочий лист с таблицей. Инструкция: Слайд 11 Учебник с. 91 |
9. | Самостоятельная работа с самопроверкой. | - С. 92 упр. 159 (задание на слайде) - Просклонять имена существительные 1-го склонения, выделить окончания. - Взаимопроверка по слайду ОЦЕНИТЕ СЕБЯ НА ДАННОМ ЭТАПЕ УРОКА | - Выполняют задание в тетради. Меняются тетрадями по часовой стрелке, проверяют. Оценивают свою работу. | Слайд 14 Слайд 15 |