СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока по русскому языку 8 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока по русскому языку 8 класс. Развитие речи. Сочинение описание картины Василия Дмитриевича Поленова "Золотая осень" 

Красота природы,  смена времен года, а каждое из них – осень, зима, весна, лето – неповторимое, особенное, всегда были источником вдохновения для музыкантов, художников  и поэтов. Однако самым поэтическим временем года многие считают именно осень.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по русскому языку 8 класс»

Конспект открытого урока по русскому языку. 8 класс

Тема: Сочинение – описание картины.

Форма проведения: урок развития речи.

Технология: урок – мастерская.

Учитель: Бенько Лариса Анатольевна.

Цели урока:

  • Образовательные: учить описывать картину; формировать умение строить текст в определенной композиционной форме, определять основную мысль сочинения; путем речевой подготовки предупреждать недочеты,  грамматические ошибки в сочинениях учащихся;

  • Воспитательные: воспитывать творческую активность, эстетическое восприятие окружающей действительности и произведений живописи;

  • Развивающие: развивать умение формировать и выделять существенные признаки и свойства, развивать способность точного употребления слов в устной и письменной речи.

Оборудование:

  • репродукции картин художников пейзажистов на тему «Осень»;

  • слайд-презентация с репродукциями картин;

  • музыкальный альбом Антонио Вивальди «Времена года»,

  • музыкальный альбом П.И.Чайковского «Времена года»,

  • проектор.



Сценарий урока:

I. Организационный момент, формулировка целей и задач.

Задача учителя: создать доброжелательную атмосферу в классе, настроить учеников на урок, проложить невидимую нить понимания, единой устремленности понимания в сотрудничестве.

1. Вступительное слово учителя. Создание эмоционального настроя.

-Добрый день, дорогие ребята. Займите, пожалуйста, свои места.(слайд 1)

Я рада вас видеть в этот прекрасный осенний день. Нам предстоит увлекательная и интересная работа. (слайд 2-4) Сегодня у нас урок развития речи.

-Давайте подарим друг другу хорошее настроение, улыбнёмся друг другу и поприветствуем наших гостей. Сегодня на уроке мы будем готовиться к сочинению описанию по картине Василия Поленова «Золотая осень»

(слайд 5-6)

II. Знакомство с новым материалом.

- Красота природы, смена времен года, а каждое из них – осень, зима, весна, лето – неповторимое, особенное, всегда были источником вдохновения для музыкантов, художников и поэтов. Однако самым поэтическим временем года многие считают именно осень.

- Сейчас я предлагаю вам порелаксировать. Закройте глаза, расслабьтесь и послушайте мелодии. Знаете ли вы, кто автор этих аккордов? ( П. И.Чайковский) (слайд 7-8)

- Что вы знаете про Чайковского? Шопена? (выступление докладчиков)

- Каких еще известных композиторов вы знаете? ( Вивальди)

1.Проверка домашнего задания.

Я просила вас подготовиться, повторить или выучить стихотворение про осень. ( выступление 2-3 учащихся).( слайд 9)

Сегодня мы будем учиться писать сочинение описание. А как вы знаете, красивое сочинение начинается с эпиграфа. Какие строки из прослушанных стихотворений можно использовать в роли эпиграфов?

2. Первое восприятие .

В изобразительном искусстве пейзаж – воспроизведение естественной или преображенной человеком природы. В пейзаже важным моментом является избранный художником естественный или сочиненный природный мотив, который становится как бы “героем” произведения. Задача художника-пейзажиста – изображение природы в ее бесконечном разнообразии.


Что называется пейзажем? / изображение природы/ Пейза́ж (фр. Paysage, от pays — страна, местность), в живописи — тип картины, изображающий природу или какую-либо местность (лес,поле,горы,роща, города и др.). 
Жанр изобразительного искусства, воспроизводящий естественную или изменённую человеком природу, называется пейзажем. Пейзажем называют также произведение этого жанра. (слайд 10)
В зависимости от характера, пейзажного мотива можно выделить сельский, городской, индустриальный пейзаж, марину (от итал. таппа — морской). Пейзаж может носить исторический, героический, фантастический, лирический, эпический характер. Например, пейзаж И. Левитана часто именуется «пейзажем настроения». На его картинах воплощаются изменчивые настроения, состояния тревоги, скорби, предчувствия, умиротворенности, радости и др.


3. Выбор рассказчика. Повторение стилей речи.

Поиграем в ролевую игру. Представьте себя в роли репортера, экскурсовода картинной галереи или в роли знаменитых художников – авторов картин. Но, когда будете писать свое сочинение, вы должны помнить про стили речи и придерживаться своей роли. Назовите стили речи, какие вы знаете и где они употребляются. (ответы детей) (слайд 11-12)

Что значит написать сочинение-описание по картине? /необходимо понять замысел художника; подумать, как художник воплотил свой замысел в картине; передать своё отношение/ (сайд 13)

Какие художественные средства надо использовать, чтобы ваше описание было красочным, выразительным, точным?/сравнения, олицетворения, эпитеты, метафоры/ 

Кого из русских художников – пейзажистов вы знаете?

Айвазовский Иван Константинович 
Бенуа  Александр Николаевич 

Василий Поленов
Куинджи Архип Иванович 
Левитан Исаак Ильич 
Рерих Николай Константинович 
Шишкин Иван Иванович 
Юон  Константин Фёдорович

4Выступление подготовленного учащегося о жизни и творчестве художника (слайд 14)

5. Беседа по картине. (слайд 15)

– Внимательно рассмотрите репродукцию картины В. Поленова «Золотая осень». Удалось ли художнику передать кистью то прекрасное, что открылось ему, казалось бы, в обычном, будничном сюжете?

-Каким настроением пронизана картина и как оно отражено в цветовой гамме?

--Обратите внимание на сочетание холодных и теплых тонов.

-Яркие, праздничные оттенки, тонко согласованные друг с другом, передают атмосферу не только радости, но и легкой грусти. Они передают гармонию ясного осеннего дня. Золотисто-желтая гамма чередуется с яркими пятнами изумрудной зелени, лазурного неба. В картине господствует солнечный свет, он заполняет почти все полотно.

– Не зная, как называется картина, какой бы вариант названия вы предложили? Докажите, что картина “Золотая осень” относится к лирической пейзажной живописи.

– Как любое произведение искусства живопись имеет свой сюжет, свое композиционное построение. Давайте детально рассмотрим репродукцию картины В. Поленова “Золотая осень” и проследим сюжет и композицию этого полотна. Рассмотрите все подробности, при помощи которых создается художественный образ. (Ребята предлагают свои сюжетные линии.)

-Теперь обратите внимание на примерную схему написания сочинения описания по картине.

6.Примерная схема сочинения по картине (слайд 16) 1. Небольшая справка о творчестве данного художника (какие картины и когда он написал, направление, в котором он работал, особенности его творчества). 2. Справка о данной картине (название, когда написана, под влиянием каких событий, жанр картины и так далее). (слайд 17) 3. Описание картины: а) сюжет картины (о чем повествует картина);
б) что изображено на переднем плане;
в) что изображено на заднем плане картины;
г) описать основных героев картины (если они есть);
д) детали картины;
е) основные цвета (краски) картины (почему художник выбрал именно их); 4. Используемые художником выразительные и композиционные средства (какое настроение передает эта картина?). 5. Роль этих средств в выражении авторской позиции, идеи картины. 6. Свои впечатления от картины (какое впечатление произвела, чем особенно понравилась, что осталось не до конца понятым…).

На самых первых этапах анализ может быть в последовательности «снизу вверх»: нижний край (земля, вода, фон…), средняя часть (основная, где, как правило, находится композиционный центр картины), верхний край картины (фон, небо).

7.Синонимические ряды для сочинения-описания картины: (слайд 18) художник, живописец, мастер кисти, пейзажист, портретист, баталист (художник, специализировавшийся на изображении войны), маринист (художник, рисующий морские пейзажи), бытописатель (художник, автор произведений бытового жанра); создает, пишет, изображает, воспроизводит; картина, полотно, репродукция, холст…

8.Название цветов и оттенков, которые можно употребить при описании картинызелёный, изумрудный, жёлто-зеленый, жёлтый, золотистый, медный, багряный, красный, малиновый, сиреневый, оранжевый, синий, темно-синий, лазурный, небесно-голубой, бирюзовый, голубой, бледно-голубой, бежевый, коричневый, серый, и др. (слайд 19)

9.Обсуждение путей анализа картины.

- Что вам в первую очередь бросилось в глаза, когда вы посмотрели на картину? Значит, как лучше описать картину? (Сначала передний план, а потом задний план.)

- О чём ещё мы говорим, когда описываем картину художника? (О красках, которые использовал художник)

- А для чего создаются картины? (Художник своей картиной хочет сказать о том, как красива наша земля. Мы, зрители, наслаждаемся созданными образами, проникаемся хорошим настроением.)

 - Правильно. Значит, в сочинении нужно ещё и выразить своё настроение.

10. Разговор о цветовом оформлении картины.

- Какие краски использовал  художник? Запишите  в тетради. - Почему художник использовал именно эти краски?

- Как автор картины показал с помощью красок, что всё мокро и сыро?

- Цвет в картине имеет большое значение. Художник с помощью цвета создает образ, передает свое отношение к герою, вызывает определенное настроение. Мы видим неяркие, спокойные краски: светло-зелёную и тёмно-зелёную гамму, розовато-жёлтые, бордовый  тона. Эти сочетания создают летнее настроение. Серебристый оттенок на всех предметах рождает ощущение прохлады.

11. Разговор о настроении зрителей (учащихся).

- Ещё раз внимательно посмотрите на картину. Нравится ли вам она? Чем? Какое настроение она создаёт? Ваши ощущения? Запишите 1-2 предложения.

12. Составление плана. Социализация. (слайд 17)

- Как будем располагать материал, который вами собран? Составьте свой план. Прочитайте их вслух. (ответы учащихся)

13.Подготовка к сочинению-описанию картины Василия Поленова “Золотая осень”

– Что, по-вашему, значит написать сочинение по картине?

(Понять замысел художника. Проследить, как художник осуществил свой замысел в картине (композиция, цветовая гамма, освещение).

-Передать свое отношение к изображенному на полотне, свои мысли, чувства.

- Опишите подробно каждый из образов, изображенных на картине.

– Обратим внимание на композиционное построение сочинения-описания. Совместно составляем развернутый план сочинения, продумываем варианты вступления и концовки.

Вступление. Оно может состоять из 2-3 предложений, а может быть и развернутым. (слайд 20)

Осень – любимое время года многих поэтов, музыкантов, художников.

Василий Поленов – певец красоты русской природы.

Яркая гамма красок русского пейзажа рождает радостное настроение.

Основная часть. Самая большая по объему. Здесь дается описание самой картины. (слайд 21)

  • Картина В. Поленова “Золотая осень”.

  • Общий план картины.

  • Деревья на картине .

  • Осенняя река.

  • Лазурь небес.

  • Задний план картины.

Заключение. Оно может состоять из 2–3 предложений, а может быть и развернутым. (слайд 22)

  1. Какие чувства у вас вызвал этот прекрасный уголок природы, изображенный великим живописцем?

  2. Вспомните свои наблюдения в осеннем лесу, свое настроение, свои чувства

  3. Какова главная мысль этой картины и вашего сочинения?

14. Устное описание картины

(Моделирование текста, устранение речевых и грамматических ошибок).

15. Заключительное слово учителя

- Природа живет в его полотнах, в ней чувствуется и грусть, и радость, и раздумья самого художника. Обычно осень – время увядания природы – вызывает чувство печали и тоски. Василий Поленов, используя золотистые, желто-красные цвета осенней природы, голубизну реки и дальнего неба, яркость, сочность красок, горизонтальную композицию всего изображения, подчеркивает радостное настроение солнечного дня осени, красоту родной природы.

16.Домашнее задание: отредактировать и написать сочинение по картине Василия Поленова “Золотая осень”. (слайд 23-24)

 17. Рефлексия.

- Чему вы сегодня научились?

- Какое открытие вы сегодня сделали?

- Какое у вас настроение?

- Понравилось ли работать группой?

- Кто из товарищей удивил? Чем?

- Что не очень получилось в групповой работе? Как думаете, почему?



Список использованной литературы.

1.Русский язык. 8 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений. /( М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.Т. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский) - М.: Просвещение, 2013.

 2. Ходякова Л.А. Использование живописи в преподавании русского языка. -

 М.: Просвещение. 1983

3. Музиянова Л. А. Творческие мастерские // Русский язык в школе. – 2003. - № 6.

Интернет-ресурсы:

  •  Российский общеобразовательный портал. Коллекция: МХК. Герасимов А.М. -http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?ob_no=%2016527 

  •  шаблон - http://whynotra.moy.su/_nw/14/15329.jpg 

  •  Дом-музей - http://www.tstu.ru/win/kultur/kul_img/mus_img/ger_img/terr.jpg


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!