Словарный диктант | Тетрадь, мороз, город, сорока, завод, медведь, лошадь, берёза, пенал, морковь, воробей, молоко. | |
2.Актуали-зация знаний | У.-.Ребята, скажите в каком селе мы с вами живём? Жителей села Евстратовка называют евстратовцы, жителей города Санкт-Петербурга называют петербуржцы, города Россошь - Россошанцы. Как вы думаете, кто живет в городе под названием Речь, как зовут его жителей . Д. – В городе Морфология живут части речи. (Показ слайда на доске) У.- Назовите, какие части речи вы уже знаете (Составление кластера) У каждого есть дом, в котором они живут. Вот и у наших « жителей» частей речи тоже есть свой дом. Давайте проверим, всех ли жителей этого города мы с вами назвали. У. -Сегодня мы отправляемся в гости только к одной части речи, а к какой вы сейчас, наверное, быстро догадаетесь, по этим строчкам: Давно живу я в мире этом, Даю названия предметам. У. - К какой части речи относятся эти строки? Д.- Эти строки относятся к имени существительному. У. - Да, действительно, мы сегодня идем в гости к имени существительному. Это новая для вас тема или вы уже что-то о ней знаете? Д. – Мы знакомы с этой частью речи. У.- А если тема знакома, давайте вспомним, что мы уже знаем об имени существительном и поиграем в игру «Хлопни в ладоши». Если я называю слова, обозначающие имена существительные, то хлопните дружно в ладоши над головой. ( Снежинка, северный, любимый, подарок, слон, сказка, поет, рисует, игрушка, украшает, заметает, кошка, ветер, солнце.) У.- Молодцы! - Какие слова мы называем именами существительными? Д. – Имя существительное часть речи, обозначает предмет, отвечает на вопросы Кто? Что? | Регулятивные УУД Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные УУД Выявлять главные особенности объектов. |
Формули- рование проблемы, планирование деятельности. | Запись на доске слов: тетрадь, мороз, город, сорока, завод медведь, лошадь, берёза, пенал, морковь, воробей, молоко. У.- Посмотрите на доску. Что объединяет все эти слова ? Д.- Эти слова имена существительные. У.- Почему они записаны в двух столбиках? Обсудите этот вопрос в парах. Д.-В первом столбике существительные, которые отвечают на вопрос: кто?, во втором - на вопрос: что? У. - Ребята, почему существительные, записанные в 1 столбике, отвечают на вопрос: кто? Д. -Эти существительные обозначают живой предмет. У.- Почему существительные второго столбика отвечают на вопрос: что? Д.- Они обозначают неживой предмет. У.- Сформулируйте основной вопрос урока: Д.- Чем отличаются слова, отвечающие на вопрос кто? и что? У.- Как они называются? Прочитайте название темы урока на стр.12 | Личностные УУД Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Познавательные УУД Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. Регулятивные УУД Формулировать новую учебную задачу. |
Открытие новых знаний | Наблюдение над новым материалом. а) Знакомство с понятием одушевленные и неодушевленные существительные. У.- Ребята, объясните, а как вы понимаете, что такое живой предмет, неживой предмет? Д.- Живые предметы – это живые существа, которые сами могут передвигаться, дышать, питаться, они обладают душевными переживаниями. б) формирование умение распределять слова в группы. Упр. № 15, стр12 (поочередно каждый ученик выходит к доске и записывает слово в нужный столбик) Работа с определением. У.– Как вы думаете, может ли одушевлённое существительное стать неодушевлённым или наоборот? Д.- Нет, если существительное отвечает на вопрос кто? – оно не может отвечать на вопрос что? У.- Одушевлённость или неодушевлённость – это постоянный признак каждого имени существительного. – Проверим свои предположения, прочитав определение учебнике (с. 12) | Познавательные УУД Выявлять сущность, особенности объектов. На основе анализа объектов делать выводы. Обобщать и классиф. по признакам. Распознавать одушевлённые, неодушевлённые имена существительные; Коммуникативные УУД Оформлять свои мысли в устной форме. Вступать в сотрудничество с одноклассниками. |
Итог урока. Рефлексия | Блицтурнир. На доске вывешаны елочные шары красного, зеленого и желтого цвета, на обратной стороне шара записан вопрос, на который нужно ответить. Шар №1 (. Что такое имя существительное?). Шар №2 (. На какие вопросы отвечает имя существительное?). Шар №3 (Что обозначает имя существительное?). Шар №4 (Какие имена существительные отвечают на вопрос: кто?). Шар №5 (Приведи примеры существительных, которые отвечают на вопрос: кто?). Шар №6 (Какие имена существительные отвечают на вопрос что?). Шар №7 (Приведи примеры существительных, которые отвечают на вопрос что?). | Регулятивные УУД Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные УУД На основе анализа объектов делать выводы. Коммуникатив- ные УУД Вступать в сотрудничество с одноклассниками. Участвовать в совместной деятельности. |