СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока по окружающему миру "Организм человека".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по окружающему миру "Организм человека".»







ОТКРЫТЫЙ УРОК

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

в 3 классе

«Организм человека»





Учитель начальных классов

Свистун В.В.



























Цели: сформировать УУД

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

  • поиск и выделение необходимой информации;

  • понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме;

  • сформировать понятия: здоровье, здоровый образ жизни, организм, орган, система органов, внутренние органы;

  • совершенствовать умение работать с учебным текстом;

  • соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других;

  • воспитывать сознательное отношение к изучению своего организма.

Оборудование: Телевизор, ноутбук, флеш карта с презентацией, наглядные пособия с изображением внутреннего и внешнего строения человека.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний. Введение в тему.

- Ребята, к нам на урок пришли гости. Давайте повернемся к ним и поприветствуем. А теперь все повернитесь ко мне и улыбнитесь мне и друг другу. Садитесь.

- Сегодня мы начинаем изучать новый раздел.

- Откройте учебник и прочитайте название этого раздела («Мы и наше здоровье»)

- Как вы думаете, кому он будет посвящен?

(Посвящен он будет человеку)

- С чем познакомит нас этот раздел, я предлагаю вам узнать, вытянув из моего веера карточки? (Несколько учащихся вытягивают из веера карточку и читают вслух классу пункты раздела).

- А теперь, ребята, отгадайте тему сегодняшнего урока. Она зашифрована в ребусе на доске.

- Молодцы! Тема сегодняшнего урока «Организм человека». СЛАЙД № 1

- Прежде чем мы начнём наш урок. Поставим цели, которые мы постараемся достигнуть на уроке.

(На доске табличка с целями урока:

1. ВСПОМНИМ СТРОЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА.

2. УЗНАЕМ ОРГАНЫ И СИСТЕМЫ ОРГАНОВ.

3. УСТАНОВИМ СВЯЗЬ МЕЖДУ СТРОЕНИЕМ И РАБОТОЙ ОРГАНОВ).

4. ПОЗНАКОМИМСЯ С ПРАВИЛАМИ ЗОЖ (ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ).

3. Изучение новой темы

Внешнее строение.

- Посмотрите друг на друга. Рассмотрите, как устроено тело человека снаружи.

- Я приглашаю 2 человек продемонстрировать классу ваши знания. (Один ученик называет и показывает части тела на другом). А вы ребята найдите эти части у своего соседа или соседки по парте.

- А как ещё можно назвать руки и ноги? (верхние и нижние конечности).


- Молодцы, я вижу, что вы хорошо знаете все части своего тела.

- А как называется строение человека снаружи? (Внешнее строение). (Учитель вывешивает табличку ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ.) СЛАЙД № 2

Внутреннее строение.

- А теперь вспомните о внутреннем строении человека.

- Отгадайте загадки. Сердце, желудок, печень, кишечник, мозг.

- Как можно, одним словом назвать всё перечисленное вами?

Лёгкие, сердце, печень, желудок, головной мозг – всё это внутренние органы человека. СЛАЙД №№ 3,4

- Как вы думаете, какая наука занимается изучением строения тела человека? (На доске прикреплены три таблички: АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ, ГИГИЕНА).

(АНАТОМИЯ наука изучающая строение тела человека.)

- Правильно! Найдите точное определение. (Один учащийся на доске прикрепляет правильный ответ).

- Подумайте, почему каждому из нас важно знать, как устроен и работает организм человека?

(Учащиеся дают ответы: - Чтобы сохранять и укреплять своё здоровье.

-Чтобы человек мог мыслить, говорить, трудиться.

- Чтобы умело использовать свои возможности).

СЛАЙД № 5

- В толковом словаре Ожегова даётся толкование словосочетания

Организм человека - это система органов, связанных между собой.

- Вот мы с вами выяснили, что организм человека - это система органов, связанных между собой. А что такое системы органов вы узнаете, прочитав определение в учебнике на стр. 122. Найдете его. (Учащиеся зачитывают определение).

- Запишите это правило в рабочей тетради на стр. 71. (Системы органов - это органы, выполняющие общую работу).

- Целью нашей работы является знакомство с основными системами органов
человека и их функциями.

- Скажите, какая наука занимается изучением работы органов? (Физиология).

- Правильно! Найдите точное определение. (Один учащийся на доске прикрепляет правильный ответ. ФИЗИОЛОГИЯ – это наука изучающая работу органов человека).


Ознакомление с основными системами

- Какие же системы органов есть в организме человека? Какие функции они выполняют?

- Работу человеческого организма обеспечивают 6 основных систем:

Учитель вывешивает на доску: Дыхательная, нервная, кровеносная, опорно-двигательная, пищеварительная и выделительная.

- Сегодня на уроке мы подробно изучим пищеварительную, кровеносную и нервную системы, а с остальными познакомимся на других уроках.

В ходе изучения темы составляется кластер: на доску учащиеся прикрепляют таблички с названиями систем органов и отгадывают зашифрованные слова самих органов.

У нас в классе есть ученые, которые подготовили для вас вопросы о системах органов. Давайте послушаем их. Приглашаю первого ученого Ивана Дмитриевича.

Ученый 1 (Иван Дмитриевич)

Пищеварительная.

- Ребята! Перечислите органы пищеварения. (Открывает таблички на доске, учащиеся расшифровывают слова).

(Рот, глотка, пищевод, желудок, печень, кишечник).

-Подпишите эти органы в рабочей тетради на стр.71.

- Как называется система этих органов?

(Пищеварительная система).



- Что обеспечивает пищеварительная система?

(Обеспечивает переваривание пищи).

СЛАЙДЫ №№ 6-9

- Спасибо Иван Дмитрий присаживайтесь.

Учитель: сначала пища попадает в ротовую полость. Здесь мы пережевываем ее зубами, перемешиваем языком. Уже в ротовой полости пища начинает перевариваться с помощью слюны. Затем через глотку и пищевод пища попадает в желудок, где ее переваривает желудочный сок. Из желудка пища поступает в кишечник. Там заканчивается ее переваривание. Кишечник состоит из тонкой и толстой кишки. Большую роль в пищеварении играет печень. Печень выделяет в тонкую кишку особую жидкость, необходимую для пищеварения,- желчь. Частицы питательных веществ переваренной пищи через стенки кишечника всасываются в кровь. Кровь разносит их по всему телу.

Учитель: У нас на уроке присутствует врач Данил Николаевич. Давайте послушаем его советы.

Врач Данила Николаевич озвучивает правила здорового образа жизни.

- Ребята, чтобы вы были здоровы, правильно работала ваша пищеварительная система необходимо соблюдать режим дня, правильно питаться, выполнять физические упражнения, отказаться от вредных привычек. (Из журналов «Здоровье школьника»).

- Спасибо, Данил Николаевич, пока присаживайтесь. А я хочу пригласить второго учёного.

Ученый 2 (Елизавета Дмитриевна)

Кровеносная система.

- Перечислите, ребята, органы кровообращения. (Открывает таблички на доске, учащиеся расшифровывают слова).



(Сердце, сосуды).

- Подпишите эти органы в рабочей тетради на стр.71.

- Как называется система этих органов?

(Кровеносная система)

- Что обеспечивает кровеносная система?

(Обеспечивает движение крови в организме).

Открывает таблички на доске.

СЛАЙДЫ №№ 10-11.

- Спасибо Елизавета Дмитриевна присаживайтесь.

Учитель: сердце есть у каждого человека. Сердце - это мотор, который постоянно работает. Оно подобно насосу подает кровь ко всем органам. Кровь доставляет им кислород, полученный из легких, и питательные вещества из переваренной пищи. Без кислорода и питательных веществ – углеводов, белков и жиров наши органы не могут ни существовать, ни работать.

- Я снова хочу пригласить врача Данила Николаевича.

Врач Данил Николаевич: «Как вы думаете, сердце спортсмена по размерам такое же, как сердце обычного человека?» Ученики отвечают на проблемный вопрос: (Сердце спортсмена больше, потому что сердце - это мышца, и тренировки укрепляют её и делают крупнее.).

- Чтобы сберечь сердце необходимо соблюдать режим дня, правильно питаться, выполнять физические упражнения, отказаться от вредных привычек. (Из журналов «Здоровье школьника»).

- Вы, наверное, устали? Давайте проведём физкультминутку.


Физминутка.

1. Кивните мне головой.

2. Покажите, где находится ваша шея.
3. Пощупайте свою грудную клетку.
4. Повернитесь ко мне спиной.
5. Погладьте себя по животу.
6. Поднимите правую руку вверх.

7.Поднимите левую руку вверх.
8. Попрыгайте на правой ноге.
9.Попрыгайте на левой ноге.


- Молодцы! Присаживайтесь. А я приглашаю третьего учёного Дмитрия Александровича.

Ученый 3 (Дмитрий Александрович)

- Как вы думаете, о какой системе я буду задавать вам вопросы?

( О нервной).

У меня в руках грецкий орех, для чего я вам его показываю?

(Он похож на мозг).

- Правильно! Перечислите органы нервной системы.

(Головной мозг, спинной мозг, нервы). (Открывает таблички на доске, учащиеся расшифровывают слова).



- Подпишите эти орган в рабочей тетради на стр.71.



- Что обеспечивает нервная система?

(Управляет деятельностью всего организма).

Открывает таблички на доске.

СЛАЙДЫ №№ 12-13.

- Спасибо Дмитрий Александрович присаживайтесь.

Учитель: управляет деятельностью всего организма нервная система. Она состоит из головного мозга, спинного мозга и нервов. Ко всем органам тела от головного и спинного мозга отходят нервы, похожие на белые шнуры и нити. По ним в мозг поступают различные сигналы всем органам тела. Мозг похож на сверхмощный компьютер, который непрерывно анализирует поступающую информацию и отдает приказы органам и системам организма. Благодаря ему мы видим, слышим, двигаемся, думаем и дышим. Головной мозг может запоминать информацию и воспроизводить ее по мере необходимости.

- Данила Николаевич снова даст вам свои советы.


Советы врача Данила Николаевича: Не нервничать по пустякам. Научиться снимать напряжение. Заниматься спортом. Ешьте грецкие орехи.

- Спасибо Данила Николаевич, присаживайтесь.


- Вы подписали в тетради органы человека. Скажите, какой орган мы сегодня не изучали? А о каком органе написано много стихотворений, песен?


- Всегда ли люди знали, как устроено тело человека, как работают органы?

(Нет. Церковь запрещала анатомировать умерших. Учёные делали это тайно в течение многих веков. Но благодаря им сегодня врачи могут оказывать помощь больным, производить операции).

- Великим русским учёным-физиологом был Иван Петрович Павлов.

Давайте послушаем об этом ученом сообщение (сообщение учащегося).

- Сохранение своего здоровья – одна из главных задач любого человека. Делать это надо с самого детства.

- Ребята, скажите, какая наука помогает нам сохранить здоровье? (ГИГИЕНА). Правильно! ГИГИЕНА - это наука о сохранении и укреплении здоровья. (Один учащийся на доске прикрепляет правильный ответ).

СЛАЙД № 14.

Работа в группах.

- Ребята, а сейчас разделитесь на 4 группы. Мы поиграем в игру «Познайте себя». У вас на столе лежат листочки с силуэтом человека и органы различных систем. Ваша задача расположит правильно все органы. (Проверка задания на слайде). Слайд № 15.

- В рабочих тетрадях на стр.72 есть таблица, которую мы сейчас заполним.

Название системы органов

Из каких органов состоит

Какую работу выполняет

Пищеварительная система


Рот, глотка, пищевод, желудок, печень, кишечник

Перерабатывает пищу.

Кровеносная система


Сердце, сосуды

Доставляет кровь ко всем внутренним органам

Нервная система


Головной мозг, спинной мозг, нервы

Управляет деятельностью всего организма.

Заполнение таблицы. Проверка СЛАЙД № 16.

РЕФЛЕКСИЯ

- Пришло время подвести итоги. Посмотрим, насколько тема урока была вам интересна и как вы умеете внимательно слушать.

-Достигли ли мы целей, которые поставили в начале урока?

- Приведите пример внутренних органов человека?

- Какую работу они выполняют?

– О каких системах организма вы узнали сегодня?

- Какая система органов управляет всем организмом?

- Оцените свою работу на уроке. (Учащиеся показывают смайлики).

- Я тоже оценю вас и поставлю отметки.



- Ребята, чтобы быть всегда здоровыми и весёлыми вспомните заветные слова:

- «Я здоровье сберегу,

Сам себе я помогу!»



- Будьте здоровы, ребята!

- Будьте здоровы, уважаемые взрослые!

- Спасибо за урок!





Домашнее задание:

Учебник: стр. 122-125, читать и отвечать на вопросы, р.т.с.72 (4).

Составьте и запишите свой режим дня.



10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!