План-конспект
открытого урока по окружающему миру
в 1 классе
Тема: Почему Луна бывает разной?
Цель: Развивать познавательные интересы учащихся; формировать представление о Луне как спутнике Земли; объяснить детям, почему на Луне не живут люди при помощи мультимедийной презентации; воспитывать интерес детей к окружающему миру; формировать доброжелательные отношения между учащимися, умения понимать себя и других.
Задачи:
1. Расширить и углубить знания учащихся о Луне - естественном спутнике Земли.
2. Развивать представления о форме, размерах, цвете предметов; речь, внимание, память, логическое мышление.
3. Развивать интерес к астрономии.
Оборудование:
• Конфигурация: компьютеры + мультимедийный проектор,
• Учебник, рабочая тетрадь.
Универсальные учебные действия.
Регулятивные: Познавательные логические: | целеполагание, планирование, прогнозирование, коррекция, оценка, алгоритмизация действий . анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия. | |
Коммуникативные: | использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа. | |
Личностные: | смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. | |
Организационно-ориентировочный этап.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Прозвенел звонок –
Начинается урок.
Слушаем, рассуждаем,
Выводы делаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
- Сегодня у нас на уроке много гостей. Повернитесь. Поздоровайтесь.
- Итак, настроились, работаем четко, думаем и рассуждаем.
II. Повторение изученного.
О каких небесных телах мы говорили на прошлом уроке?
Работа в парах
Муравьишка приготовил для вас задание.
У каждой пары на парте лежат листочки с заданиями. Ваша задача дописать предложения.
Цель: Проверка различными методами объёма усвоенного
материала, характера мышления учеников, степени
сформированности общеучебных умений и навыков.
Комментирование отчётов учащихся.
Карточка
- Солнце – огромный пылающий … (шар).
- Солнце – это ближайшая к Земле … (звезда).
- Оно создает нам … (день).
- Нам Солнце кажется маленьким кружочком, потому что находится … (далеко от Земли)
находится … (далеко от Земли).
- Звезды кажутся нам маленькими … (точками), потому что находятся … (далеко от Земли)
находятся …. (далеко от Земли).
- Звезды отличаются друг от друга по … (цвету) и по … (размеру)
III.Определение темы урока.
Посмотрел Муравьишка на небо и увидел ещё что-то. Отгадайте загадки и узнаете, что же увидел Муравьишка?
1. Подрастал, подрастал,
Был рогатым - круглым стал.
только круг, чудо - круг
Стал опять рогатым вдруг. (Месяц)
2. В голубой станице
Девица круглолица.
Ночью ей не спиться -
В зеркало глядится. (Луна)
- Что увидел Муравьишка на небе? (луну, месяц)
- Всегда ли Луна имеет одну и ту же форму?
-Ребята, давайте попробуем определить, что же мы должны сегодня изучать.
Прочитайте тему урока.
Попробуем поставить цели нашего урока?
Цели урока: узнаем, что такое Луна; узнаем, какую форму имеет Луна; узнаем, почему Луна выглядит по-разному; узнаем, как люди изучают Луну.
IV Объяснение нового материала.
Если очень постараться,
Если очень захотеть,
Можно на небо подняться
И до солнца долететь.
И всерьез, не понарошку,
Познакомиться с Луной.
Погулять по ней немножко
И вернуться вновь домой!
-С тех пор, как человек появился на Земле, Луна представляла для него загадку. В древние времена люди поклонялись Луне, считая ее богиней ночи. Сегодня мы знаем гораздо больше о том, что она представляет собой.
-Я предлагаю вам провести маленькое исследование по теме нашего разговора.
V Исследование (работа в группах).
- Работать мы будем в группах.
- Так что же такое Луна?
Луна - не звезда и не планета. Луна – естественный спутник Земли.
-Что такое спутник? Спутник - это небесное тело, которое движется вокруг более крупного тела. Естественные спутники планет - это их природные спутники, т.е. те, которые не созданы человеком.
-Помните, на уроках мы говорили, что человек создал искусственные спутники, которые запускает в космос, естественные спутники создает природа, а не человек.
- 1 группа будет отвечать на вопрос: Почему Луну считают спутником Земли. И работать группа будет по дополнительному материалу.
- Каждый из вас видел Луну, какой вы ее запомнили?
Много тысячелетий люди поднимают голову вверх и видят в ночном небе одну и ту же Луну, только выглядит она по-разному. То круглая, как блин, то похожа на серп. Объяснить эти явления человек не мог. Думали даже, что видят разные небесные тела, поэтому появилось два названия: «луна» и «месяц». Но всё это - одна и та же Луна. Почему тогда мы видим её такой разной?
- На этот вопрос ответит 2 группа и будет работать со мной.
- Все это мы знаем благодаря ученым. А как они ее изучают, ответит 3 группа. И работать будут по учебнику.
Работа в группах:
1 группа: Почему Луну считают спутником Земли?
Прочитай материал и подготовь пересказ.
2 группа: Как изменяется внешний вид Луны? Почему это происходит?
Посмотри видео и ответь на вопрос.
3 группа: Как ученые изучают Луну?
Прочитать материал на странице 35 и на странице 86 учебника.
Сделать модель Лунохода.
- Но для начала давайте вспомним Правила работы в группе.
Внимательно слушай товарища.
Говори вполголоса.
Исправляя товарища – не обижай.
Хотите задать вопрос – поднимите руку.
VI Физминутка
VII Выступление по группам.
- А сейчас послушаем выступление ребят.
VIII Итог
- Вот мы и узнали секреты Луны.
- Первый секрет в том, что Луна является… (спутником Земли)
- Почему так думаете?
- Второй секрет в том, что Луна бывает разной. Как вы это понимаете?
В давние времена люди не знали, как устроена Луна и думали, что ее проглатывает какое-то чудовище, а потом появляется новая. Но мы-то с вами знаем, что это не так!
С Земли Луна кажется маленькой. Но на самом деле это не так. Если нарисовать Землю с арбуз, то Луна окажется яблоком (размером с яблоко). Луна в шесть раз меньше Земли.
Иногда, кажется, что у Луны есть лицо. Это впечатление создают горы, отбрасывающие тень на ее поверхность. А светлые пятна – это лунные моря. Но на самом деле в этих морях нет ни капли воды. Но люди раньше этого не знали. Поэтому и назвали их морями.
- С помощью чего ученые исследуют Луну?
-Итак представьте, что мы опустились на поверхность Луны. Подумайте, как одним словом можно назвать это действие? (прилунились)
- Первыми на Луне побывали американские астронавты Армстронг и Олдрин.
Днем на Луне жара до 130 градусов,а ночью 170 градусов мороза.
Вся поверхность Луны покрыта толстым слоем пыли. Луна выглядит так, как будто на ней много лет не вытирали пыль.
- Будьте очень осторожны! Смотрите под ноги, так как на Луне много камней.
- Да, и разговаривайте только по радиотелефону (так как на Луне нет воздуха и вы всё равно не услышите друг друга). Даже метеориты на Луне падают бесшумно.
- И не делайте больших шагов, а то будете сильно подпрыгивать.
- На Луне нет ни цветов, ни деревьев, ни радуги, только песок да камни.
- И, самое главное, на Луне нет ни воды, ни воздуха, ни атмосферы. Там не бывает ни дождей, ни снега.
- Нет облаков, нет туманов, только чёрное небо вокруг. Правда, дожди там все-таки бывают – метеоритные, каменные.
- Человек на Луне жить не может.
Рефлексия.
- Как вы считаете, хорошо ли вы усвоили материал данного урока? Если да, то поднимите зеленый карандаш, а если не очень – желтый, если вы ничего не поняли, то поднимите красный. Всем спасибо! Урок окончен.