План открытого урока
литературного чтения
во 2Б классе
Учитель: Исаева К.Н.
Тема. Л.Н.Толстой « Котёнок».
Цели: познакомить учащихся с поучительными рассказами Л.Н. Толстого; учить составлять план; развивать внимание, логическое мышление, творческие способности; совершенствовать технику чтения; воспитывать честность, доброе отношение к животным.
Планируемые результаты:
учащиеся должны уметь воспринимать на слух художественные произведения;
соотносить смысл пословицы и прозаического произведения;
составлять план рассказа, пересказывать текст подробно, выборочно;
характеризовать героев на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним.
Оборудование:
Презентация,
портрет Л.Н. Толстого,
карточки,
компьютер,
мультимедийный проектор.
Тема. Л.Н.Толстой « Котёнок».
I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок
начинается урок.
Ум и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде дорожи
-Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, поделитесь хорошим настроением с другим. Вот с таким настроением мы начинаем урок литературного чтения.
II. Проверка домашнего задания.
1. С творчеством какого писателя мы знакомимся на уроках чтения? ( с творчеством Л.Н.Толстого)
Вспомним факты из биографии Л.Н.Толстого
Слайд №1
Л.Н.Толстой родился в 1828 году в имении …… Ясная Поляна.
Л.Н. Толстой открыл для детей ….школы
Писатель написал для детей учебник….. «Азбука»
Толстой учил … детей
Он сочинял … для детей: р.., с.., б.., п.., п... . (произведения)
– Из каких рассказов Л. Н. Толстого пришли к нам эти герои?
К каким рассказу подходят эти пословицы
“Кот родителей почитает, тот вовек не погибает”
Грамоте учиться –всегда пригодится.
б) Организация работы в парах
— Возьмите конверт с цветными полосками.
(На цветных полосках написаны названия произведений: «Старый дед и внучек», «Правда всего дороже», «Филипок», «Сказка о рыбаке и рыбке»)
— Найдите среди четырёх полосок лишнюю.
Пара, которая справилась с заданием, возьмите полоску в «общую руку».
-Обоснуйте свой ответ. Слайд с изображением цветных полосок.
(Лишнее произведение — «Сказка о рыбаке и рыбке», так как все остальные, кроме этого, написал Л.Н. Толстой.)
III. Изучение нового материала.
1.Речевая разминка.
Сегодня мы познакомимся ещё с одним произведением Л.Н. Толстого, с каким узнаем позже.
— Начнём с речевой разминки (чистоговорки.)
ол – ил – ул – ал
Белый кот клубок катал.
ил –ул –ал –ол
Он загнал его под стол,
ал – ол – ил – ул
А затем загнал под стул.
ел – ил – ёл – ял
Долго кот клубок катал,
ил – ел – юл — ул
Потянулся и уснул.
2.Отгадайте загадку.
-Отгадайте загадку и подумайте, с каким произведением Л.Н. Толстого мы познакомимся сегодня.
Она первой входит в дом,
И живёт подолгу в нём.
То мяучит, то играет,
То исчезает далеко.
А когда придёт обратно,
То из блюдца аккуратно
Пьет сырое молоко.
Д. Это кошка.
-Что вы узнали о кошке из чистоговорки и загадки?
Чем любит заниматься кошка?
Рассказ о кошках
Кошка живёт с человеком уже более 5 тысяч лет. Её родиной считается Африка. Оттуда она попала в Египет. В городах в то время было много мышей. Их ловили домашние ужи и ласки, но переловить всех не могли. Тогда кошка стала охранять собранный урожай от грызунов.
Кошку объявили священным животным, в её честь устраивали праздники. При пожаре египтянин должен был спасти в первую очередь кошку. За убийство кошки полагалась смертная казнь.
На Руси кошка тоже пользовалась уважением народа. Например, в 16 веке она стоила столько, сколько стоила корова. Она считалась признаком домашнего уюта и благополучия.
3.Сообщение темы, цели урока.
Сегодня мы познакомимся с былью Л. Н. Толстого “Котёнок”
- Что такое быль?
- Это то, что было в действительности
4.Постановка целей
-Выберите рисунок, который подойдет к названию рассказа.(На доске картинки: котенок, кошка, кошка с котятами, котята) Почему?
- Сейчас мы узнаем, какая история произошла с котенком в рассказе Толстого?
5.Слушание текста (аудиозапись)
Проверка качества первичного восприятия текста
- Кому понравилось это произведение?
- Что понравилось?
- Какой момент показался самым напряжённым?
- Назовите главных героев произведения (Дети называют)
6. Словарная работа.
- Амбар – (прочитаем в словаре)- это строение в виде сарая, в котором хранили зерно, муку.
Подле-около
Пустился что было духу- очень быстро
7.Чтение текста учениками.
По выбору учителя.
8.Физминутка.
9.Беседа по содержанию.
-Что случилось с кошкой, которая жила у Васи и Кати?
- Где нашел Вася кошку?
- Что он увидел?
- Сколько их было?
- Как же котенок остался один?
-Куда пошли ребята?
-Почему ребята взяли котёнка с собой?
- Какая опасность угрожала котенку?
- Кто спас котенка?
IV. Закрепление изученного материала.
1.Работа над выразительностью речи.
- Найдите отрывок, к иллюстрации в учебнике, прочитайте его.
2. Составление описания Васи.
Что ты можешь сказать о Васе? Какой он?
V. Итог урока.
Послушаем стихотворение.
Всё мяукал котёнок во дворе под кустом,
Всё хотелось котёнку, чтоб позвал кто-то в дом.
Вдруг с куста одинокий прошуршал жёлтый лист,
Показалось котёнку, что позвали “кис-кис”.
Замяукал от счастья, он помчался на зов,
Только дверь оказалась заперта на засов.
-Грустное стихотворение, правда?
-Чтобы этого не случилось, никогда нельзя забывайте своего маленького друга и нужно заботиться о нём.
- Как вы думаете, что хотел сказать нам, читателям, Л. Н. Толстой своим рассказом?
-Да, Л. Н. Толстой хотел этим рассказом показать, что мы должны заботиться о своих домашних питомцах. И если не будем делать этого, то они погибнут
VI. Рефлексия.
Выберите смайлик который характеризует вашу работу на уроке