СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока по литературному чтению для 1 класса на тему «С.Я. Маршак «Тихая сказка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока по литературному чтению для 1 класса на тему «С.Я. Маршак «Тихая сказка»

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по литературному чтению для 1 класса на тему «С.Я. Маршак «Тихая сказка»»



Орг. момент.

Ребята, для того, чтобы узнать, куда мы с Вами сегодня отправимся внимательно прочитайте, что написано у Вас вверху на маленьком листочке и послушайте звук.

Итак, куда мы сегодня отправимся? В театр

Правильно, поднимите руку, кто уже посещал театр один или совместно с родителями?

Давайте напомним другим ребятам, какие существуют правила поведения в театре. Для этого сыграем в игру, я буду читать правило, если Вы со мной согласны, то в паре Вам необходимо поднять сигнальную карточку зелёного цвета, а если не согласны, то красного.

Ребята, согласны ли Вы с моим утверждение, что данный правила можно отнести и к обычному школьному уроку? Если согласны поднимите сигнальную карточку зелёного цвета, а если не согласны, то красную.

Дак давайте и будем соблюдать данные правила в течение всего нашего урока.

Действие первое «ПОДГОТОВКА К ПРЕДСТАВЛЕНИЮ».

Постановка цели и темы.

Вы, наверное, обратили внимание, что в театральном билете отсутствует информация о поэте и сказочнике, на представление которого мы сегодня собрались.

Для того, чтобы наш театральный билет был полностью заполнен, и мы смогли попасть в зрительный зал, Вам необходимо найти и прочитать со слайда фамилию поэта и сказочник, отбросив иностранные буквы.

Ребята, как Вы думаете, с творчеством какого поэта и сказочника нам сегодня предстоит познакомиться на уроке? Перевернуть портрет.

Правильно. Давайте дополним наш театральный билет, записав имя, отчество и фамилию нашего поэта и сказочника. Кто вспомнит с какой буквы пишутся имена, фамилии и отчества людей? С заглавной буквы

Совершенно верно. Возьмите в руки ручку и запишите имя, отчество и фамилию. Подчеркните простым карандашом по линейке заглавные буквы.

Актуализация знаний.

Согласитесь, что очень тяжело знакомиться с творчеством человека, не видя его в глаз и не зная о нём ничего. Для того, чтобы поближе познакомиться с биографией Самуила Яковлевич Маршака я предлагаю Вам посмотреть небольшой видеофрагмент. После чего я проверю, кто из Вас был самым внимательным «Знатоком биографии Маршака» и сможет ответить на 4 главных вопроса:

Детство

В каком городе родился? Воронеже

Сколько было братьев и сестер? Пятеро (3 сестры и 2 брата)

Творчество

Во сколько лет написал первые стихотворения?4 года

Кто заметил талант? Учитель словесности (раньше так называли учителя литературы и русского языка).

Личные качества

-Самуил Яковлевич Маршак очень часто помогал знакомым оказавшимся в беде. Значит какое качество преобладало у поэта? Отзывчивый.

-Также Маршак организовал театр для беспризорников (дети - не имеющие места жительства) и выпустил для них большое количество книг. Кого так любил сказочник и посвятил своё творчество? Любил детей.




-Итак мы познакомились с автором, а для того, чтобы определить название его произведения и нашего спектакля, я попрошу каждый ряд подойти к первой парте своего ряда. Ваша задача сложить два слова из перепутанных букв. У кого получилось собрать название присаживаются на место, озвучивает ответ первая парта каждого ряда.

Правильно. Ребята, название литературных произведений тоже пишутся с заглавной буквы. Давайте дополним наш театральный билет. Возьмите в руки ручку и запишите название произведения. Подчеркните простым карандашом по линейке заглавную букву.

По названию произведения и глядя на иллюстрации на слайде предположите, о чем пойдет речь в произведении? О волках и ежах, они встретятся, волки напугают ежей, ежи убегут.

Открыть дерево-предсказаний. Ответы 3 учеников записываются на листочках и прикрепляются к дереву предсказаний.

Перед началом спектакля для улучшения зрения предлагаю юным зрителям выполнить небольшую гимнастику для глаз.

Действие второе «ПРЕДСТАВЛЕНИЕ».

Первое театральное действие нашего урока прошло успешно, переходим к следующему. Итак, садитесь поудобнее, приготовьтесь внимательно слушать и подумайте, почему автор назвал это произведение сказкой? Что необычного в этой сказке?

Ребята, поднимите, пожалуйста руку, кому понравилась сказка С.Я. Маршака?

Я с Вами полностью согласна. Почему же автор назвал это произведение сказкой? В сказках происходят чудеса. Описываются события, которых не бывает в реальной жизни. Животные наделяются человеческими способностями – разговаривать.

Что необычного в этой сказке? Она написана в стихотворной форме. Складно, есть рифма, ритм.

Кто герои этой сказки? Животные (серый ёж, ежиха, ёжик, волки).

Поднимите руку, у кого оправдались собственные предположения о ходе событий в сказке? Обращаюсь к дереву-предсказаний.

Действие третье «ЮНЫЕ АКТЕРЫ».

Итак, мы с Вами только что побывали на представлении, а сейчас я предлагаю Вам перевоплотиться из зрителей в актёров и прочитать данную сказку самостоятельно.

В тексте нам могут встретиться незнакомые слова. Поэтому перед чтением я предлагаю провести словарную работу. Соединим слово из первого столбика с его значением из второго столбика.

Откройте учебнике на 56 стр. Ребята, как вы думаете, как нужно читать сказку? Тихо, спокойно, размеренно

Выборочное чтение с остановками.

Чтение первой части сказки.

-С каких слов начинается сказка? Прочитайте первое четверостишие.

Начало любого сказочного действия начинается с зачина «Жили-были…». Дальше начинается основная часть.

-Какими оказались ёж, ежиха и ёжик? Найдите и прочитайте.





Серый ёж был очень тих

И ежиха тоже.

И ребёнок был у них –

Очень тихий ёжик.

-Куда собралось всё семейство ежат? На ночную прогулку

-Можно ли назвать семью ежат дружной? Почему? Да, вместе проводят время

-В какое время года это происходило?

Вдоль глухих осенних троп

Ходят тихо: топ-топ-топ.

-Кто спит, а кому не спится ночью? Найдите в тексте и прочитайте.

Спит давно народ лесной.

Спит и зверь, и птица.

Но во тьме, в тиши ночной

Двум волкам не спится.

Чтение второй части сказки.

-Кто напал на ежей? Волки

-Куда изначально отправлялись волки? На грабёж

-Как поступили ежи, узнав об опасности? Съёжились торчком и подняли иглы.

-Чему научили они своего ребёнка-ёжика? Что они советовали ему сделать? Найдите в тексте и прочитайте.

Говорят: - Головку спрячь,

Съёжься, милый ёжик!

-Послушал ли ёжик своих родителей? Поднимите руку, кто тоже бы послушался родителей, оказавшись в данной ситуации на месте ёжика? Да

-Смогли ли волки обидеть ежей? Какие качества помогли ежатам не попасть в опасность? Нет. Сообразительность, забота, взаимопомощь «А ежи – отец и мать – Колют волчьи ноги», доверие «Мы волкам не верим. Да и ты не верь им!».

Чтение третей части сказки.

-Что же произошло дальше? Кто появился в сказке? Появились охотники с собакой

Как отреагировали волки на появление лесника? И ушли, поджав хвосты, Волк с волчицею в кусты.

-Чем заканчивается сказка? Прочитайте последнее четверостишие.

Завершение сказочного действия называется концовкой.

АНТРАКТ

Мы с Вами, как актёры самостоятельно прочитали зачин, основную часть и концовку сказки. А сейчас в нашем театре перерыв между действиями, и я предлагаю вам отдохнуть. Представим себя ёжиками, сядем на корточки, съёжимся, потопчемся на месте, пофыркаем, и поднимем иголочки как наши отважные и дружные ежики, спасаясь от волков-разбойников.

ПОСЛЕДЕЙСТВИЕ

А чтобы проверить, какие внимательными вы были зрителями я предлагаю Вам в паре поработать в либретто (книжечках, так в театре называют словесный текст произведения) и выполнить несколько интересных заданий.

Первое задание. Восстановите последовательность событий сказки. Пронумеруйте ручкой иллюстрации.

Проверка на слайде. Поднимите руку, у кого всё правильно. Молодцы!




Вы прирождённые суфлёры — это работники театра, которые следят за ходом репетиций, спектакля по тексту пьесы и подсказывает по необходимости актёрам текст роли. У кого есть ошибки, не расстраивайтесь, исправьте их.

Посмотрите какой у нас получился схематичный план сказки. Давайте попробуем придумать название, заголовок к каждому его пункту, иллюстрации. Семья ежей. Встреча с волками. Появление лесника.

Второе задание. Перед Вами несколько карточек со словами. Давайте прочитаем их (сообразительные, добрые, дружные, глупые, злые, трусливые). Ваша задача с помощью клея приклеить карточку в соответствующий столбик. В первый столбик необходимо поместить слова, которые характеризуют ежат, а во второй – волков.

Проверка на слайде. Поднимите руку, у кого всё правильно. Молодцы! В будущем Вы можете стать настоящими поэтами и сказочниками. У кого есть ошибки, не расстраивайтесь, исправьте их.

Третье задание. Любой писатель должен быть очень грамотным человеком. Для этого необходимо знать все орфограммы. Возьмите каждый карточку с третьим заданием. Перед Вами отрывок из сказки. Ваша задача внимательно прочитать его про себя и подумать, какая прячется орфограмма в сказке. Правописание ЖИ, ШИ.

Какое правило о правописании - ЖИ и ШИ вы знаете?

Все сочетания с ЖИ и ШИ

Ты только с буквой И пиши.

Возьмите линейку, зелёный карандаш. Найдите в своём отрывке слова с орфограммой «написание ЖИ-ШИ» и подчеркните её, как мы с Вами и учились.

Проверка на слайде. Поменяйтесь карточками с товарищем по парте. Возьмите в руки ручку. И проверьте работу одноклассника со слайда. Если орфограмма правильно отмечена поставьте плюсик.

Если Ваш одноклассник получил два плюсика – похвалите его, а если один или не одного, то посоветуйте повторить данное правило ещё раз дома.

С каждого ряда читает один человек.

1 ряд какой структурный элемент сказки был в Вашем отрывке? Зачин

2 ряд какой структурный элемент сказки был в Вашем отрывке? Основная часть

3 ряд какой структурный элемент сказки был в Вашем отрывке? Концовка

ФИНАЛ

Вот и завершилось наше путешествие в театр. Давайте вспомним с каким поэтом-сказочником мы сегодня познакомились? С.Я. Маршаком.

На представление, какой сказки о животных мы побывали? Тихая сказка

Я предлагаю Вам оценить свою работу на уроке по шкале достижений. Переверните Ваш театральный билет. Возьмите в руки жёлтый карандаш или фломастер.

  • Если Вы считаете, что на уроке работали хорошо и отлично разобрались в изученной теме, то нарисуйте солнышко в самом верху шкалы.

  • Если вы были не очень активны и на уроке какие-то моменты были непонятны, то нарисуйте солнышко посередине.

  • А если вы считаете, что работали плохо и совсем не разобрались в новой теме – нарисуйте солнышко в самом низу шкалы.

У меня тоже есть такая шкала, и я прикреплю солнышко на самую вершину, так как я очень довольна вашей работой.



В конце любого представления актёрам принято вручать цветы. Сейчас в руках у меня находятся не цветы, а медали, которые в конце нашего урока я бы хотела вручить

  • Самому вдумчивому читателю. (Золотая медаль)

  • Самому внимательному читателю. (Серебряная медаль)

  • Самому активному читателю. (Бронзовая медаль)

В качестве домашнего задания я предлагаю Вам побыть в роли художников и нарисовать афишу (обложку) на своём театральном билете к представлению «Тихая сказка». А также выполнить одно задание на выбор: придумать и записать продолжение этой сказки ИЛИ подготовить чтение по ролям разговора волчицы с волком.

Аплодисменты – форма выражения благодарности артистам. Давайте и мы поаплодируем себе за хорошо проведенный урок и отличную работу.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!