МАОУ СОШ №3
Конспект урока по литературному чтению
во 2 «Б» классе
Тема урока: М.М. Пришвин «Ребята и утята».
подготовила
учитель начальных классов
Маркова С.Е.
г.Калининград, 2020
Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».
Класс: 2 «Б».
Цели урока:
-Организовать деятельность учащихся по ознакомлению с творчеством М.М.Пришвина; эмоционально-эстетического восприятия произведения; выражать при чтении свое отношение к прочитанному, создать условия для формирования УУД:
-личностных: мотивация учения, нравственно-этическое оценивание (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающие личностный моральный выбор), воспитание любви к природе, бережного отношения к ней;
-познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование, анализ с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения сериации, классификации объектов, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование,
-коммуникативных: оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка .
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: беседа, самостоятельная работа, объяснение нового материала, методы контроля и самоконтроля.
Реализуемые педагогические технологии: здоровьесбережение, дифференцированный подход, сингапурские технологии.
Оборудование: презентация к уроку, карточки обратной связи, ноутбук, аудирование «Ребята и утята».
Ход урока:
І. Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята. А теперь поздоровайтесь с нашими гостями. Присаживайтесь.
-Сегодня на уроке я желаю вам успехов и отличного настроения.
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
-Я вижу, что вы готовы к уроку. Так будьте внимательны, активны на уроке.
Давайте познакомимся с правила делового сотрудничества.
(на доске):
Учащиеся читают.
- Уважать чужое мнение;
- быть внимательными;
- соблюдать тишину (работать вполголоса);
- слушать и слышать друг друга.
II. Актуализация знаний. Мотивация к деятельности.
Учитель.
Речевая разминка. Прочитайте стихотворение скороговоркой (медленно, с ускорением, сердито, весело, с удивлением)
Чтение скороговорки (доска)
Стала утка на пруду учить своих утят,
Утята плавать на виду у мамы не хотят.
Ужасно утка мучится:
"Ну что из них получится?"
III. Работа над новой темой.
- Сегодня мы познакомимся с произведением автора, который стал писателем, прежде попробовав себя в нескольких профессиях. Этот человек, путешествуя по неисследованным северным лесам, по азиатским степям с дорожной сумкой и охотничьим ружьем, наблюдал за природой. Любовался ее красотой. Это был не просто наблюдательным человек, а человек неравнодушный к чужой проблеме, беде.
- Какого человека можно назвать неравнодушным?
- Так вот человек всегда старался помочь не только людям, но и вообще природе. Даже, когда шел по зимнему лесу, он не мог пройти равнодушно мимо берез, склонившихся под тяжестью снега. Он брал палку и сбивал снег, освобождая березки. Его неравнодушие проявлялось во всех его делах и поступках. В рассказе, с которым мы познакомимся сегодня, вы сами поймете, что это был за человек
(Чтение детьми имени, отчества, фамилии писателя).
IV. Знакомство с автором и его произведениями.(Деревнина Виктория)
- М.М. Пришвин написал много книг и для взрослых, и для детей.
М. Пришвин родился 4 февраля 1873 г. в Орловской губернии близ города Ельца. Жилось его семье трудно, так как мать осталась одна с пятью детьми. В Германии закончил университет и стал агрономом. Он собирался заняться наукой, но стал писателем. В 30 лет он стал писать о природе. Пришвин был влюблён в свою Родину, в её красоту, в леса, поля, реки и озёра, в её птиц и зверей. Все произведения писателя проникнуты большой любовью к природе. Это «Кладовая солнца», «Лесная капель», «Охота за бабочкой» и др.
Мир вокруг нас огромен, прекрасен, удивителен. А М.Пришвин старался передать красоту мира словами, чтобы люди, прочитав его рассказы, тоже начали видеть и чувствовать эту красоту. Тогда они становятся лучше.
Сегодня мы познакомимся с одним из рассказов М.М. Пришвина. А кто будет главные герои мы узнаем, отгадав загадку. (картинка на доске).
А теперь отгадайте ребус:
Сумка минус С, М=Т получается УТКА
- Как можно ласково назвать утку?
-Мы прочитаем рассказ о маленькой уточке чирке – свистунке.
- Но перед чтением мы бы хотели рассказать об этой уточке. (Рассказ подготовленного ученика).
Утки бывают не только домашние, но и дикие. Об одной из диких уточек – чирке-свистунке и написал свой рассказ М.Пришвин.
Чирок – свистунок. (Матвеева Ксения рассказывает)
Чирок – свистунок самая маленькая уточка. Она весит меньше 600 граммов. Это очень ловкая уточка. Она хорошо плавает и летает. Поднимается и садится почти также как вертолёт – вертикально.
Прочитайте его название «Ребята и утята».
1. Первичное чтение рассказа. Прослушивание . Аудирование .
откройте учебники на С. 132-133, возьмите в руки карандаши и отмечайте незнакомые слова.
После прослушивания ответите на вопрос:
-Почему автор назвал рассказ « Ребята и утята»?
-Почему ребята обрадовались приказу спасти утят?
2. Словарная работа.
– В тексте встретились незнакомые слова. Попробуем объяснить их значение.
Чирок-свистунок – птица семейства утиных. Обитают эти птицы на небольших водоемах
Верста – старинная русская мера длины. Чуть больше 1 км
Паровое поле – поле, отдыхающее от посевов.
Овсяное поле - поле, засеянное овсом.
Вода спала – с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился/
IV. Физминутка
Вышли уточки на луг,
Вышли уточки на луг
Кря-кря-кря! (Шагаем.)
Пролетел зеленый жук
Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.)
Утки шеи выгибают. (Круговые вращения шеей.)
Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.)
Зашумел в пруду камыш (Наклоны туловища)
И опять настала тишь.(Сели)
V. Изучение нового материала.
– Кто видел маленьких утят?
– Где?
- Почему автор назвал рассказ « Ребята и утята»?
Ответы учащихся. Варианты ответов
В рассказе говорится о ребятах и утятах
Ребята и утята маленькие, им нужно подрасти.
Говорится о взаимоотношениях человека и животных.
Ребята поступили не правильно по отношению к утятам.
Ребята поняли, что маленьких нельзя обижать, о них надо заботиться.
Учитель.
- А как проверить ваши предположения?
Учащиеся.
- Прочитать, понять, что – то взять для себя.
- Итак, какова основная цель нашего урока
Давайте поставим перед собой задачи, чтобы вы хотели узнать, побывав в гостях у писателя?
(на доске – слова- помощники : узнать, познакомиться, определить)
* Узнать о жизни и творчестве писателя
* Познакомиться с новым произведением
* Определить тему произведения, которое будем изучать на уроке
– Ребята, поднимите руку, кому понравился рассказ.
- О ком этот рассказ?
- Какой это рассказ: развлекательный, познавательный или поучительный? Почему вы так считаете? Чему он учит?
- Какие ещё вы отметили слова? Назовите их. Что обозначает это слово?
Физкультминутка
Работа над рассказом.
1 часть
- Прочитайте внимательно 1 часть рассказа про себя.
– Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера?
– Докажите строчками из произведения. (Весной это озеро далеко разливалось…)
– Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса? (Вода спала.)
– Сколько надо было идти до озера? (3 версты.)
– Сколько это километров? (Чуть больше 3 километров.)
– Это много или мало для человека?
– А для маленькой уточки? (Много.)
– Прочитайте, как шла мать-уточка с утятами. (В местах, открытых для глаз человека…)
– Почему уточка-мать шла позади утят? (Чтобы не выпускать утят ни на минуту из виду.)
– Какие враги были у уток? (Люди.)
2 часть (вслух по цепочке.)
– Как стали вести себя мальчишки, увидев утят? (Закидали шапками.)
– Как вела себя уточка, когда ловили её утят? (Взволнованно.)
– Докажите строчками из произведения. (Все время, пока они ловили…)
– Как в рассказе чаще всего называют уточку? (Мать.)
– А какая она мама? (Заботливая.)
– Вам её жалко?
– Для мамы нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мама ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы еще маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас , которые испытала уточка-мать. Но вы можете представить , как поведет себя ваша мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает.
– Утята пойманы, что собираются делать ребята?
– Докажите строчками из произведения. (Ребята только было собрались закидать мать…)
– Кто помешал мальчишкам? (Автор.)
– Смогли ли они объяснить свой поступок? (Нет.)
– Какое приказание дал им взрослый?
– Докажите строчками из произведения. (-Живо, - приказал я ребятам, - идите и отдайте ей всех утят.)
3часть «Чтение по абзацам»
– Что можно сказать о ребятах? Какие они?
– Как их назвал рассказчик? (Глупыши.)
– Как можно назвать их по-другому? (Маленькие, глупые, жестокие.)
– Можно ли сказать, что ребята были жестокими?
– Как шла уточка-мать в начале рассказа? (Медленно.)
– А почему сейчас она побежала впереди? ( Хотела быстрее увести детей от врагов.)
– Как Пришвин попрощался с утятами? (Счастливый путь, утята!)
– Что он сделал при этом? (Снял шляпу.)
– Докажите строчками из произведения. (Радостно снял я шляпу и помахав…)
– Как мальчишки на это прореагировали? (Засмеялись.)
– Что приказал им сделать автор? (Тоже снять шапки и кричать до свидания!)
– Рассмотрите иллюстрацию на стр.131 и найдите строчки, которые к ней подходят. (И те самые шапки, запыленные на…)
. VI. Закрепление. Работа в рабочих тетрадях
№_1_№_2_
№3 с.77_ Составление плана
А сейчас самостоятельно озаглавьте каждую часть и кратко расскажите о чём в ней говорится
1) Куда отправилась уточка с утятами?
2) Что случилось с ними во время путешествия?
3)Какова главная мысль 3 части?_
-Ребята, посмотрите внимательно на доску. Здесь написаны пословицы.
-Прочитайте их, и скажите какая пословица, по его мнению больше всего подходит к рассказу М.М.Пришвина и объясните почему вы так думаете.
Молодцы.!!!
Умел ошибиться – умей и поправиться.
– К кому из действующих лиц рассказа подходит эта пословица?
– Почему?
– Добрый пример лучше ста слов.
– К кому из действующих лиц рассказа подходит эта пословица?
– Почему?
Кто скоро помог, тот дважды помог
– Вызывают ли у вас сочувствие действующие лица? Кто именно?
– А кто нет? Почему?
- Какими ребята были в начале рассказа? При встрече с автором? Какими стали в конце рассказа?
VII. Итог.
Давайте подведём итог:
- Как называется рассказ, с которым мы познакомились сегодня?
- Кто написал этот рассказ?
- Чему учит это произведение? (Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь её, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь, воспитать в себе готовность защищать животных и оказывать им помощь).
- Как вы понимаете слова: БУДЬ ПРИРОДЕ ДРУГОМ!
-Д.з. Учебник- стр . 130-132 пересказ 1 части.
VIII. Рефлексия. Оцените свою работу используются сигналы
- Я хорошо работал на уроке и мне понравилось, я всё понял и смогу помочь другим.
Мне очень грустно, я не всё понял.
Напоследок мне хочется познакомить вас с замечательными словами, которые сказал Михаил Михайлович Пришвин. (Ученик ):
“Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы эти сокровища сохранять, – их надо открывать и показывать. Для рыб нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину”.
(Митина Анна читает наизусть)
Без природы в мире людям
Даже дня прожить нельзя
Так давайте к ней мы будем
Относится как друзья
И при всем честном народе
Добавляем мы потом:
Нужно помогать природе,
Но со знанием и умом!
Урок окончен. Спасибо!