Цели урока:
Расширить представление учащихся о творчестве поэтов XIX века; продолжить знакомство со стихами А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова о русской природе;
Совершенствовать навыки анализа стихотворения; развивать интерес к поэзии – помочь вызвать зрительные образы при чтении стихотворений, понять настроения, чувства поэтов.
Раскрыть значение родной природы для воспитания чувства любви к большой и малой Родине; развивать эмоционально-чувственную сферу учащихся в процессе анализа стихотворений; воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи в условиях работы группы;
Создать в классе творческую обстановку, прививать интерес к предмету, приобщать учащихся к современным технологиям; воспитывать чувства прекрасного, эстетический вкус, дисциплинированность, внимательное отношение к словам товарища.
Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по литературе в 8 классе "Поэзия родной природы в творчестве А. Пушкина, Ф. Тютчева, М. Лермонтова, А. Фета, А. Майкова."»
Урок литературы в 8 классе (урок 39)
Тема: Поэзия родной природы в творчестве А. Пушкина, Ф. Тютчева, М. Лермонтова, А. Фета, А. Майкова.
Цели урока:
Расширить представление учащихся о творчестве поэтов XIX века; продолжить знакомство со стихами А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова о русской природе;
Совершенствовать навыки анализа стихотворения; развивать интерес к поэзии – помочь вызвать зрительные образы при чтении стихотворений, понять настроения, чувства поэтов.
Раскрыть значение родной природы для воспитания чувства любви к большой и малой Родине; развивать эмоционально-чувственную сферу учащихся в процессе анализа стихотворений; воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи в условиях работы группы;
Создать в классе творческую обстановку, прививать интерес к предмету, приобщать учащихся к современным технологиям; воспитывать чувства прекрасного, эстетический вкус, дисциплинированность, внимательное отношение к словам товарища.
Оборудование: 4 стола с компьютерами (для 4 групп), 5 ватманов, маркеры, 5 ноутбуков.
Формы работы: групповая, индивидуальная.
Ход урока.
Оргмомент
Добрый день, ребята, сегодня мы с вами будем учиться говорить о поэзии. Прошу вас, разделится на 4 одинаковые группы. На вашем столе должен быть компьютер, ватман, маркеры и учебник.
Когда читаешь стихотворение, понимаешь его интуитивно и субъективно. Образы и настроения стихотворения рождают в твоем воображении свои образы и ассоциации.
И мы сегодня с вами будем учиться создавать свои проекты на основе анализа стихотворения.
Актуализация знаний.
Учитель читает стихотворение «Цветы последние милее…» А.С. Пушкина.
Начинаем разбор стихотворения по плану:
Какие образы создает автор в своем стихотворении. (Образы последних и первых цветов). Рисую сердцевину цветка и лепесток на ватмане, расположенном на доске. Подписывают лепесток «Образы»
При помощи каких средств художественной выразительности он создает данные образы. (Антитеза, эпитеты, олицетворения). Рисую лепестки и подписываю их.
Какое настроение возникает при прочтении произведения. (Легкой грусти) Рисую лепесток, подписываю.
Какой размер и ритм создают определенные настроения. (Четырехстопный ямб, спокойный ритм, перекрестная рифма). Рисую лепестки и подписываю их.
Все эти образы, средства художественной выразительности помогают нам понять авторский замысел. Что же хотел сказать автор своим стихотворением? (Делаем вывод) Его записываем в сердцевину.
Затем один из учеников воспроизводит полный анализ стихотворения.
Создание проектов
В учебниках у нас есть еще стихотворения, которые мы должны проанализировать. Распределяем стихотворения (учитель в произвольной форме), создаем свой проект анализа.
Вы помните, что в качестве ассоциаций вы можете использовать и музыкальные фрагменты, и картины, на ноутбуках у вас есть папка с пометкой урок 39, можете работать с ними.
Защита проектов
Обязательным элементом является обсуждение и оценка каждой защиты.
Итог урока
Обратите внимание, что тема стихотворений, рассмотренных нами сегодня, одна – русская природа, а вот реализаций этой темы необыкновенное множество. Но неизменным остается одно – природа и человек неотделимы друг от друга, эмоционально человек связан с явлениями природы. Предлагаю вам закончить наш урок творчески и составить синквейн, темой которого и будет слово ПРИРОДА.
Домашнее задание
Выучить наизусть одно понравившееся стихотворение.