СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока по литературе по произведению М.В.Хонинова "Баллада о жалости"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание материала: Урок построен в технологии критического мышления с применением интерактивных средств обучения в соответствии с требованиями ФГОС. Данный материал предназначен для учителей русского языка и литературе. В уроке использован методический прием «чтение с остановками»  в сочетании с другими приемами технологии критического мышления. Цели урока: развитие читательских умений.  Задачи урока: - познакомить обучающихся с произведением М.В.Хонинова  «Баллада о жалости»; пробудить познавательную активность. - работать над осознанностью чтения; над развитием читательских умений. - расширять кругозор обучающихся; развивать речь, наблюдательность, умение анализировать прочитанное; развивать критическое мышление. - воспитывать эмоциональную отзывчивость к прочитанному, к героям и их поступкам; любовь и уважение к близким.   

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по литературе по произведению М.В.Хонинова "Баллада о жалости"»

Урок литературного чтения по «Балладе о жалости» М. В. Хонинове

«Пять партизан, пять воинов моих...»

Описание материала: Урок построен в технологии критического мышления с применением интерактивных средств обучения в соответствии с требованиями ФГОС. Данный материал предназначен для учителей русского языка и литературе. В уроке использован методический прием «чтение с остановками»  в сочетании с другими приемами технологии критического мышления.
Цели урока: развитие читательских умений. 
Задачи урока:
- познакомить обучающихся с произведением М.В.Хонинова «Баллада о жалости»; пробудить познавательную активность.
- работать над осознанностью чтения; над развитием читательских умений.
- расширять кругозор обучающихся; развивать речь, наблюдательность, умение анализировать прочитанное; развивать критическое мышление.
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к прочитанному, к героям и их поступкам; любовь и уважение к близким. 
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
Эмоциональное отношение к поступкам героев литературных произведений; основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному произведению.
Метапредметные УУД:
Регулятивные:
Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель; умение принимать и сохранять учебную задачу; умение контролировать и оценивать свои действия; самостоятельно работать с учебником, дополнительной литературой; осуществлять рефлексию.
Познавательные:
Строить устное высказывание с учетом учебной задачи; переработка и преобразование информации из одного вида в другой; анализировать, сравнивать, делать выводы.
Коммуникативные:
Выражать свои мысли в монологе, диалоге; участвовать в учебном диалоге; проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе.
Технология: развитие критического мышления через чтение. Здоровьесберегающие технологии.
Используемые приемы: корзина понятий, кластер, прием «чтение с остановками», «дерево предсказаний», мозговая атака, перекрестная дискуссия, рефлексия.
Оборудование урока: портрет М.В.Хонинова, выставка книг писателя, карточки с текстами для групповой работы; аудиозапись «Звуки моря», презентация.
Ход урока.
1. Стадия вызова:

Здравствуйте, ребята.

Тема нашего урока «Пять партизан, пять воинов моих...». Это строчки из Баллады М. В. Хонинова. Наверное, вы заметили, что название Баллады дано не полностью? (о чем все-таки баллада вы мне скажете в конце урока)

Что мы должны узнать на уроке? Чему научимся?

Как вы думаете, о чем будет стихотворение? Давайте составим Дерево предсказаний.

Прежде чем мы перейдем к чтению баллады, давайте запишем основные сведения о поэте.

Михаил Ванькаевич Хонинов родился 1 января 1919 года в селе Цаган-Нур; участник Великой Отечественной войны на Смоленщине и в Беларуссии; достойный сын нашей Республики, который своим оружием и словом неустанно «ковал победу» во имя Родины, во имя жизни на земле.

Михаил Ванькаевич выбрал для данного стихотворения жанр «Баллада». Давайте запишем определение этого жанра.

Баллада - это повествовательная песня с драматическим развитием сюжета, основой которого являются необычный случай.

II. Стадия осмысления. Итак, давайте перейдем к чтению баллады.

Прием «Чтение с остановками».

Заданье было трудное у них.

Чтоб выполнить его без опозданья,

Пять партизан –

Пять воинов моих –

Пять суток пробирались на заданье.

В пути им только темный лес помог,

Хоть было пробираться нелегко там,

Вдали от деревень и от дорог,

По заповедным чащам и болотам.

А через десять суток,

Поутру,

Круг завершив рискованный и длинный,

Вернулись к партизанскому костру –

Усталые, голодные,

С повинной.

1 остановка: кто первые герои? Как вы думаете, что за задание? Что произойдет дальше? Почему «с повинной»? почему не смогли выполнить задание?

Задание – взорвать на Соже мост –

Не выполнили парни из отряда,

Сказав, что наскочили там на пост

И где-то обстреляла их засада.

Быть может, правда, обстреляли их…

А может, сочинили оправданье…

Но не предусмотрел приказ таких

Причин невыполнения заданья.

Приказ был по-армейски строг и прост:

Взорвать необходимо переправу.

Враг может переправить через мост

В наш тыл своих карателей ораву.

Пять партизан,

Пять воинов моих…

Они передо мной стоят смущенно.

Шинели скособочены на них,

Как на усталых лошадях попоны.

И то ль их стыд,

То ль гнев, не скрытый мной,

То ль страх перед ответом неминучим

Трясет их пред землянкою штабной,

Как будто бы они больны трясучей.

2 остановка: какое задание? Почему они трясутся? Перед кем они стоят? Что произойдет дальше? Чего они боятся? И кого?

Таким ли поручать взрывать мосты?

От трусости, конечно, дали маху.

Прикрикну я на них –

Они в кусты

По-заячьи тотчас стрельнут со страху.

- Оружие отдайте старшине! –

Не время было разводить турусы.

Они ответят мне,

Как на войне

За трусость кровью отвечают трусы!

Они топтались, что-то бормоча,

И вдруг болтливость их

Как ветром сдуло:

Движеньем резким автомат с плеча

Сорвал я

И на них направил дуло…

- Я вас за то, что дрогнули в бою,

И за невыполнение приказа… -

Как трибунал военный, я стою,

Но приговор мой

Вдруг осекся сразу.

3 остановка: какое наказание должно быть за невыполнение военного долга перед Родиной? А что будет дальше? Посмеет ли кто-нибудь вступиться за совершивших такое дело?

Осины трепетали,

Как они,

И, как они, боясь пошевелиться,

Листочки, словно красные огни,

Роняли им на плечи и на лица.

У огневой,

У смертной полосы,

Почувствовав реальность той угрозы,

Роняли листья капельки росы,

Живые и весомые, как слезы.

Кто в этом отрывке следующий персонаж баллады?

Вот что командир вспоминает?

Взглянул на автомат я,

И тотчас

Накрыли листья кожух автомата

И, замаскировав его от глаз,

Напомнили тот случай,

Что когда-то

В степи моей родной произошел:

Пастух-калмык взял острый нож из ножен

И к шее верблюжонка подошел,

Который был отловлен и стреножен.

С зажатой головою между ног,

От ужаса не чувствуя ножонок,

Ни мать свою уже позвать не мог

И не сопротивляться

Верблюжонок.

Забилась мать в предчувствии плохом,

Привязанная где-то в отдаленье,

И, путы разорвав,

Пред пастухом

С разбегу вдруг упала на колени.

Хоть это было много лет назад,

Я помню, как упал я с нею тоже,

И слезы ее крупные, как град,

С росинками на листьях были схожи.

И человек

(Я думаю, что все ж

В душе он был обычный добрый дядя)

Отвел и в ножны спрятал страшный нож

И отошел, под ноги хмуро глядя.

А верблюжонок,

Матерью влеком,

Шагающего поступью павлиньей,

В степь побежал хрустеть солончаком

И наслаждаться горечью полынной.

4 остановка: Что будет дальше? Как поступит теперь командир партизан?

Пока я вспоминал тот эпизод,

Казалось бы, всего такую малость,

Я к пятерым бойцам,

К вот этим вот,

Дрожащим,

Ощутил внезапно жалость.

Подумал:

Может, виноват я сам,

А может, в штабе что-то проглядели,

Что наши партизаны по лесам

Болтаются по полторы недели?

И выдавил я из себя приказ:

- Не трусьте!

Подойдите к делу здраво,

Идите снова,

Но на этот раз

Должна взлететь на воздух переправа!

Была у них задача не проста.

Вернулись и по форме доложили.

И предо мной ошметки от моста,

Разрушенного взрывом,

Положили.

Их командир сказал:

Вот если б так

Мы в первый раз его взорвать смогли бы…

А я ушел спокойно в березняк,

Сказав им только:

- Молодцы! Спасибо!..

5 остановка: что заставило командира не наказывать их? Не убивать? Какую роль сыграла осина в решении командира? Какой прием автор использует в описании осины, ее действий? А его воспоминание о верблюжонке какую роль сыграло?

Тогда-то и открыл я, поумнев,

Быть может, то, что для других не новость, -

Что никогда не должен быть мой гнев

Помножен на военную суровость.

Мне всякое встречалось на пути.

Вот как прозреть помог мне давний случай,

Когда смогла верблюдица спасти

Свое дитя от смерти неминучей.

Да, недостоин жалости злодей.

Но все ж я низко кланяюсь поныне

И твердости в характере людей,

И жалости – спасительной богине.

Итак, давайте вспомним наши предположения о балладе в начале урока? Написал бы поэт это стихотворение, если бы партизаны не вернулись с задания? О чем этот рассказ? Какие вопросы поднимает поэт? Действительно ли, это баллада?

И все-таки как называется Баллада?

III. Рефлексия.

Чему учит Баллада?

Понравилась ли вам произведение? Какие чувства вы испытали за время слушания рассказа? Составить синквейн.

IV. Домашнее задание.

Написать небольшое сочинение, приводя аргументы из Баллады, на тему «Что такое жалость? Милосердие? Доброта?»



План сочинения:

  1. Что такое …..?

  2. Аргументы (доказательства) из Баллады

  3. Аргументы (доказательства) из жизни

  4. Вывод


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!