СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока по физике в 8 классе Обобщение и систематизация знаний по теме «Тепловые явления»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

повторение, обобщение и углубление материала, развитие познавательных и творческих способностей, проверить умения и навыки при решении задач, продолжить развитие творчества учащихся, показать на практике какое значение имеют тепловые явления в жизни человека.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по физике в 8 классе Обобщение и систематизация знаний по теме «Тепловые явления»»

Конспект открытого урока по физике
в 8 классе

Обобщение и систематизация знаний по теме

«Тепловые явления»


Тип урока: повторительно-обобщающий.



Цель урока:

повторение, обобщение и углубление материала, развитие познавательных и творческих способностей, проверить умения и навыки при решении задач, продолжить развитие творчества учащихся, показать на практике какое значение имеют тепловые явления в жизни человека.

Задачи урока:

  • Образовательная: повторение и обобщение знаний по теме «Тепловые явления», проверить усвоение учащимися знаний.

  • Развивающая: развитие умения коллективной работы в сочетании с индивидуальной; развитие чувства товарищества и взаимовыручки.

  • Воспитательная: воспитание аккуратности, усидчивости, дисциплинированности.

Оборудование: компьютерная презентация, разновесы, лабораторные весы, мензурка, термометр, стакан с водой, таблетка сухого спирта, психрометр, бланки ответов для учащихся, карточки с заданиями.



    1. Организационный момент. Здравствуйте ребята! Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Встанем и поприветствуем гостей. На уроке мы с вами должны повторить изученный материал по теме «Тепловые явления», повторим основные физические понятия, законы по данной теме, проведем практическую работу.

    2. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

1.Вспомните определение , что называют внутренней энергией?

2.Вспомните основные способы изменения внутренней энергии.

3.Что такое теплопередача, её виды.

4.Что такое теплопроводность, её особенности.

5.Вспомните, какие тела хорошо, а какие плохо проводят тепло.

5.1Теплопроводность вокруг нас. Давайте ответим на вопросы

Почему в одинаковых условиях металл на морозе кажется холоднее дерева и горячее – при нагреве?

Почему в одинаковых условиях металл на морозе кажется холоднее дерева и горячее – при нагреве?

В какой обуви больше мёрзнут ноги зимой: в просторной или тесной? Объясните.

В каком из двух одинаковых чайников скорее нагреется вода: в новом или старом, на стенках которого имеется накипь?

Почему агроном дал указание полить вечером огородные культуры, когда по радио передали сообщение о том, что ночью будут заморозки

6. Что такое конвекция? Приведите примеры.

7. Что такое излучение? Какова роль излучения для жизни на земле?

8. Количество теплоты: как обозначается, в чём измеряется. Как производится расчёт количества теплоты при нагревании и охлаждении тел.

9. Объясните физический смысл удельной теплоемкости. Почему в нашем поселке, редко бывают заморозки весной, а зимой вам реже отменяют занятия из-за низкой температуры воздуха?

С помощью магнитных карточек получите формулы для вычисления:

Количества теплоты, необходимого для нагревания, или выделяющегося при охлаждении.

  1. От каких величин зависит количество теплоты? (Ответ: массы тела, рода
    вещества, изменения температуры)

11. Какой процесс называется плавлением? (Ответ: Процесс перехода вещества из твердого состояния в жидкое, называют плавление)

12. В каких средах наблюдается теплопроводность ... (Ответ: тв. телах, жидкостях, газах)

13. От чего зависит температура тела? (Ответ: скорости движения молекул)

14. Что называется количеством теплоты? (Ответ: Энергия, которую тело получает или теряет при теплопередаче, называют количество теплоты)

15. Какой процесс называется кипением? (Ответ: Интенсивный переход жидкости в пар, происходящий с образованием пузырьков пара при определенной температуре, называют кипение)

  1. Что происходит с внутренней энергией при понижении температуры? (Ответ: При понижении температуры тела внутренняя энергия этого тела ... уменьшается)

  2. Единица измерения количества теплоты, которую так боятся леди, сидящие на диете ...(Ответ: калория)

  3. Какой процесс называется конденсацией? (Ответ: Переход вещества из газообразного состояния в жидкое, называют... конденсация)



    1. Практическая работа по теме:

Молодцы! А теперь перейдем к решению расчетных задач.

Но для решения задачи необходимо провести некоторые измерения. На столе лежат все необходимые для этого приборы. Но чтоб начать работу мы должны вспомнить правило ТБ.



Задача № 1

Определить удельную теплоемкость металла, если для изменения температуры от 20 до 240С у бруска массой 100г, сделанного из этого металла, внутренняя энергия увеличивается на 152 Дж.

Дано:               СИ               Решение:

t1= 200С                                Q = с*m*(t2 – t1)

t2= 240C                      

Q= 152 Дж                                          Q    

 m= 100г         = 0,1 кг        с =  -------------;      (с) = 1Дж / кг 0С                                                                                            

 _________                                  m (t2 – t1)

   с - ?                                                  

                                                  с = __152____     =  380 Дж/кг*0С

                                                        0,1 (24 – 20)      

                                                  Ответ: с = 380 Дж/кг*0С

 Задача №  2

Сколько нужно сжечь каменного угля, чтобы выделилось 1,5 *105 Дж энергии?

 

     Дано:                      СИ           Решение:

                                                     Q = q*m

    Q= 1,5*105  Дж                                 Q

    q = 30*106 Дж/кг                     m =  -----;     (m) = Дж / кг;

________________                               q

     m - ?                                               1,5*105

                                                    m = ----------- =  5 кг

                                                             30*106   

                                                    Ответ:  m =  5 кг    

     Задача №  3

Сколько спирта нужно сжечь для того, чтобы нагреть 100г воды, взятой при температуре 200С, и испарить ее. Внешними потерями энергии пренебречь.

Учитель:  эту задачу мы решим обычным способом и еще экспериментально и сравним полученные результаты.

Дано:                           СИ                   Решение:

 mв= 100г                      = 0,1кг          Qсп = Qв

t1= 200С                                               Qсп = q*mсп ;   Qв= с*mв*(t2 – t1) + r*mв

t2= 1000C                                          

св= 4200 Дж/кг*0С                              q*mсп = с*mв*(t2 – t1) + r*mв                     

rв= 2,3*106 Дж/кг                                            

qсп =  29*106Дж/кг                                          с*mв*(t2 – t1) + r*mв           Дж/кг0С*кг*0С+Дж/кг*кг

______________                                 mсп = --------------------------- ; (mсп) =  --------------------------------                                                      mсп  - ?                                                                               q                                               Дж/кг

                                                                      4200*0,1*80 + 2,3*106*0,1

                                                            mсп =--------------------------------------  =  0,009 кг = 9 г

                                                                                         29*106

                                                             Ответ: mсп = 9г.

ВАРИАНТ

4.Физпауза.

Первое упражнение. Встали ровно, выпрямись и с помощью рук покажем конвекцию в жидкостях. Тёплая вода поднимается…Холодная вода опускается… Подышали.

Второе упражнение. Поставили руки на талию и представили что ваши плечи чашечки весов, покажем измерение массы тела на рычажных весах. На левую чашечку положили тело... На правую чашечку положили большую гирьку – много!.. Убрали… Положили меньшую гирьку – мало, добавили следующую – много!... Убрали… Ещё – много и т. д.

Третье упражнение. Опустите руки и сомкните пальцы. Представьте, что сомкнутые пальцы - столбик ртути в термометре. Покажем нагревание… Теплее, теплее, ещё теплее, очень жарко, прохладней, прохладней, ещё прохладней, совсем холодно… Хорошо!

Четвёртое упражнение. Развели руки в стороны на уровне груди и сжали кулачки – это молекулы твёрдого тела, покажем, как они движутся, оставаясь фактически на своих местах… А теперь от меня пошло тепло, покажем теплопроводность. И ещё и ещё…

Пятое упражнение. Согнули руки в локтях, можете использовать их как исходящие от вас лучи, излучайте энергию (улыбайтесь) во все стороны, всем окружающим.

Спасибо садитесь.



5.Работа по заданиям ОГЭ

(за решение каждой задачи на желтой карточке – 3 балла, на зеленой – 4 балла, на красной – 5 баллов)

І ВАРИАНТ

  1. (Желтая карточка) Медную деталь объемом 200 см3 нагрели от 10 до 50°С. Какую энергию на это затратили? Плотность меди 8900 кг/м3, удельная теплоемкость меди 380 Дж/(кг ·°С).

  2. (Зеленая карточка) Воду массой 2 кг, взятую при температуре 20 °С, превратили в пар температурой 100 °С. Какую энергию на это затратили? Удельная теплоемкость воды 4200 Дж/ (кг ·°С), удельная теплота парообразования 2,3 · 106 Дж/кг.

  3. (Красная карточка) На сколько градусов изменится температура воды массой 2 кг, если считать, что вся энергия, выделяемая при сгорании 10 г бензина, идет на нагревание воды? Удельная теплоемкость воды 4200 Дж/(кг·°С), удельная теплота сгорания бензина 46 · 106 Дж/кг.

ІІ ВАРИАНТ

  1. (Желтая карточка) Березовые дрова объемом 400 см3 сгорают в печи. Сколько энергии при этом выделяется? Плотность березовой древесины 700 кг/м3, удельная теплота сгорания 13 · 106 Дж/(кг ·°С).

  2. (Зеленая карточка) Лед массой 4 кг взяли при температуре -20 °С, превратили в воду при температуре 0 °С. Какое количество теплоты перешло во внутреннюю энергию? Удельная теплота плавления 33 · 104 Дж/кг, удельная теплоемкость льда 2100 Дж/ (кг ·°С).

  3. (Красная карточка) Какую массу воды можно нагреть на 10 °С, если считать, что вся энергия, выделяющаяся при сжигании 10 г керосина, идет на нагревание? Удельная теплоемкость воды 4200 Дж/(кг·°С), удельная теплота сгорания керосина 46 · 106 Дж/кг.

Ответы

Карточка

Вариант

І

ІІ

Желтая

2,7·104Дж

3,64·106 Дж

Зеленая

5,27·106Дж

1,53 ·106Дж

Красная

  1. С

  1. г



6.Итог урока.  Вот и подошёл к концу наш урок. Каждый из вас в чём-то проявил себя. Каждый получит оценку. Сдайте ваши карточки физического диктанта листки самооценки.



Давайте подведём итог урока, ответив на следующие вопросы:

1. Какому закону подчиняются все явления природы, в том числе и тепловые?

2.Сформулируйте закон сохранения энергии.

3.Что дает нам знание закона сохранения энергии в жизни?

4.Где нам это пригодиться?


7.Домашнее задание

В течение недели подготовить сообщения на темы: а) «Тепловые явления в

природе»; б) «Тепловые двигатели»; в) «Альтернативные источники энергии».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!