Конспект открытого урока математики
«Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без
перехода через десяток » 2 класс
Цель
Закрепить знания, умения и навыки учащихся при решении примеров и задач на сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через десяток.
Задачи
Образовательная: повторить последовательность вычитания двузначного числа из двузначного; совершенствовать навыки устных и письменных вычислений в пределах 20.
Коррекционно-развивающая: корригировать внимание, память, мышление, речь учащихся посредством выполнения разных видов деятельности.
Воспитательная: воспитывать мотивацию к учению, взаимопонимание, самоконтроля и самооценки.
Тип урока: обобщение, систематизация знаний и коррекция
Вид урока: нетрадиционный (урок-игра).
Форма обучения: фронтальная, коллективная, индивидуальная.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Ход урока.
1. Орг. момент. Психологический настрой.
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
На места все тихо сели,
На меня все посмотрели. Сели сразу правильно.
Руки?( на месте)
Ноги?( на месте)
локти?( у края)
Спинка?(прямая)
- Чтобы урок прошёл успешно, давайте улыбнёмся друг другу, улыбкой пожелаем успеха и хорошего настроения.
- К нам на урок пришёл кот Леопольд. Вам нравится этот герой?
- Чем он нравится?
- Леопольд хочет посмотреть, как вы себя ведёте, как работаете, что знаете, умеете, помогаете ли друг другу. Он желает вам успеха.
- Чтобы на уроке у нас всё получилось, что мы должны делать? (слайд 3)
(работать дружно!)
- Я желаю вам успешной работы. А для этого будьте на уроке внимательны, старательны, и у вас всё получится.
Для начала послушаем доклад дежурного.
- Сегодня12 декабря. Вторник.
Сейчас по счёту второй урок. Урок математики.
Класс к уроку готов. Дежурный по классу ... Лора
доп. вопросы: 1. Декабрь какой по счёту зимний месяц?
2. Какой день недели будет завтра?
3. Какой месяц наступит после декабря?
2. Сообщение темы и цели урока.
- Ребята, сегодня урок математики у нас необычный. Придут к нам ещё гости, только вот из сказки. А вот из какой вы узнаете чуть позже. Также мы будем решать устно задачи и примеры на сложение и вычитание в пределах 20.
- Что мы будем делать на уроке?
Покажем ,как мы умеем работать вместе.
3. Устный счёт.
Ребята, посмотрите:
Солнце радостно проснулось,
Осторожно потянулось,
Лучам пора вставать
Нам на уроке помогать.
На доске висит рисунок солнца.
Учитель: солнце радо встрече с вами и посылает на лучах математические приветы - примеры и задачи.
Ребята по одному выходят к доске снимают с каждого луча карточки по часовой стрелке, читают этапы заданий.
ИТАК, первый луч. Устный счет
а). Работа с числовым рядом.
Задания читает учитель: - посчитайте от1-10; от 10-20
- назовите самое большое однозначное число
- назовите самое маленькое двузначное число
- назови числа от 8 до 13
от 15 до 9
- назови соседей числа 11
- назови число между числами 17 и 19
- назовите число, состоящее из 1 дес. 4 ед.
- в числе 12сколько десятков и единиц
4-1 6-1 9-1
1. В вазе было 9 конфет. 2 конфеты съел Дима. Сколько конфет осталось в вазе?
Б) Второй лучик « Какие цифры спрятались?»
( один у доски, другие выкладывают на парте)
- Назовите.
- Составьте из данных цифр двузначные числа в пределах 20 ( 10,11,15,17) ( у доски)
- Ребята что значит расположите данные числа в порядке возрастания? Возьмите конверты с целыми числами
- Расположите и назовите.
- что значит расположить в порядке убывания?
- Расположите и назовите.
- Следующий лучик « Запомни»
-Еще раз вспомните цифры, которые играли с нами в прятки ( 1,0,5,7)
- Повторите хором, затем без звука – артикуляторно.
-Запомните цифры в таком порядке , чтобы в конце урока назвать их, не нарушая порядок.
- Следующий лучик « Устные задачки»
- К нам на урок проситься гостья, а кто она такая вы узнаете , если разгадаете загадку.
Бабушка девочку очень любила
Шапочку красную ей подарила
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее.
Ответ детей: Красная Шапочка.
-К нам в гости пришла Красная Шапочка. ( вывешиваю картинку)
- Вспомните сказку, что же понесла Красная Шапочка своей бабушке?
( пирожки)
- А сколько пирогов она понесла, узнаете из задачи.
Задача:
Красная Шапочка к бабушке шла,
В корзине своей пироги понесла.
С разной начинкой были они:
Три- с повидлом
Два – С капустой
С мясом – пять
А сколько всего? Помоги сосчитай.
Красная Шапочка шла по тропинке.
10 пирожков в плетеной корзинке
Бабушке внучка домой понесла.
Но по дорожке часть раздала:
Зайчику, ежику, птичке и белочке.
Сколько гостинцев осталось у девочки?
- Следующий лучик « Минутка чистописания»
Сделаем пальчиковую гимнастику.
.Пальчиковая гимнастика
1.2,3,4.5
вышли зайчики гулять
1,2,3,4,5
в домик спрятались опять
- Красная Шапочка дошла до бабушки и чтобы внучке зайти в дом бабушка задумало число для чистописания, которое больше 16, но меньше 18. (17)
- Какие цифры использовали для записи числа 17?
- Расскажите что знаете об этом числе ( 17- двузначное , следует за числом 16, стоит перед числом 18, в числе 17 -1 дес.7 ед.)
- Открыли тетради, записали число, классная работа, минутка чистописания
( Тетрадь с наклоном положу
Ручку правильно держу
Сяду прямо не согнусь
За работу я возьмусь.)
- Следующий лучик « Решаем примеры»
- Как называются компоненты при сложении?
- Решаем примеры на доске, а остальные записывают в тетради.
Найди сумму чисел 11 и 3
1 слаг 15, 2 слаг 3 найди сумму
Увеличь 13 на 1
2 столбик
- Как называются компоненты при вычитании?
Уменьшаемое 15, вычитаемое 1 найди разность
Уменьши 16 на 6
Найди разность чисел 18 и 10
4. Физкультминутка.
Девочки и мальчики
прыгают, как мячики
Ножками топают
Ручками хлопают
Головою кивают.
Все вместе отдыхают
Упражнения для глаз
глазки вправо . глазки влево
и по кругу проведем
быстро быстро поморгаем
и немножечко потрем
Глазками рисуем квадрат, треугольник, прямоугольник
- А кто еще был в сказке? Охотники
- Ребята, а чтобы охотникам попасть к нам на урок им нужно решить примеры с пропущенным числом
Примеры( Ярику, Лоре. Стасу)
11 - =10 14 - =10 5 - 1=
13 - =10 12 - =10 1 + 1=
15- =10 16 - =10 2 - 2=
19 - =10 17 - =10 10 - 10=
- Следующий лучик « Самостоятельная работа»
- А чтобы они дошли до бабушки вы должны самостоятельно решить примеры на время ( индивидуально карточки)
10+3= 12+6= 17-5= 15-5=
11+6= 14+1= 18-6= 16-4=
16+4= 12+5= 19-6= 16-3=
14+5= 15+3= 17-3= 14-4=
13+1= 16+3= 17-2= 20-10=
Следующий лучик « Геометрический материал»
(составить собачку из геометрических фигур)
6. Итог урока.
- Ребята, наш урок подошел к концу.
Со всеми заданиями вы справились.
- Солнце хочет , что - то вам сказать.
Прочитайте, его послание оно на лучах. «МОЛОДЦЫ! »
Вот как вы поработали на уроке.
- Давайте вспомним какие цифры играли с вами в прятки
- запишите в тетрадь
-Давайте проверим
(Выставление отметок)
- Какие герои сказки были на нашем уроке?
- Какие задания вы выполняли?
Конспект урока математики во 2 классе
по теме: " Сложение и вычитание чисел в пределах 20. Решение примеров и задач на сложение и вычитание. Закрепление материала".
Цель: формировать навык сложения и вычитания чисел в пределах 20;
повторить пройденный материал.
Задачи.
1.Образовательные:
2.Коррекционно - развивающие:
развивать слуховое восприятие на основе упражнений в устном счёте;
корригировать мышление на основе упражнений в решении примеров и задач в пределах 20.
3.Воспитательные:
воспитывать мотивацию к учению на основе сюрпризных моментов, дидактических игр и использования ИКТ.
Оборудование:
клубок белых ниток («снежок»);
сигнальные карточки;
счётные палочки;
снежинки;
карточки разного цвета и разной формы с заданиями;
карточки с домашним заданием в конверте;
раздаточный дидактический материал для индивидуальной работы;
ИКТ.
Ход урока.
I.Организация учащихся к уроку (слайд №1).
На перемене вы играли
И друг друга догоняли.
Но прозвенел звонок сейчас,
Он пригласил ребят всех в класс.
Учитель: - Ребята, скажите, какое сейчас время года?
А кто помнит и назовет, какой месяц сейчас?
Какие приметы зимы вы можете назвать?
Что происходит в природе зимой?
Скажите, какие вы знаете зимние игры и развлечения?
Сейчас мы с вами тоже поиграем в «снежки», только необычные (слайд №2).
II. Устный счёт.
Итак, кому я брошу «снежок», то должен выполнить мои задания.
Посчитать от 5 до 11.
Посчитать от 20 до 15.
Назвать соседей числа 8.
Назвать соседей числа 19.
Какое число предшествует числу 13?
Назови предыдущее число числу 11?
Назвать число, которое содержит 1 десяток и 4 единицы.
Назвать число, которое содержит 2 десятка.
Мгновенный счет: 2+1 3+1 5+1 7+1
4-1 6-1 9-1
1. В вазе было 9 конфет. 2 конфеты съел Дима. Сколько конфет осталось в вазе?
2. Маша решила 10 примеров, а Вика решила столько же. Сколько примеров решила Вика?
3. Ёжик по лесу шел, на обед грибы нашёл.
Пять - под берёзой, четыре - у осины.
Сколько грибов в плетёной корзине?
4. Яблоки в саду поспели: мы отведать их успели.
Семь румяных наливных, три - с кислинкой. Сколько их?
- Молодцы! (слайд №3).
III. Проверка домашнего задания).
Учитель: - А сейчас, ребята, откройте тетради для проверки домашнего задания.
Прочитайте пример с использованием названий компонентов. Какой знак ставится между числами?
Вспомним, как называются числа при сложении. Какой знак ставится между числами?
IV. Учитель: Ребята, сегодня мы продолжим решать примеры и задачи на сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток. Закрепим материал, изученный на прошлых уроках. А поможет нам в этом наш гость. Кто он, вы должны отгадать. Для этого вам нужно поставить числа по порядку и получится слово (слайд №4).
Снеговик приготовил для вас интересные задания. Вы хотите порадовать Снеговика и выполнить задания, которые он вам предложит?
- Ну, тогда начинаем!
Учитель: Открываем тетради. Прежде чем вы начнете работать, давайте вспомним правила посадки при письме (слайд №5).
Дети (хором): Я тетрадочку открою,
Уголочком положу.
Я, друзья, от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь (Дети пишут число).
V. Учитель: И первое задание, которое вам предлагает Снеговик – это «Математический диктант» (слайд №6).
- Чтобы вы хорошо писали, давайте сделаем зарядку для рук.
Дети (хором): Мы наши пальчики сплели
И вытянули ручки,
Ну, а теперь мы от земли
Отталкиваем тучки.
Учитель: Приступаем к работе, слушайте внимательно.
Задания для основной группы учащихся:
1-е слагаемое-10, 2-е слагаемое-1, найдите сумму;
уменьшаемое-15, вычитаемое-5, найдите разность (остаток);
7 увеличьте на 3;
уменьшите 18 на 10;
к 10 прибавьте 10;
от 12 отнимите 2.
Задания для индивидуальной работы с 1-ой группой:
6+1 = 3+3 =
14 -1 = 15-3 =
14+1 = 4-4 =
- Молодцы!
VI. Учитель: И второе задание от Снеговика – это «Задача» (слайд № 7).
- Откройте учебники по закладке. Найдите задачу № 16
- Нам нужно составить условие задачи по рисунку про яблоки на яблонях и поставить вопрос к задаче.
- Где растут яблони?
- Сколько яблонь было?
- Что мы можем сказать о яблоках, которые росли (были) на первой яблоне?
- Что мы можем сказать о яблоках, которые росли (были) на второй яблоне?
- Что будем узнавать? Какой вопрос поставим к задаче?
-(Сколько яблок росло (было) на второй яблоне?)
- Можем ответить на вопрос задачи?
- Каким действием будем решать? Почему?
- Как запишем решение?
- Что узнали в задаче?
- Как запишем ответ? (слайд № 8).
- Работа в тетрадях.
VII. Учитель: А сейчас Снеговик предлагает вам отдохнуть (слайд № 9).
(музыкальная физкультминутка «Снеговик», музыка «Кабы не было зимы…»).
VIII. Учитель: Вы немножко отдохнули и продолжаем выполнять следующие задания, которые вам приготовил Снеговик.
IX. Учитель: Ребята, а сейчас посмотрите на доску. Снеговик решал на ней примеры, но злой холодный Ветер сдул с примеров арифметические знаки. Давайте ему поможем.
- Третье задание – «Вставь нужный знак» (слайд №10).
13 4= 17 18 2=16
15 2 = 13 4 14=18
16 3= 13 16 5=11
Задания для индивидуальной работы:
- разложить карточки – домино по порядку от 1 – до 5.
Проверка:
Учитель: Артем (индивидуальная работа), какой знак поставил в первом столбике примеров? во втором столбике примеров?
- Как называются числа при сложении?
- Как называются числа при вычитании?
- Молодцы! (слайд №11).
IX. Учитель: Ребята, посмотрите, на доске развешены фигуры разного цвета. Какие это фигуры? Сколько их?
- Снеговик приготовил их для вас. На каждой из них задания, которые вы должны выполнить. А узнать, где чьё задание, я вам помогу. Я буду называть ваши имена и цвет карточки, а вы будете подходить и снимать свою карточку. На карточках примеры, которые вы должны решить самостоятельно (слайд №12).
На слайдах появляются примеры на цветных прямоугольниках. Дети по очереди проверяют примеры на прямоугольнике того цвета, с которым у них совпал цвет карточки:
зеленый желтый белый оранжевый
10+8 14-4 6+2 10+4
15+2 18+1 7-3 19-10
10+3+3 17-5 16-4 17-2
15- 2- 1 14+3+2 15+3 14+3
- Молодцы! (слайд №21).
X. Учитель: Ребята, Снеговик очень доволен вами и хочет узнать:
- Понравились вам его задания?
- Что вам понравилось и запомнилось больше всего?
Учитель: Ребята, Снеговик прощается, говорит вам «спасибо» (слайд № 13).
XI. И последний сюрприз от него – это конверт. Как вы думаете, что в нём?
- В этом конверте Снеговик оставил для вас карточки с домашним заданием.
XII. Учитель: Ребята, мне тоже понравилось, как вы сегодня работали, вы молодцы и вам от меня оценки. Оценки за работу на уроке.
Список используемых источников:
1. Т.В. Алышева. Математика 2 класс, учебник для спец.(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Просвещение.2013г.
Интернет-ресурсы
http://nifiga-sebe.ru/index.php?newsid
http:// images.yandex.ru
http://www.lenagold.ru/fon/clipart/g/grush.html
http://picturesplim.ru/fruktov…
eruditov.net
geometricheskiiy-material…urokah…
http://www.anypics.ru/tags