СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока " Художественная отделка швейных изделий"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока " Художественная отделка швейных изделий"»

Тема: «Художественная отделка швейных изделий»


Цель урока: получение теоретических основ и практических навыков выполнения декоративных работ по художественному оформлению одежды.

Задачи:

1. Образовательные: расширить знания обучающихся о понятии «декор» и формировать знания по видам отделок женской одежды.

2. Развивающие: развивать навыки работы на швейной машинке и ручного труда, умение рационально планировать свою деятельность, развивать эстетический вкус, фантазию и творчество.

3. Воспитательные: воспитывать трудолюбие, аккуратность, требовательных качеств работы, культуру общения, способствовать развитие интереса к русскому народному творчеству истории костюма.

4. Здоровьесберегающее: воспитание у детей культуры здоровья, безопасность и условия труда, оздоровительные направления на укрепление здоровья (гимнастика для глаз, рук, правильной осанки, музыкотерапия), соблюдение правил техники безопасности личностных взаимоотношений.


Оборудование и материалы: швейные машины, ножницы, нитки, иголки, булавки, стенды с различными видами отделок женской одежды, компьютер, проектор, телевизор для просмотра видеоролика.


Тип занятий: комбинированный.


Межпредметные связи: история (сведения об истории костюма), ИЗО (правильный подбор цветов, схем отделок), русский язык (новые слова).


Ход урока


«У женщин есть только одна возможность быть красивой,

но быть привлекательной есть сто тысяч возможностей!»

Монтескье.


  1. Организационный момент

Мы улыбнемся, друг другу сейчас, улыбка подружит сегодня всех нас!

- Улыбнулись! Вижу, что у вас сегодня отличное настроение!

Тема нашего занятия «Художественная отделка швейных изделий».

Откройте тетради и запишите тему нашего урока.

Сегодня мы с вами должны выполнить следующие задачи:

- Расширить знания по теме «Художественного отделка изделий»;

- дать определение основным понятиям;

- закрепить практические навыки по выполнению обработки швейного изделия.

  1. Повторение пройденного материала. Активизация новых знаний.

В жизни человека одежда играет большую роль. Она влияет на его самочувствие, настроение и работоспособность.

С помощью одежды можно подчеркнуть достоинства фигуры, скрыть её недостатки. К любой одежде предъявляются определённые эстетические требования.

- Кто мне скажет, какие эстетические требования имеет одежда?

(Эстетические требования выражаются в том, что одежда должна быть красивой по форме и отделке, соответствовать индивидуальным особенностям человека и современной моде).

- На доске вы видите два платья. Какое из них вы бы выбрали для себя? Почему?

- Что делает одежду, представленную на доске, более эстетичной? (отделка).

- Что такое отделка? (Отделка одежды – это дополнения и украшения изделия, подчеркивающие особенности модели).


Одежда с отделкой более привлекательна. Каждая девочка выберет для себя платье или блузку не просто сшитую, а еще и красиво оформленную.

- Какие виды отделок вы знаете?

(Отделкой могут служить карманы, клапаны, воротники, воланы, окантовка, вышивка, аппликация).


В качестве отделки используют различные отделочные материалы: ленту, тесьму, сутаж, кружево, шитье. Все они представлены на стенде «Декоративные тесьма и ленты »

Посмотрите, какие красивые примеры тесьмы , лент.

Все эти отделочные материалы придадут изделиям нарядный привлекательный вид.

Об этом нам расскажет: …………

Речь сегодня об отделке:
В ней очень часто моды суть.

Не бойся пробовать, рискнуть.
Отделка – это не эстетство
И не безликий антураж,
А выразительное средство,
Что подтверждает имидж наш.

Отделка может быть различной:
Быть постоянной, съемной быть.
И наш костюм весьма обычный
Отделка может изменить

  1. Знакомство с новым материалом.

Как мы видим видов отделки и отделочных материалов великое множество, но для того чтобы костюм был эстетичным надо знать

Правила использования приемов декорирования

Используя декоративный прием в современном костюме, необходимо учитывать требования:

• декор должен соответствовать стилю, не быть случайным, чужим;

• рисунок декора должен иметь достаточно фона, чтобы придать благородство узору;

• вид декора должен соответствовать качеству материала, из которого изготовлена одежда; (Например, тяжелая толстая ткань требует крупной рельефной вышивки, тогда как тонкая — изящной, легкой).

• декор должен быть композиционным центром костюма, привлекая к себе внимание и придавать изделию выразительность.

Использование декоративного оформления может быть признано удачным только в том случае, если оно способствует созданию целостного, гармоничного, оригинального костюма, соответствующего требованиям современной моды


Давайте сегодня совершим заочную экскурсию по музею «Национальной одежды» Пройдемся по залам музея и посмотрим, как и чем разные народы украшали свою одежду.


Национальный костюм уже не является повседневным. Он сохранился как особый вид одежды для праздничных шествий, фестивалей, вошел составной частью в ритуалы новых праздников и обрядов.


Индийский костюм

Традиционной одеждой народов Индии является сари, которое изготавливали из тонкой красочной ткани, затканной золотыми, серебряными или шелковыми нитями, представляло собой очень красивый наряд, поражавший не только искусно уложенными складками ткани, но и блеском роскошной отделки и мерцанием золотой бахромы.

Китайский национальный костюм

Женские наряды отличались от мужских главным образом исключительной красотой вышитых цветных узоров. Обычно эти узоры заключались в декоративные круги — "туань". Все изображения в "туанях" были глубоко символичны. Цветы сливы и нарцисса олицетворяли зиму, пиона — весну, лотоса - лето и солнце, хризантемы — осень. Распространенным было изображение бабочки — символа семейного счастья.

Национальной одеждой в Японии, является кимоно. По своей форме кимоно напоминает халат, которое носят и мужчины и женщины, но женское обычно намного длиннее, оно должно скрывать ноги. На талии он подвязывается поясом, который сзади укладывают большим бантом. Его шили из дорогих тканей, украшенных золотом и вышивкой, с крупным орнаментом, который мог быть расположен по поверхности платья. Кимоно обычно шьется и расписывается вручную, из качественного шелка и стоит очень дорого.

На самом деле такая одежда очень практична, ведь из ткани старого испорченного кимоно, обычно делают аксессуары, сумки или кимоно для детей.

Традиционная одежда коренных народов Севера. В основном для ее изготовления использовались местные материалы это шкуры, кожа, мех.

Основным способом украшения одежды, обуви, головных уборов у народов Севера служит вышивка. Наиболее древней является вышивка белым подшейным волосом оленя. Одним из наиболее распространенных способов украшения является меховая мозаика (кусочков меха, сшитых между собой). Также для украшения одежды широко используется бисер. До появления здесь бисера использовали бусы – кружки, шарики, столбики, выточенные из мамонтовой кости и окрашенные в различные цвета натуральными красителями. Старинный бисер был разнообразен по форме, цветовым оттенкам и ценился на Севере очень высоко. Эвенки за несколько красных бисеринок отдавали оленя. Мастерицы ценят этот бисер и ныне, переносят со старых вещей - на новые. Вышивку бисером северные мастерицы сочетали с аппликацией полосками из цветной ткани, вышивкой подшейным волосом оленя, росписью по коже, мозаикой меховой и др.

Русский народный костюм представляет собой изделие с яркими орнаментами, выполненными в технике вышивка. Одним из самых распространенных и любимых среди других традиционных русских рукоделий является народная вышивка ( красными нитками на белой ткани).

Не менее популярный и самый известный вид русского рукоделия является лоскутное шитьё и не последнюю роль сыграл бисер, который использовался для украшения праздничных поясов и сарафанов, различных головных уборов. Головной убор был важной частью костюма. Появиться на людях с непокрытой головой значило опозорить себя (для женщины) и выказать неуважение к окружающим (для мужчины).

Национальная одежда народов Кавказа.

Национальный костюм для народов Кавказа это часть культуры, характера народа, его история, выложенная в мельчайших деталях вышивки и узорах. В традиционных костюмах народов Кавказа есть много общего, ведь на протяжении веков горцы находились в тесном общении и многое заимствовали у друг друга. Костюмы народов Кавказа отличаются богатым декором с использованием драгоценностей.

Например: Акушинки вышивали гладью золотыми нитками, даргинки украшали одежду жемчугом, бисером и серебром.

Одежду шили из дорогих и ярких тканей и отделывали ее узорной строчкой. Наряд горянки был украшен до 20 килограммами серебра, с шеи на грудь и живот. Считалось, что таким образом металл охранял, оберегал женщину.

Красочность материалов, насыщенность цветовой гаммы, богатый орнамент все это придает национальному костюму изящество, стать и торжественный вид.



Вывод: «Свою одежду украшали все народы и во все времена. И это были разные виды отделки».

2-урок

Подготовка к практической работе.

Учитель. Прежде чем приступить к практической работе, надо повторить правила техники безопасности.

Правила безопасности при ручных работах.

1. Иглы хранить в подушечке или игольнице.

2. Знать количество иголок, булавок, взятых для работы. В конце работы проверить их наличие.

3. Во время работы иголки и булавки вкалывать в подушечку, нельзя брать в рот, не вкалывать в одежду, мягкие предметы, стены, занавески. не оставлять иголку в изделии.

4. Перед примеркой проверить, не остались ли в изделии булавки или иголки.

5. Класть ножницы сомкнутыми лезвиями от работающего; передавая, держать их за сомкнутые лезвия.

Правила безопасности при работе на швейной машине. 

1. Сидеть за машиной надо прямо, на всей поверхности стула, слегка наклонив корпус и голову вперед.

2. Расстояние между работающим и машиной должно быть 10-15 см.

3. Волосы спрятать под косынку.

4. На швейную машину не класть посторонние предметы.

5. Перед работой проверять, не осталось ли в изделии булавок или игл.

6. Не наклоняться близко к движущимся и вращающимся частям швейной машины.

7. Следить за правильным положением рук, ног, корпуса.

8. Осторожно обращаться с пускорегулирующей педалью, нажимать на нее плавно, без рывков.

Правила безопасности при работе электрическим утюгом 

1. Перед работой утюгом проверить исправность шнура.

2. Утюг включать и выключать сухими руками, берясь за корпус вилки.

3. Ставить утюг на подставку.

4. Следить за тем, чтобы подошва утюга не касалась шнура.

5. По окончании работы утюг выключить.


Учитель. Прежде, чем приступим к практической работе, посмотрите видеоролик танца в исполнении Государственного Академического ансамбля «Лезгинка» (Дидойский танец).

(просмотр видеоролика)

- Мне хочется, чтобы вы прочувствовали музыку гор, красоту нашей природы, пластику танцующих горянок и привнесли все это в свою работу.


  1. Практическая работа.

Выполнение отделки на отдельных деталях платья с использованием металлизированной тесьмы.

(Каждый ученик выполняет отделку тесьмой по готовой зарисовке узора).


«Не видевшие лета в крае гор,

внимательней вглядитесь в мой узор»

Р. Гамзатов

1.Самостоятельная работа обучающихся.

2.Учитель. Целевые обходы рабочих мест (помощь учащемуся).

Проверка правильности выполнения работы, правил техники безопасности.

Учитель. Вы хорошо потрудились теперь дадим возможность нашим глазам и пальцам отдохнуть. Физкультминутка для глаз и рук.

И.п. - зажмурим глаза, посчитать до трех. Откроем. Сделать три раза. Растопырить пальцы и с силой согнуть. Повторить пять раз. Поочередно поморгать глазами 5 раз. Складываем ладошки вместе и с силой разжимаем, оставляя пальцы соединенными. Повторить 3 раза. Сожмем руки в кулаки и с напряжением разожмем. Повторить 3 раза.

Отдохнули? Теперь продолжим работу.


3. Своевременное предупреждение ошибок. Контроль качества за выполнением операций,

Учитель, обходя рабочие места учащихся, контролирует организацию рабочего места, правильность выполнения работы, соблюдение т\б и правильные приемы работы.

Проводит текущий инструктаж, исправляет ошибки.

  1. Рефлексия. (5- 7 мин)

Просмотр видеоролика «Тайна Кавказского костюма»

Учитель.- Есть вещи, ценность которых с годами только растет. Модельер и художник, историк костюма народов Кавказа Зина Инаркиева создает именно такие изделия.

Ученица …………..

Что самое бесценное на свете

Не что-нибудь, а только мастерство.

В нем суть богатства, в нем же и защита

И от нужды и от любой беды.

Мастер даже после смерти

Живет века в изделиях своих.

Ты посмотри, какое это чудо!

Лишь мастеру бессмертие дано.

Ф. Алиева.


  1. Анализ выполнения практических работ

Самоанализ выполненной работы.


Домашнее задание:

нарисовать любое швейное изделие с отделкой


Использованная литература:

  1. Г.П. Попова. Технология. Поурочные планы по учебнику под редакцией В.Д. Симоненко. Волгоград. Из-во «Учитель» 2007 г.

  2. Энциклопедия. Шитьё и рукоделие. Москва. Научное из-во «Большая российская энциклопедия» 2000 г.

  3. С. Ханус. Как шить? Москва. Легпромбытиздат. 1991 г.

  4. Фазу Алиева «Когда радость в доме» Москва 1979г.

  5. Р. Гамзатов «Мой Дагестан» Махачкала 1985г.


Интернет ресурсы:

- Традиционная одежда. Виртуальная Япония Miuki Mikado.

- Русский костюм. Amhezia pavelbers.com

- Национальный костюм народов Кавказа. www.vesti kavkaza. Ru

- Традиционный костюм Дагестана. Schide.apspot.com

- фото с Яндекс - картинки

- Видеоролики с You tube.






























Республиканский центр Социально- Трудовой Адаптации и Профориентации им. Муртузалиевой У.М.












Открытый урок


На тему:

«Художественная отделка

швейных изделий»




Педагог : Маммараева Г.Г.












Махачкала 2015г.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!