СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока "Как сберечь природу России" проведенного в 4 классе на семинаре методического объединения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока "Как сберечь природу России" проведенного  в 4 классе на семинаре методического объединения

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока "Как сберечь природу России" проведенного в 4 классе на семинаре методического объединения»









Конспект урока

окружающего мира
в 4 классе

«Как сберечь природу России











подготовила

учитель начальных классов

Кудаярова Алия Закуановна











2016







Тема: Как сберечь природу России.

 Цель. Дать представление о полной взаимосвязи человека с окружающей средой, об ответственности человека за состояние природы.

Задачи: 1. Обобщить знания учащихся по разделу "По родным просторам"; рассмотреть экологические связи в разных природных зонах;

2. Формирование у учащихся представления об экологическом равновесии; формировать культуру общения на уроке, работу в группах постоянного состава; формировать мотивацию природоохранной деятельности;

3. Развитие познавательной активности и речи учащихся; развитие познавательного интереса и творческой активности.

  1. Воспитывать чувство осознания единства с окружающим миром, экологическую культуру, бережное отношение к природе.

Ход урока

  1. Организационный момент. 

Эмоциональный настрой на урок.

Прозвенел звонок,
Начинается урок!
Я, ты, он, она -
Вместе дружная семья.
Улыбнись соседу справа,
Улыбнись соседу слева. Когда мы улыбаемся – мы делимся своим хорошим настроением! И чем чаще мы это делаем, тем больше людей будут радоваться вместе с нами! Если только улыбнуться,
То начнутся чудеса – 
От улыбок прояснятся
И глаза, и небеса.
Ну-ка взрослые и дети,
Улыбнитесь поскорей, 
Чтобы стало на планете
И светлее, и теплей!

Догадайтесь, внимательно прослушав строки, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

Взгляни на глобус – Шар земной – 
Ведь он вздыхает, как живой.
И шепчут нам материки:
“Ты береги нас, береги!”

В тревоге рощи и леса, 
Роса на травах, как слеза.
И тихо просят родники: 
“Ты береги нас, береги!”

Грустит глубокая река, 
Свои, теряя берега. 
И слышу голос я реки:
“Ты береги нас, береги!”

Остановил олень свой бег:
“Будь Человеком, человек! 
В тебя мы верим – не солги, 
Ты береги нас, береги!”

Выводы детей

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? Какие задачи нам предстоит решить? Чему будем учиться? (Будем говорить о проблемах в природе, учиться бережному отношению к природе)

- Правильно! Сегодня мы поговорим о человеке и природе, об экологии, об охране природы.

2. Введение в урок. Сообщение темы и целей урока.

- Мы изучили природные зоны нашей огромной страны. Опираясь на свои знания и наблюдения, я предлагаю вам еще раз отправиться в виртуальное путешествие полюбоваться родной природой и подумать, как ее сохранить.

Серьезные проблемы сегодня будем мы решать –
Наблюдать, анализировать, рассуждать.
На такой вопрос нам предстоит найти ответ: 
“Как сберечь природу России?”

3. Путешествие по природным зонам.

- А какие природные зоны мы изучили, вспомним, узнав зону по описанию. Слово проводникам.

Запуск видеосюжетов с рассказами учеников.

1 ученик: Это огромное пространство Северного Ледовитого океана, с морями и островами. Солнце здесь светит, но не греет. А полярной ночью темноту освещают только луна, звезды и Северное сияние. Температура опускается до -60 градусов. Кругом только льды и снега. (Арктика)

2 ученик: Здесь зима продолжается дольше, чем учебный год в школе, а лето очень прохладное и короткое. Круглый год дуют сильные ветра, а зимой свирепствует пурга. По снегу можно ходить, не проваливаясь. А под снегом – замерзшая земля. Даже летом она оттаивает только на 10-15 сантиметров. (Тундра)

3 ученик: Эта зона находится южнее тундры. Природные условия более мягкие. Ярко выражены все 4 времени года. Богат растительный и животный мир. Эта природная зона – самая большая в России. (Лесная зона)

4 ученик: Эта зона тянется вдоль юго-западной границы России. Лето продолжительное, стоит сухая и солнечная погода. Средняя температура +22-23 градуса, местами до 40 градусов жары. Ливни. Зима короткая, но с морозами до -20-30 градусов. (Степи)

5 ученик: Эта удивительная зона занимает очень маленькую территорию. Она расположена на побережье. С одной стороны - Кавказские горы, а с другой Черное море. (Черноморское побережье Кавказа)

6 ученик: Эта зона расположена на берегах Каспийского моря. Лето жаркое: земля нагревается до +70, а в тени выше 40 градусов. Порой за лето не выпадает ни капли дождя, а лето длится 5 месяцев. (Пустыня)

- По отношению человека к окружающей среде, можно судить о том, насколько значителен и интересен он сам. Тяга к природе заложена в человеке изначально. Мы чувствуем свое единство с природой, хотя не всегда понимаем ее роль в нашей жизни.

- О чем я говорю? Что изучает наука экология?

- А как объяснить выражение «экологическое равновесие»? На что похоже слово равновесие? (Равновесие - устойчивое соотношение между чем-нибудь)

- Вспомним экологическую пирамиду дубравы.

- Что в основании пирамиды? (много, много желудей)

- Кто ими питается? (мыши)

- А кто во главе пирамиды? (Чтобы прокормить себя сове нужно много мышей. Одной мышке – нужно много, много желудей)

- Что произойдет, если уничтожить всех сов? (Мышей станет много, а корма мало.)

- А если сов будет очень много? (Они съедят всех мышей, а желуди прорастут, превратятся в деревья, и им будет мало места для роста.)

- Я вам сейчас расскажу один пример из жизни реки и леса: По берегам одной реки рос лес. Река была полноводной, деревья росли крепкими и здоровыми. Почему это так было? ( Река отдавала влагу деревьям, а деревья тоже отдавали реке воду). А как деревья отдавали реке воду? ( Лес притягивал к себе дождевые облака. В тени деревьев растут ручейки). То есть происходил обмен: Река питала растения, а растения - реку. И вот пришли люди и вырубили деревья. Как вы думаете, что произошло потом с рекой? Не получая питания она обмелеет и может совсем высохнуть.

В настоящее время так много и так часто говорят о том, что природное равновесие нарушается? Кто стал виновником этого?

- Сейчас мы с вами попробуем в этом разобраться. Вот пример цепи питания:

Растения - Насекомые - Насекомоядная птица - Хищная птица

К чему может привести уничтожение браконьерами хищных птиц? Уничтожение хищных птиц приведет к тому, что увеличится количество грызунов. А если увеличится численность грызунов, то пострадают растения. Истребление хищников, из числа птиц, приведет к увеличению численности насекомоядных птиц.

Это значит, что между ними нарушится связь или, говоря другими словами, нарушится экологическое равновесие. Посмотрите, как всё просто и как всё сложно. Просто, когда мы не задумываемся над своими действиями. И сложно, когда мы начинаем взвешивать свои поступки. Вывод: Человеку необходимо знать природные связи и благодаря этому предвидеть последствия своих поступков, чтобы не допускать нежелательных последствий. Есть у русского народа пословица "Как аукнется, так и откликнется". Если по вине людей нарушается экологическое равновесие, это оборачивается против самих людей. Ведь природа и люди неразрывно связаны между собой. - Так для чего же нужно в природе равновесие? (Чтобы не было экологических проблем, так как в природе все связано между собой.)

Физминутка

- Дружно мы шагаем по родному краю. Солнце радует нас всех, поднимаем руки вверх. Греет нас оно лучами, тянемся к нему руками. Слева – речка, справа – лес, впереди полно чудес. Травы разные растут и цветов полно вокруг. Мы природу сбережем ведь земля родной наш дом!

- А какие экологические проблемы характерны для природных зон нашей страны? Предлагаю вам поработать и выяснить эти проблемы в разных природных зонах.

(работа в группах, учебник, дополнительный материал, рабочая тетрадь)

 зона Арктических пустынь:

Основными экологическими проблемами этого региона являются:

- изменение климата и таяние арктических льдов;

- загрязнение вод северных морей стоками нефти и химических соединений, а так же морским транспортом;

- сокращение популяции арктических животных и изменение их среды обитания.

В целом по данным исследований температура в Арктике повышается быстрей, чем в остальном мире.

Согласно данным 2004 года за последние 30 лет толщина арктических льдов в среднем уменьшилась наполовину.

В XXI веке большая часть водного пространства Арктики будет полностью свободна ото льда. А к 2070 году Земля может полностью лишиться северной ледяной шапки.

Основные источники загрязнения являются добывающая промышленность и транспорт, военные объекты, перерабатывающая промышленность. Ещё одной важной проблемой является - сокращение популяции арктических животных. Каждый год в начале марта детеныши тюленя появляются на свет. В возрасте 3-4 недель, когда маленькие тюлени не могут укрыться от опасности даже в воде, люди отлавливают их на льду тысячами и убивают ради шкурок. Главным врагом песца является человек. Песец привлекает его своим роскошным мехом. Тысячи и тысячи этих животных уничтожаются ради роскошных шуб. По оценке специалистов заповедника "Остров Врангеля", браконьеры убивают в российской Арктике 200-300 особей белого медведя каждый год.



Зона тундры:

Основными экологическими проблемами этого региона являются:

- нарушение поверхности почвы от гусениц тракторов и вездеходов, гибель растений;

- загрязнение местности нефтью во время её добычи;

- незаконная охота - браконьерство;

- вытаптывание оленьих пастбищ, потому что оленей не всегда вовремя перегоняют на другие места.

Современное общество, явившееся на Север со своей тяжелой техникой за полезными ископаемыми - опасно для природы тундры. Тяжелый трактор неизбежно продавливает 30 см мягкой почвы до мерзлоты и таким образом вскрывает теплоизоляцию, обеспечивая доступ теплого воздуха к мерзлоте в летнее время. Разрушение этого слоя способствует таянию подземных льдов, образованию просадок и провалов. Достаточно гусеничному трактору проехать по тундре и разрушить мох, чтобы вскоре следы от гусениц превратились в канаву, а затем и в глубокий овраг. Расчищенная грунтовая площадка через несколько лет может превратиться в провальное озеро. Попадающие в грунт нефтепродукты при добычи нефти разлагаются очень плохо. Низкие температуры и незначительное содержание кислорода в почве способствуют длительному сохранению нефтяного загрязнения. Самоочищения в зоне многолетней мерзлоты практически не происходит. Наибольший вред геологоразведочные работы наносят оленьим пастбищам. Площади оленьих пастбищ существенно сократились. Ягель отрастает медленно. Необходимо 50 лет, чтобы он достиг высоты 6-8 см, при условии полного изъятия территории из хозяйственного оборота. Нарушенные ягельные пастбища практически не восстанавливаются.

Зона лесов:

Основными экологическими проблемами этого региона являются:

- вырубка лесов;

- незаконная охота - браконьерство.

Нетронутым лесам севера России грозит уничтожение. К ним вплотную подбирается человек, который испытывает острую необходимость в стройматериалах. Россия на сегодняшний день является лидером по темпам и объемам вырубки лесов. Ученые выделяют несколько причин такого сокращения лесов: быстрое развитие городов, увеличение лесозаготовок, увеличение количества лиственных деревьев, добыча торфа, строительство плотин, а также увеличение количества пожаров. Изучая причины возникновения лесных пожаров в период с 1995 по 2005 годы, ученые вывели тенденцию, что после 2002 года большинство пожаров происходило в результате деятельности человека.

Среднегодовое количество растительных (особенно лесных) пожаров в последние 6 лет стало наибольшим за всю историю изучения этого явления - ими ежегодно было охвачено почти 9 млн га. С одного гектара горящего леса в атмосферу выбрасывается: от 80 до 100 тонн дымовых частиц. В результате анализа ресурсов лесов умеренной зоны, который проводился ООН, было выявлено, что Россия имеет наибольший темп потери леса - 1,2 млн. га каждый год.

Зона степей:

Основными экологическими проблемами этого региона являются следующие:

- многим растениям и животным степной зоны грозит исчезновение. Главная причина - в распашке степных земель. Люди превратили степи в поля;

- на нераспаханных участках степей пасут скот, неумеренный выпас приводит к разрушению почв.

Длительное время юг России украшали целинные степи. Их процветанию способствовали климат, равнинный рельеф, чистые реки, плодородные почвы, разнообразный растительный и животный мир, отсутствие активного вмешательства человека. Люди занимались в основном охотой, ловлей рыбы, сбором растений, ягод и плодов. Позднее степь длительное время стала восприниматься только как "дикое поле", "пустое место", которое нужно распахать. Хозяевами степей всегда были копытные животные. Некоторые виды (бизон, европейская дикая лошадь тарпан, тур) были практически истреблены человеком, количество других сильно уменьшилось, как, например, прежде многочисленных сайгаков. Лошади прежде повсеместно водились в степях. Сейчас диких лошадей сменили табуны домашних, которые пасутся на степных пастбищах. Перевыпас уплотняет почву и сильно угнетает растения. Падает качество и урожайность пастбищ. Степь теряет одно из своих важнейших качеств - устойчивость к засухе. Особенно негативно на степные пастбища влияет выпас овец.



Зона пустынь:

Основные экологические проблемы этого региона следующие:

- неумеренное орошение привело к тому, что в почвах стало накапливаться много соли;

- из-за неумеренного выпаса скота больше стало подвижных песков - животные полностью съедают растения на пастбищах.

Территория пустыни с незапамятных времен используется человеком для скотоводства и орошаемого земледелия. Человек давно научился жить среди песков. Более того, он заставил пустыню служить своим нуждам. Ее животных он сделал предметом охоты, травы и кустарники - кормом для скота, деревья - топливом. Он сумел использовать все дары этой скудной природы. Хозяйственная деятельность населения этой зоны оказывает огромное влияние на условия обитания, распространение и численность почти всех животных - обитателей пустынь. Все крупные млекопитающие оттеснены на небольшие охраняемые или непригодные в настоящее время к хозяйственному использованию территории. Численность их сокращена. Исчезают и пресмыкающиеся. Причиной этого явилось уничтожение естественных мест обитания животных. Еще одна беда пустыни - засоление почв. Неумеренное орошение приводит к тому, что в почвах накапливается много соли. Земледелие в таких районах становится невозможным. В связи с интенсивным развитием орошаемого земледелия некоторые животные - типичные обитатели зоны пустынь - превратились в сельскохозяйственных вредителей. Многие пустынные грызуны, особенно песчанки, являются потенциальным источником опасных заболеваний, в том числе и чумы.

Черноморское Побережье Кавказа:

Берег Чёрного моря - это место, куда приезжают отдыхать тысячи людей из всех уголков России. Но, к сожалению, и здесь возникли экологические проблемы: сточные воды и бытовой мусор загрязняют море. Человек бывает безжалостен к природе: бросает бытовой мусор на побережье, обламывает ветки деревьев и кустов, обрывает цветы, ловит жуков и бабочек, уничтожает медуз и крабов. Из-за такого небрежного отношения к природе стали редкими жужелица кавказская, растения иглица колхидская, тис ягодный. Пластиковая бутылка, выброшенная несознательным туристом, приехавшим на юг, имеет немалый срок разложения - около 300 лет. Легко представить, сколько поколений наших потомков увидит этот "удивительный" предмет из прошлого.

(учащиеся называют экологические проблемы)

-Итак, проблемы мы выявили, а как нам сберечь природу России и решить данные экологические проблемы

-Какие меры по охране природы необходимы для решения этих проблем?

1. Создание заповедников

2. Посадка деревьев

3. Запрет на вырубку деревьев

4. Запрет на незаконную охоту и рыбную ловлю

5. Охрана животных и растений Международными организациями

6. Занесение животных и растений в Красную книгу России

7. Соблюдение правил по технике безопасности при транспортировке нефтепродуктов, при добыче нефти.

8. Запрет на использование тяжелой техники в районах тундры.

9. Запрет на выпас животных

10. запрет на слив сточных вод и выброс бытового мусора, ловлю редких насекомых и животных

Рефлексия деятельности (итог урока)

– Какую задачу ставили?

– Удалось решить поставленную задачу?

– Каким способом?

– Какие получили результаты?

– Что нужно сделать еще?

– Где можно применить новые знания?

– Что на уроке у вас хорошо получалось?

– Над чем еще надо поработать?

- Мы с вами, изучая природные зоны, выявили экологические проблемы. Обсудили какие меры по охране природы необходимы для решения этих проблем.

- Что же вы можете сделать для охраны живой природы? (посадка деревьев, растений, сбор макулатуры, уборка мусора и т.д.)

Вы можете сделать следующее: не разбрасывать мусор, ухаживать за деревьями и цветами у школы, двора, сада. Защищать своих пернатых и бездомных четвероногих друзей. Стараться в домашних условиях вырастить деревья и цветы.



Вы в поход пришли, ребята...
Отдохнуть, конечно, надо:
Поиграть и порезвиться,
И наесться, и напиться:
Но вокруг остались банки,
Целлофан, железки, склянки...
Оставлять их здесь нельзя!
Не поленимся, друзья:
Мусор тут, в лесу чужой,
Заберём его с собой.


Не обижай лесных насекомых

В лесу летают мотыльки,
Ползут козявки и жуки:
Природа мать им жизнь дала.
У них у всех свои дела.
Ты их увидишь на пути -
Не обижай, а отойди! 
Без насекомых лес, друг мой
И одинокий, и пустой...


- Ребята, большое спасибо вам за работу. Я думаю, что сегодняшний урок станет хорошим уроком для вас, и каждый сделает выводы о том, как относится к окружающей нас природе.


- Завершая урок, хочется обратить ваше внимание на слова замечательного русского писателя М.М.Пришвина: “Охранять природу, значит охранять Родину”.











































Список использованной литературы


  1. А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая, Н. М. Белянкова, Е. В. Мартинкова, Ю. В. Саркисян, УРОКИ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ,4 класс Москва Просвещение 2010г/

  2. Окружающий мир Рабочая тетрадь 2 ч. 4 класс. А.Плешаков М.Ю Новицкая М. «Просвещение» 2014г








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!