Тема. Бородинская битва.
Цель. Дать учащимся представление о Бородинском сражении.
Задачи.
Образовательные: дать сведения, что Бородинская битва была решающей в Отечественной войне, что она нанесла смертельную рану армии захватчиков; подчеркнуть мужество и патриотизм русской армии и народа полководческое искусство М.И. Кутузова.
Коррекционно-развивающие: продолжать формирование умений анализировать исторические факты, сопоставлять разные сведения; развивать умения связно и развернуто излагать факты, объяснять события на основе нескольких источников.
Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма и восхищения мужеством русских людей.
Основные знания.
26 августа 1812года - Бородинское сражение; М.И.Кутузов - главнокомандующий русской армии.
Основные термины и понятия.
Ставка, генеральное сражение, флеши.
Оборудование и материалы.
Карта "Отечественная война 1812 года", карточки с заданиями, стихотворение М.Ю.Лермонтова "Бородино", документальный фильм "Неизвестная война".
Тип урока.
Комбинированный.
Ход урока.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Оргмомент | Настрой на активную деятельность | Приветствие учителя, готовность к уроку. |
Повторение пройденного материала | Вопросы и задания. - Какую тему изучали на предыдущем уроке? О чем шла речь на уроке? - Какая Отечественная война еще была в истории нашей страны? - Какую годовщину Победы в ВОВ мы готовимся отмечать в этом году? Исторический диктант ("да", "нет") 1. В начале 19 века в России правил император Александр I. + 2. Наполеон Бонапарт - это император Германии. - 3. Отечественная война 19 века началась с 1811году. - 4. Отечественная война была между Россией и Францией. + 5. В начале войны русская армия наступала. - 6. Первое крупное сражение произошло под Смоленском. + 7. В Отечественной войне принимало участие все население России. + Комментарии по выполнению диктанта. - Почему Наполеон напал на Россию? (какие цели преследовал Наполеон) - Где произошло вторжение французов? Показать на карте. - Сравните армии России и Франции по численности. (Можно найти ответ в учебнике) | Вспоминают тему и содержание предыдущего урока. Дают полный ответ. Выполняют задание. Взаимопроверка. Инд. задание на доске. Вставить пропущенные слова в текст: «В июне 1812 года войска Наполеона перешли реку Неман и быстро продвигались в глубь Российской империи. Русская армия с боями отступала. После трёх дней сражения был оставлен Смоленск » Дают развернутый ответ. Показывают в индивидуальных атласах. Дают сравнительную характеристику. |
Актуализация знаний, объявление новой темы. | Вступительное слово учителя. Войска Наполеона быстро продвигались вглубь России. Русская армия отступала. Сообщение новой темы: "Бородинская битва" | Запись в тетрадь. |
Изучение нового материала. | Работа с текстом учебника. -Кто был назначен главнокомандующим русской армии? - Какую поговорку сложили солдаты? Работа с рассказом для дополнительного чтения "М.И.Кутузов". - За что ценили Кутузова Екатерина II, Павел I? - Где Кутузов решил дать генеральное сражение? Словарная работа. Ставка, генеральное сражение. Работа со схемой сражения. - Опишите построение войск. Рассказ учителя о ходе сражения. Словарная работа. Флеши, редут, уланы, драгуны. картечь. Физминутка. Просмотр отрывка из фильма "Неизвестная война". Работа со схемой сражения. - Почему Кутузов решил дать бой именно на Бородинском поле? - Какая численность была у противоборствующих сторон? - По стрелкам определите, куда направлены основные удары французов. Многие писатели и поэты посвятили свои произведения Бородинской битве: Л.Толстой «Война и мир», М. Лермонтов «Бородино». Заключительный этап сражения. Работа с текстом учебника. - Сколько времени продолжалась битва? - Найдите в тексте сведения о последних часах битвы. - Почему мы говорим , что победу одержала Россия? Кратко проговорив изученный материал, делает вывод по теме. Рассказ учителя. На другой день после битвы, до полудня то, что еще называлось Великой армией, оставалось в бездействии. Французские генералы впервые с тревогой заметили, что армии как бы и нет. Остались императорские гвардейцы и немногочисленные солдаты и офицеры, охранявшие полковые знамена. Остальные разбрелись по полю битвы и окрестным деревням, большинство - в поисках пропитания и трофеев, меньшая часть - для помощи раненым товарищам. | Один ученик читает указанный учителем абзац, остальные следят. Дают ответы на поставленные вопросы. Записывают в тетрадь схему. 26 августа 1812года Бородинская битва Россия Франция Кутузов Наполеон По итогам битвы - победа России Дают полный ответ. Находят объяснение слов в учебнике. Слушают рассказ учителя. Флеши - земляное укрепление для установки орудий. Реду́т (фр. redoute, убежище) — земляное укрепление, с валом и рвом, предназначенное для круговой обороны. Ула́ны —род легковооружённой кавалерии, вооружённый пиками, саблями и пистолетами. Драгу́ны — название конницы, способной действовать и в пешем строю. Картечь - . артиллерийский снаряд, наполненный пулями, широко разлетающимися при выстреле. (современ. - кассетные бомбы) Дают ответы. Ученик читает отрывок стихотворения М.Ю.Лермонтова "Бородино". Дают ответы. Слушают вывод по теме. |
Первичное закрепление нового материала. | Беседа по вопросам. - Где было решено дать генеральное сражение? Покажите на карте. - Почему главнокомандующий русской армии избрал местом генерального сражения Бородинское поле? - Когда произошло Бородинское сражение? Решение кроссворда 1. Главнокомандующий русской армии. - Какие укрепления были использованы в этом сражении? 2. Земляное укрепление для установки орудий. 3. Земляное укрепление, с валом и рвом, предназначенное для круговой обороны. - Каких русских героев Бородино вы запомнили? 4. Генерал, который командовал войсками на флешах. 5. Артиллерийской батареей командовал ... 6. Кто написал стихотворение о Бородинской битве? 7. Кто произнес слова: "Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. В нем Французы показали себя достойными одержать победу, а Русские стяжали право быть непобедимыми…" 8. Чем закончилось сражение для России? 9. Название стихотворения М.Ю.Лермонтова. | Участвуют в беседе. В случае затруднения обращаются к тексту учебника. 4. Багратион 6. Лерм о нтов 5. Раевский 1. Кутуз о в 3. ре д ут 2. флеш и 7. Наполеон 8. п о беда |
Итоги, оценки. | Комментарии, объявление оценок за работу. | Слушают комментарии учителя. |
Домашнее задание | 1 группа: с.213- 217, читать, пересказывать с использованием схемы в учебнике. 2 группа: с.213- 217, читать, ответить на вопросы №1,2. 3 группа. Задание на карточке. | |
И только небо засветилось,
Всё шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рождён был хватом:
Слуга царю, отец солдатам...
Да, жаль его: сражён булатом,
Он спит в земле сырой.
И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! не Москва ль за нами?
Умрёмте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!»
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.
Ну ж был денёк! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут...
Уланы с пёстрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нами,
Все побывали тут
Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась - как наши груди;
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой...
Подчеркни правильный ответ
В каком году произошла Бородинская битва?
1811год 1812год 1813год
Кто был главнокомандующим русской армии?
Барклай-де-Толли Багратион Кутузов
Чем закончилась Бородинская битва?
победой России поражением России
Подчеркни правильный ответ.
В каком году началась Отечественная война в 19 веке?
в 1811году в 1812году в 1813году
Какие страны воевали?
Россия и Франция Россия и Германия
Императором Франции был
Фридрих II Наполеон Бонапарт
Российской
1812 года
Неман
Смоленск
отступала
трёх дней
Подчеркни правильный ответ
В каком году произошла Бородинская битва?
1811год 1812год 1813год
Кто был главнокомандующим русской армии?
Барклай-де-Толли Багратион Кутузов
Чем закончилась Бородинская битва?
победой России поражением России
Подчеркни правильный ответ.
В каком году началась Отечественная война в 19 веке?
в 1811году в 1812году в 1813году
Какие страны воевали?
Россия и Франция Россия и Германия
Императором Франции был
Фридрих II Наполеон Бонапарт