СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока истории в 8 классе по теме «Бородинская битва».

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока истории в 8 классе по теме «Бородинская битва».»


Тема. Бородинская битва.

Цель. Дать учащимся представление о Бородинском сражении.

Задачи.

Образовательные: дать сведения, что Бородинская битва была решающей в Отечественной войне, что она нанесла смертельную рану армии захватчиков; подчеркнуть мужество и патриотизм русской армии и народа полководческое искусство М.И. Кутузова.

Коррекционно-развивающие: продолжать формирование умений анализировать исторические факты, сопоставлять разные сведения; развивать умения связно и развернуто излагать факты, объяснять события на основе нескольких источников.

Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма и восхищения мужеством русских людей.

Основные знания.

26 августа 1812года - Бородинское сражение; М.И.Кутузов - главнокомандующий русской армии.

Основные термины и понятия.

Ставка, генеральное сражение, флеши.

Оборудование и материалы.

Карта "Отечественная война 1812 года", карточки с заданиями, стихотворение М.Ю.Лермонтова "Бородино", документальный фильм "Неизвестная война".

Тип урока.

Комбинированный.

Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оргмомент

Настрой на активную деятельность

Приветствие учителя, готовность к уроку.

Повторение пройденного материала

Вопросы и задания.

- Какую тему изучали на предыдущем уроке? О чем шла речь на уроке?

- Какая Отечественная война еще была в истории нашей страны?

- Какую годовщину Победы в ВОВ мы готовимся отмечать в этом году?

Исторический диктант ("да", "нет")

1. В начале 19 века в России правил император Александр I. +

2. Наполеон Бонапарт - это император Германии. -

3. Отечественная война 19 века началась с 1811году. -

4. Отечественная война была между Россией и Францией. +

5. В начале войны русская армия наступала. -

6. Первое крупное сражение произошло под Смоленском. +

7. В Отечественной войне принимало участие все население России. +

Комментарии по выполнению диктанта.

- Почему Наполеон напал на Россию? (какие цели преследовал Наполеон)

- Где произошло вторжение французов?

Показать на карте.


- Сравните армии России и Франции по численности.

(Можно найти ответ в учебнике)

Вспоминают тему и содержание предыдущего урока. Дают полный ответ.









Выполняют задание. Взаимопроверка.



Инд. задание на доске.

Вставить пропущенные слова в текст: «В июне 1812 года войска Наполеона перешли реку Неман и быстро продвигались в глубь Российской империи. Русская армия с боями отступала. После трёх дней сражения был оставлен Смоленск »


Дают развернутый ответ.


Показывают в индивидуальных атласах.


Дают сравнительную характеристику.

Актуализация знаний, объявление новой темы.

Вступительное слово учителя.

Войска Наполеона быстро продвигались вглубь России. Русская армия отступала.

Сообщение новой темы: "Бородинская битва"





Запись в тетрадь.

Изучение нового материала.

Работа с текстом учебника.



-Кто был назначен главнокомандующим русской армии?

- Какую поговорку сложили солдаты?





Работа с рассказом для дополнительного чтения "М.И.Кутузов".

- За что ценили Кутузова Екатерина II, Павел I?

- Где Кутузов решил дать генеральное сражение?

Словарная работа.

Ставка, генеральное сражение.

Работа со схемой сражения.

- Опишите построение войск.

Рассказ учителя о ходе сражения.

Словарная работа.

Флеши, редут, уланы, драгуны. картечь.















Физминутка.

Просмотр отрывка из фильма "Неизвестная война".

Работа со схемой сражения.

- Почему Кутузов решил дать бой именно на Бородинском поле?

- Какая численность была у противоборствующих сторон?

- По стрелкам определите, куда направлены основные удары французов.


Многие писатели и поэты посвятили свои произведения Бородинской битве: Л.Толстой «Война и мир», М. Лермонтов «Бородино».



Заключительный этап сражения.

Работа с текстом учебника.

- Сколько времени продолжалась битва?

- Найдите в тексте сведения о последних часах битвы.

- Почему мы говорим , что победу одержала Россия?

Кратко проговорив изученный материал, делает вывод по теме.

Рассказ учителя.

На другой день после битвы, до полудня то, что еще называлось Великой армией, оставалось в бездействии. Французские генералы впервые с тревогой заметили, что армии как бы и нет. Остались императорские гвардейцы и немногочисленные солдаты и офицеры, охранявшие полковые знамена. Остальные разбрелись по полю битвы и окрестным деревням, большинство - в поисках пропитания и трофеев, меньшая часть - для помощи раненым товарищам.

Один ученик читает указанный учителем абзац, остальные следят.

Дают ответы на поставленные вопросы. Записывают в тетрадь схему.

26 августа 1812года

Бородинская битва

Россия Франция

Кутузов Наполеон

По итогам битвы - победа России




Дают полный ответ.




Находят объяснение слов в учебнике.



Слушают рассказ учителя.

Флеши - земляное укрепление для установки орудий. Реду́т (фр. redoute, убежище) — земляное укрепление, с валом и рвом, предназначенное для круговой обороны. Ула́ны —род легковооружённой кавалерии, вооружённый пиками, саблями и пистолетами. Драгу́ны — название конницы, способной действовать и в пешем строю. Картечь - . артиллерийский снаряд, наполненный пулями, широко разлетающимися при выстреле. (современ. - кассетные бомбы)





Дают ответы.







Ученик читает отрывок стихотворения М.Ю.Лермонтова "Бородино".






Дают ответы.






Слушают вывод по теме.

Первичное закрепление нового материала.

Беседа по вопросам.

- Где было решено дать генеральное сражение? Покажите на карте.

- Почему главнокомандующий русской армии избрал местом генерального сражения Бородинское поле?

- Когда произошло Бородинское сражение?

Решение кроссворда

1. Главнокомандующий русской армии.

- Какие укрепления были использованы в этом сражении?

2. Земляное укрепление для установки орудий.

3. Земляное укрепление, с валом и рвом, предназначенное для круговой обороны.

- Каких русских героев Бородино вы запомнили?

4. Генерал, который командовал войсками на флешах.

5. Артиллерийской батареей командовал ...

6. Кто написал стихотворение о Бородинской битве?

7. Кто произнес слова: "Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. В нем Французы показали себя достойными одержать победу, а Русские стяжали право быть непобедимыми…"

8. Чем закончилось сражение для России?

9. Название стихотворения М.Ю.Лермонтова.

Участвуют в беседе.



В случае затруднения обращаются к тексту учебника.




4. Багратион

6. Лерм о нтов

5. Раевский

1. Кутуз о в

3. ре д ут

2. флеш и

7. Наполеон

8. п о беда

Итоги, оценки.

Комментарии, объявление оценок за работу.

Слушают комментарии учителя.

Домашнее задание

1 группа: с.213- 217, читать, пересказывать с использованием схемы в учебнике.

2 группа: с.213- 217, читать, ответить на вопросы №1,2.

3 группа. Задание на карточке.






















И только небо засветилось,

Всё шумно вдруг зашевелилось,

Сверкнул за строем строй.

Полковник наш рождён был хватом:

Слуга царю, отец солдатам...

Да, жаль его: сражён булатом,

Он спит в земле сырой.

И молвил он, сверкнув очами:

«Ребята! не Москва ль за нами?

Умрёмте ж под Москвой,

Как наши братья умирали!»

И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой.

Ну ж был денёк! Сквозь дым летучий

Французы двинулись, как тучи,

И всё на наш редут...

Уланы с пёстрыми значками,

Драгуны с конскими хвостами,

Все промелькнули перед нами,

Все побывали тут

Вам не видать таких сражений!..

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!..

Земля тряслась - как наши груди;

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой...







Подчеркни правильный ответ


  1. В каком году произошла Бородинская битва?


1811год 1812год 1813год


  1. Кто был главнокомандующим русской армии?


Барклай-де-Толли Багратион Кутузов


  1. Чем закончилась Бородинская битва?


победой России поражением России








Подчеркни правильный ответ.


  1. В каком году началась Отечественная война в 19 веке?


в 1811году в 1812году в 1813году


  1. Какие страны воевали?


Россия и Франция Россия и Германия


  1. Императором Франции был


Фридрих II Наполеон Бонапарт





Российской

1812 года

Неман

Смоленск

отступала

трёх дней

Подчеркни правильный ответ


  1. В каком году произошла Бородинская битва?


1811год 1812год 1813год


  1. Кто был главнокомандующим русской армии?


Барклай-де-Толли Багратион Кутузов


  1. Чем закончилась Бородинская битва?


победой России поражением России








Подчеркни правильный ответ.


  1. В каком году началась Отечественная война в 19 веке?


в 1811году в 1812году в 1813году


  1. Какие страны воевали?


Россия и Франция Россия и Германия


  1. Императором Франции был


Фридрих II Наполеон Бонапарт




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!