СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока истории на тему: «Экономические реформы»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока истории на тему: «Экономические реформы»»

Конспект открытого урока истории на тему: «Экономические реформы»


Класс: 9 класс


Тип урока: комбинированный урок.


Цель: дать представление учащимся о реформаторском пути выхода из революции.

Задачи:

  1. выяснить цели, основные мероприятия и итоги аграрной реформы П.А. Столыпина, ту историческую обстановку, в которой осуществлялись преобразования;

  2. продолжить формирование умений участвовать в обсуждении, аргументировано высказывать своё мнение, самостоятельно делать выводы;

  3. воспитание нравственной позиции.


Оборудование: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XX – начало XXI века. — М., 2015; настенная карта «Российская империя в 1907-1914гг. Аграрная реформа П.А. Столыпина», индивидуальные атласы «История России XX века», компьютер, проектор, презентация.


Обязательный минимум:

Основные понятия: отруб, хутор, кооперация, артель.

Основные даты: 9 ноября 1906г. – указ о разрешении выхода крестьян из общины.

Персоналии: Пётр Аркадьевич Столыпин, Николай II, Дмитрий Богров.

План:

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.

  3. Этап подготовки учащихся к усвоению нового материала.

  4. Изучение нового материала:

  1. Личность П.А. Столыпина;

  2. Цели аграрной реформы;

  3. Основные мероприятия реформы;

  4. Осуществление реформы;

  5. Итоги и значение реформы Столыпина.

  1. Закрепление изученного материала.

  2. Подведение итогов.

  3. Домашнее задание.



Эпиграф к уроку:

«Крепкий личный собственник нужен для переустройства нашего царства, переустройства его на крепких монархических устоях».







Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный момент (1минута).

«Здравствуйте, ребята!»



Учитель отмечает, кого из учеников нет на уроке.


II. Проверка домашнего задания (10 минут).

1)один из учащихся рассказывает об итогах Революции 1905-1907гг.;

2)в это время второй ученик работает у доски, выполняя 2 задания, размещённые на слайдах презентации:

- Расположите в хронологической последовательности события:

1. Начало русско-японской войны

2. Денежная реформа С.Ю. Витте

3. «Кровавое воскресение»

4. Декабрьское вооруженное восстание в Москве

5. Манифест Николая II о даровании обществу демократических прав и свобод


- Установите правильное соответствие:

1. П.Н. Милюков А) октябрист

2. А.И. Гучков Б) меньшевик

3. Л. Мартов В) кадет

4. В.М. Чернов Г) большевик

Д) эсер

III. Этап подготовки учащихся к усвоению нового материала (3 минуты).

Беседа с учащимися по вопросам:

  1. Назовите одну из главных причин первой российской революции.

  2. Был ли решен аграрный вопрос в ходе революции?

  3. Каких изменений добились крестьяне в ходе первой русской революции?


Главный вопрос революции 1905 года был земельный, который так и не был окончательно решен. Растущее недовольство крестьян, их активное участие в революции требовали от правительства более решительных действий.


9 июня 1906, как мы с вами знаем, Николай II царским манифестом распустил I Государственную Думу, обвинив ее в революции.


Одновременно с роспуском Думы царь назначает председателем Совета Министров П.А. Столыпина – министр внутренних дел. Основное внимание П.А. Столыпина было привлечено к осуществлению аграрной реформы. Кто же он – П.А. Столыпин? Его имя всегда вызывало и вызывает споры, и втягивает нас в круговорот страстных оценок. Кстати, интересный факт, бывший президент России Б.Н. Ельцин называл трех великих реформаторов России: Петра I, Александра II, П.А. Столыпина. В ноябре 2006 года отмечалось 100-летие со дня аграрной реформы П.А. Столыпина. Почему не состоялся путь реформ, и так трагично сложилась его судьба? Почему П.А. Столыпин остался реформатором – одиночкой?

Тема сегодняшнего урока: Экономические реформы.


IV. Изучение нового материала (25 минут).

Демонстрация портрета П.А. Столыпина и обращение к эпиграфу урока.

Современники называли его последней сильной рукой самодержавия.

Пётр Аркадьевич Столыпин происходил из старинного дворянского рода. Он учился в Вильнской гимназии, после окончания которой у него был выбор: он мог продолжить военную службу, как это делалиего предки, но по ряду причин (здоровье) не пошёл. Он поступает в Петербургсский университет, оканчивает юр. фак. И начинает трудиться в качестве чиновника, сначала он служит в министерстве гос. имущества, потом входит в введенье МВД. Он получает назначение в свои родные места, в Прибалтику, в качестве уездного предводителя дворянства (10 лет), потом его делают губернским предводителем дворянства, при этом он ещё помещик в Литве, там, где крепостного права не было с начала XIX века. Там существовало хуторское владение землёй. Крестьяне перешли на отдельные участки земли ещё со времён Александра I. Поэтому уже там в Прибалтике у Столыпина формируется определённое представление о развитии сельского хозяйства, о том, что нужно российскому крестьянину. Представления, которые он впоследствии реализует в своих реальных действиях. Он в 1902 г. назначается Гроднинским губернатором, затем получает должность Саратовского губернатора в 1903г. (одна из самых тяжёлых, с точки зрения аграрной ситуации, губерния).

Он едет туда. В 1904г. начинаются крестьянские волнения, дальше пик этих волнений 1905г. – революция. В Саратовской губернии горят помещичьи имения, начинаются погромы, убийства дворян. Столыпин, как губернатор, обязан с этим бороться, и он проявляет здесь большую жёсткость. В губернии постоянно находятся казаки, воинские команды, которые при малейшем признаке беспорядка отправляются на место и подавляют эти беспорядки. Здесь у него проявляются две черты:

1 – он был очень энергичен, очень быстро, эффективно подавляет все восстания;

2 – он сам лично не боялся выйти перед толпой разбушевавшихся крестьян, не боялся, что его убьют, что его могут ранить, потому что крестьяне хватали, что попало (топоры, вилы).

В Петербурге заметили эффективную деятельность саратовского губернатора. НиколаюII как раз нужен был решительный энергичный человек, который мог бы быть министром внутренних дел, и в 1906 г. Столыпин получает вызов в Петербург. Император предлагает ему кресло министра внутренних дел. Это место было не подарок, на котором обычно убивали. Его предшественник В.Плеве был убит эсеровскими террористами. Эту должность Столыпин принимает и с этого времени он становится постоянной мишенью для эсеровских террористов. Почему именно для эсеров? В это время в России существует партия социалистов-революционеров, которая признавала метод индивидуального террора.

В новом качестве Столыпин должен бороться с революцией. Столыпин делает это жестоко и эффективно. Он передаёт все дела о терроризме в введенье военно-полевых судов (приговор 3 офицеров обжалованию не подлежит, немедленно приводится в исполнение, «столыпинские галстуки»). Этими методами Столыпину удаётся подавить революционное движение. Называют разные цифры жертв столыпинских репрессий (тысячи). Летом 1906 г. царь назначает его премьером.

Столыпин говорил: «Сначала успокоение, потом реформы». Успокоением он занимался параллельно с реформами.

В 1906 г . Столыпин начинает свою знаменитую аграрную реформу. «Столыпинская аграрная реформа»- классическая фраза в русской истории.

Правительство, царь изменили отношение к этому проекту из-за событий 1905г., весны 1906г., которые показали, что крестьянство выходит из-под контроля , 16 тыс. помещичьих усадеб были сожжены. Нужно было срочно успокоить крестьян. Крестьяне хотели помещичьей земли, но царь не мог принять такого решения, и тут был найден компромисс: пусть крестьяне внутри своей крестьянской среды будут делиться на богатых и бедных, не трогая помещиков.

Цель реформы – создание класса крестьян-собственников (под запись).

Основные мероприятия реформы (под запись):

Свободный выход из общины (9 ноября 1906г. – указ о разрешении выхода крестьян из общины.

). Учащимся предлагается прочесть отрывок из указа 9 ноября 1906г. на стр.47-48 и ответить на вопрос: какой порядок выхода из общины был предусмотрен указом? Каждый крестьянин мог выйти из общины , получить свой надел (отруб) и дальше с ним делать, что угодно – хозяин своего надела, т.е. фермер, мог получить отдельно кусок земли – хутор, развивается частная собственность (рынок земли).

Вторым направлением САР был крестьянский банк. Ведь когда крестьянин выходит из общины, чтобы начать самостоятельное фермерское хозяйство, ему нужны деньги. Крестьянские банки дают кредиты на льготных условиях тем крестьянам, которые выходят из общины и начинают самостоятельное хозяйство.

(под запись) Одной из важнейших направлений аграрных реформ была массовая переселенческая политика крестьян на Урал (учитель показывает по карте освоенные районы). Правительство организовывало их переезд (столыпинские вагоны). Им тоже давали кредиты, ссуды, оказывали всяческую помощь. Зачем была нужна эта переселенческая политика?

Столыпин говорил: «Мне нужно 20 лет покоя внутреннего и внешнего, чтобы привести страну к нормальному состоянию в сельском хозяйстве». Но судьба не дала ему 20 лет покоя. В 1914 году, когда началась Первая мировая война, реформа остановилась, было уже не до неё.

Т.е. с 1906 и до 1914г. – реальное время, которое отведено было этой реформе , а самому Столыпину ещё меньше.

За это время 25% крестьян вышли из общины и начали индивидуальное крестьянское хозяйство (кулаки, которые потом будут уничтожены как класс), зажиточные крестьяне , наиболее работоспособные, наиболее трудолюбивые – вот это столыпинские крестьяне, на которых он надеялся опереться.

У Столыпина было очень много врагов, его ненавидели, как всякого центриста (и левые, и правые).

Всё закончилось тем, что Столыпин был убит террористом Дмитрием Богровым. И до сих пор является загадкой, кто же всё-таки направил этого террориста. Столыпин был убит в Киеве в оперном театре 1 сентября 1911 года. Там же присутствовала царская семья. Столыпин стоял, с кем-то разговаривал, Богров подошёл к нему и в упор несколько раз выстрелил. Через несколько часов Столыпин скончался, он был похоронен в Киеве.

П.А. Столыпин – один из самых выдающихся русских политических деятелей ХХ века.

Учащимся демонстрируется список победителей конкурса «Имя России» (12 лидирующих позиций), Столыпин на 9 месте. Учащимся предлагается просмотр небольшого видеофрагмента «Мой объект П.А. Столыпин - ТВЦ» - установка памятника Столыпину в Москве в честь его 150-летия.

V. Закрепление изученного материала (3 минуты).

Каковы конкретные результаты аграрной реформы Столыпина?

Как вы думаете, почему Столыпин остался реформатором-одиночкой?

Учащимся на слайде презентации предлагается таблица, в которой нужно соотнести термины с понятиями.

VI. Подведение итогов (2 минуты).

Столыпинский план реформ был программой модернизации России. Главное внимание он уделял аграрной реформе, целью которой было разрушение общины и формирование в деревне класса собственников. За короткое время реформы из общины вышло 25% крестьян, начали формироваться фермерские хозяйства. Побывавшие в России немцы, писали своему кайзеру: «Если Россия ещё лет 25 будет развиваться в таком темпе, её будет не догнать ни одной из стран».

VII. Домашнее задание (1 минута).

  1. § 5

  2. Написать сочинение-рассуждение на тему: «Дайте России 20 лет спокойной жизни и вы её не узнаете».








Учащиеся молча приветствуют учителя, встав у своих рабочих мест.

Дежурный по классу сообщает учителю об отсутствующих.



Двое учащихся работают на оценку, остальные думают над заданиями, расположенными на слайдах презентации.




















Учащиеся отвечают на вопросы, поставленные учителем.
































Записывают число и тему урока в тетрадь.







Слушают учителя.

























































Дают ответы на поставленный вопрос.































Делают записи себе в тетрадь, осуществляют работу с документом.



















Записывают в тетрадь, смотрят районы переселения у себя в атласах.




Дают ответы на поставленный вопрос.









































Отвечают на вопрос, устно работают с таблицей.



















Записывают домашнее задание в дневники.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!