СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока «А.Н. Островский. Краткие сведения о писателе. Пьеса-сказка «Снегурочка»: своеобразие сюжета».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с некоторыми фактами биографии А.Н.Островского, с творческой и сценической историей пьесы "Снегурочка".

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока «А.Н. Островский. Краткие сведения о писателе. Пьеса-сказка «Снегурочка»: своеобразие сюжета».»













Конспект открытого урока

«А.Н. Островский. Краткие сведения о писателе. Пьеса-сказка «Снегурочка»: своеобразие сюжета».





















Конспект урока разработала:

Дукачёва Галина Ивановна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Алексеево-Тузловская СОШ»







2017 г.

Класс: 8

Предмет: литература

Учебник: Литература. 8 класс (часть 2). Учебник для общеобразовательных учреждений: в 2-х ч./ Автор-составитель: Г.С. Меркин. – Москва «Русское слово», 2012 – 383 с.

Название раздела: Из русской литературы XIX века.

Тема урока: «А.Н. Островский. Краткие сведения о писателе. Пьеса-сказка «Снегурочка»: своеобразие сюжета».

Цели урока:


предметные УУД: знакомство с некоторыми фактами биографии А.Н. Островского, оказавшими влияние на формирование таланта драматурга; с творческой и сценической историей пьесы «Снегурочка»; с источниками, послужившими основой пьесы-сказки; выявление сходства пьесы и волшебной сказки;работа с понятиями сказка, пьеса, драма, сюжет, композиция

метапредметные:

регулятивные УУД: управление своей деятельностью; целеполагание, выделение и осознание учащимися того, что усвоено и нужно усвоить;

коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и со сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, переработка информации и предъявление её разными способами, оценивание речи с точки зрения её содержания и языкового оформления;

познавательные УУД: формирование личностной рефлексии, осознание своих качеств и мотивов; поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, методом проблемного поиска развивать мышление, наблюдательность и внимание к авторскому слову; самостоятельность;




личностные УУД: формирование коммуникативных, когнитивных, информационных компетентностей у учащихся, учить уважительно относиться к старинным преданиям, обрядам, верованиям, быту и жизни русского народа.

Тип урока: традиционный

Ход урок

  1. Приветственное слово учителя

- Добрый день, ребята. Надеюсь, сегодняшний урок подарит нам всем массу новых открытий в ходе нашего общения.

Чтение притчи учителем.

“Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”.

- Как вы думаете, в чем заключается мораль этой притчи?

(в наших руках багаж определенных накопленных знаний, мы должны их постоянно пополнять и, применяя их, делать все новые и новые открытия)

- Сегодня я желаю всем нам успехов в достижении новых открытий на уроке литературы.

Мотивация учебной деятельности.

Эпиграф к уроку

«Если вы хотите знать, что такое Островский, читайте внимательно «Снегурочку» (А. Р. Кугель).

(знаток творчества Островского, театральный критик)(Слайд 1).

Чтение эпиграфа к уроку.

- Как вы думаете, о ком пойдет речь на нашем уроке?

(О великом русском драматурге А.Н. Островском)

- Какое произведение поможет нам открыть неожиданного, нового Островского?

(весенняя сказка «Снегурочка»)

III. Актуализация знаний.

1. Формулирование темы

- Ребята, сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.

(А.Н. Островский. Сведения о писателе. Пьеса - сказка «Снегурочка»: своеобразие сюжета).

2. Запись темы урока. Лексический и орфографический комментарий темы.

- Вспомните значение словсказка,драма, сюжет

При необходимости воспользуйтесь словарем литературоведческих терминов.

3.Работа со словарем литературоведческих терминов.(Слайд 2)

(Сказка — один из жанров фольклора, либо литературы. Эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного характера, обычно со счастливым концом.

Драма – это один из трех родов литературы, определяющий произведения, предназначенные для сценического воплощения)

Сюжет – система событий в художественном произведении, представленная в определенной связи,  раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненным  явлениям)



4. Работа с толковым словарем.Запись в тетрадь.

- Как вы понимаете значение слова «своеобразие»?

(Своеобразный.Отличный от других, не похожий на обычное, оригинальный)

- Подберите и запишите синонимы к этому слову

(необычность, оригинальность)

5. Постановка проблемного вопроса (запись на доске)

- В чем заключается оригинальность сюжета сказки-пьесы «Снегурочка»? Ответ на этот вопрос и станет на сегодняшнем уроке для нас новым открытием.

5. Формулирование цели урока

- Сформулируйте цели нашего урока. Слайд 3

(знакомство с фактами из биографии А.Н. Островского; с творческой и сценической историей пьесы «Снегурочка»; с источниками, послужившими основой для пьесы-сказки; выявление сходства пьесы и волшебной сказки)

6. Просмотр презентации о фактах из биографии А.Н. Островского

В ходе просмотра заполнение таблицы (в тетради )


Биографические сведения

Мои замечания

Родители А.Н. Островского


Где и как получил начальное образование


1835—1840


1840—1843


1843—1851


Темы творчества А. Н. Островского


- Каким вы представляете себе А.Н. Островского? Расскажите о своих впечатлениях, пользуясь просмотренной презентацией, заполненной вами таблицей и материалом учебника, который вы изучили дома (статья Л.И. Постниковой «Москва А.Н. Островского» с. 76; «Слово об А.Н. Островском» с. 77)

8. Работа в группах(на дом было дано задание изучить статьи в учебнике«Творческая история пьесы «Снегурочка» и «Сценическая история пьесы «Снегурочка»»)

Задание для 1 группы. Составить вопросы к самостоятельно прочитанной дома статье «Творческая история пьесы «Снегурочка», с.78-80, ч.2.

(К каким проблемам обращался А. Н. Островский в своих произведениях?

Каков первоначальный замысел пьесы «Снегурочка»?

Каковы художественные особенности произведения?

Чем вызвана негативная реакция Н. А. Некрасова на появление «Снегурочки»?

Какие достоинства пьесы-сказки высоко оценил М. М. Стасюлевич?)


Задание для 2 группы. Составить вопросы к самостоятельно прочитанной дома статье «Сценическая история пьесы «Снегурочка», с.80-82, ч.2.

( Когда и где состоялось первое драматическое представление «Снегурочки»?

- Кому была заказана музыка к спектаклю?

- Почему театральная постановка «Снегурочки» московским Малым театром (11 мая 1873 г.) фактически провалилась?

- Кто создал оперу к «Снегурочке»?

- Где и когда состоялось первое представление оперы Римского-Корсакова?

- Какой успех имелаопера Римского-Корсакова?)

Обсуждение вопросов

А знаете ли вы, что…

- В конце 1960-х годов известный советский актер Павел Кадочников осуществил свой режиссерский замысел – поставил фильм «Снегурочка» по одноименной пьесе А.Н. Островского. Картина вышла на экраны в 1970 году.

Вывод

Творчество А.Н.Островского произвело революцию в русском театре. Драматургия Александра Николаевича Островского знаменовала собой важнейший этап в развитии русского национального театра.


9. Работа с текстом пьесы. Аналитическая беседа.

- Русская литература имеет богатую сказочную традицию. Оригинальные произведения создавали русские писатели на основе народных сказок.

- Как называются эти произведения?

(литературные сказки)

- Назовите имена русских писателей, создателей литературной сказки.

( А.С. Пушкин, В.А Жуковский, П.П. Ершов, Л.Н. Толстой)


10. Работа в группах . Заполнить таблицу.

-Чем литературная сказка отличается от народной волшебной? Слайд 12,13


Черты книжной народной сказки

Черты литературной сказки

В сказке отражается оценка персонажа с точки зрения общенародной нравственности и морали

Наличие прямой и непрямой оценки автора

Отсутствие разнообразия в способах создания образа и характеристики персонажа (речь героя, характеристика через отношение к герою других персонажей).

Нет ярко выраженных различий в речи положительных и отрицательных персонажей.

Отношение других персонажей к герою не вполне ясно

Разнообразие в способах создания образа и характеристики персонажа (речь героя, характеристика через отношение к герою других персонажей).

Речь героя как средство создания характеристики персонажа.

Характеристики даны через отношения к героям других персонажей

Для народной книжной сказки не характерно подробное описание предметов

Подробное описание предметов

Самопроверка.


- Слайд 14.В 1873 годуОстровский дарит русской литературе пьесу «Снегурочка», романтическую сказку о любви, написанную в духе устной народной поэзии. В этом удивительном произведении история переплелась со сказкой. Всей своей направленностью она была адресована современному человеку, его духовному миру, ибо в ней поднимаются вечные нравственные вопросы: любви и счастья, жизни и смерти, добра и зла. Целый ряд сюжетных ситуаций имеют сходство со сказкой о девушке-снегурушке, Образ Берендеева царства связан с народным преданием о древнем племени берендеев. Образ солнца-Ярилы восходит к старинным календарным обрядам, а сам бог Ярила- один из главных богов славян.


- Чем отличается жанр сказки А.Н. Островского от жанра сказок Пушкина, Жуковского и т.д.?

(Островский создал поэтически-сказочное произведение иного жанра: не сказку-поэму, а сказку-драму, где сочетается слово и музыка)

- Что помогает автору литературно-художественного произведения выразить идейный замысел? Что помогает нам, читателям, понять идею произведения?

(большую роль в выражении идейного смысла играет сюжет и композиция литературно — художественного произведения)

Островский относит действие пьесы к «доисторическому времени». Здесь пренебрежение ктрадициям и законам общества воспринимаются как тягчайшее преступление и жестоко наказываются.В образе царя Берендея воплотились идеалы автора о мудром правителе.


11. Самостоятельная работа. Работа в группах

- Какие события составляют сюжет сказки? Выделите сюжетный центр сказки. Обратимся к композиции пьесы-сказки и волшебной сказки и сопоставим их. Что такое композиция литературного произведения?

(Композиция – расположение, чередование, соотношение и взаимосвязь частей литературного произведения, служащее наиболее полному воплощению замысла художника).

-Перечислите элементы композиции

(экспозиция, завязка, развитие сюжета, кульминация, развязка)

Задание: заполните 3 часть таблицыСлайд15,16


Композиция волшебной сказки

События сказки-пьесы

Экспозиция

Причины, которые породили завязку: запрещение и нарушение запрета на какие-то действия

«Ярило сожжет ее, испепелит, растопит, // Не знаю как, но умертвит. Доколе ж // Младенчески чиста ее душа, // Не властен он вредить Снегурке». «Снегурочка, беги от Леля!»

Завязка

Главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу

Снегурочка стремится испытать чувство любви

Развитие сюжета

Поиск потерянного или недостающего. Встреча с дарителем

Весна (мать) дарит Снегурочке венок из «привораживающих чарующих цветов»

Кульминация

Главный герой или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают ее или разгадывают трудные загадки

На долю Снегурочки выпадает испытание людской корыстью и равнодушием (старик бобыль, старуха Бобылиха, жители Слободы)

Развязка

Преодоление потери или недостачи. Свадьба и воцарение героя

Снегурочка полюбила Мизгиря, но это стоило ей жизни


11. Обмен мнениями. Самопроверка.

12 .Выборочное аналитическое чтение действия

  • На антитезе (противоречие, противопоставление) построена вся драма.

  • Мороз-Весна

  • Мороз-Ярило

  • Снегурочка-Лель

  • Мизгирь-Купава


  • Вот уже в Прологе Весна и Мороз беседуют о своей жизни, о любимой дочери, ее будущем. Собеседники даны в противопоставлении представлений о жизни, о любви, красоте. Это очень важный композиционный момент. Здесь завязывается конфликт пьесы.

  • Монолог Весны (пролог, явление 1, монолог Весны). Что тревожит Весну-красну в царстве Берендеевом?

Нерадостно и холодно встречает весну свою угрюмая страна.

И все лишь блеск холодный и нет тепла.

Солнце ревнивое, на нас сердито смотрит и хмурится на всех; Вот в чем причина жестоких зим и холодов весенних.

- Что «любо» Весне?

Обогревать мир для радостей любви.

- А что любо Морозу? См.монолог Мороза стр.213-214. На что ворчит Мороз? Чем недоволен? Стр.215.

- Чем определен конфликт пьесы? Что ценят в жизни людей, в своей жизни персонажи, наделенные божественной силой и властью - Мороз, Весна-красна, Ярило?


( Мороз ценит свободу, независимость, одиночество, труд, холодную красоту, душевную чистоту. Весна и Ярило теплом и лучами разжигают в людях огонь любви. Без нее нет счастья, нет жизни).


Слайд 17

Вывод. Островский в отличие от народной сказки переводит конфликт произведения во внутренний психологический план. Если в народной сказке испытание героя заключается в борьбе с темными силами, то в «весенней сказке» Островского показана борьба «горячих» и «холодных» чувств в душе Снегурочки. Драматург наполнил заимствованный центральный мотив гибели Снегурочки новым содержанием, он смог перенести из сказки жизнеутверждающее начало, которое обусловило весеннюю тональность пьесы, связанную с возрождением природы и любви в сердцах берендеев.


- Назовите героев сказки.

(В пьесе, как в сказке, наряду с людьми действуют Весна-Красна, дед-Мороз, Леший, Масленица, сама героиня — Снегурочка, дочка Мороза и Весны)


Вывод. В «Снегурочке» А.Н. Островского соприкасаются противоположные начала: фантастическое и реалистическое;

два мира: мир природы и мир человека;

два взгляда на любовь: Мороза и Весны;

две стихии: холода и тепла.


IV. Подведение итога


- Сформулируйте идею пьесы – сказки «Снегурочка»

(Мечта о мире, братстве, гармонии, о добром и справедливом царе нашла свое воплощение в изображенном Островским сказочном царстве)


Слайд 18«У Островского в «Снегурочке» «сказочный мир воспроизведен так искусно, что виден и слышен какой-то реальный мир» (И. А. Гончаров).

Вывод.

- Так в чем же заключается своеобразие сюжета пьесы «Снегурочка»?

(В отличие от своих почтенных предшественников великий драматург не пользовался каким -то до него бытовавшим сказочным сюжетом. Из отдельных, разных старинных преданий он создал цельное и совершенно оригинальное произведение поэтического искусства. Феноменальная оригинальность «Весенней сказки» в том, что она соединяет в себе два очень разных начала: общественное реалистическое начало, реалистический народный идеал и фантастическую форму) Слайд 19


V. Домашнее задание (дифференцированное).

1. Составьте тезисный план рубрики учебника «В мире художественного слова пьесы «Снегурочка» с. 104, задание 4

2. Обозначьте в тексте пьесы элементы фольклора.

3. Индивидуальное задание

Подготовьте сообщение о Берендеевом царстве, используя дополнительные источники

VI. Оценочно-рефлексивный этап. Слайд 20

Заполните текст с пропусками.

Знакомство с темой урока помогло мне понять, что А.Н. Островский создал____________ произведение.

Феноменальная оригинальность «Весенней сказки» в том, что она соединяет в себе два очень разных начала: __________________________.

В этой восхитительной сказке, сотканной из мотивов и образов устной поэзии, Островский воплотил свою мечту о _________________________.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!