СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КОНСПЕКТ открытого показа непосредственно образовательной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений «Госпожа Логика…».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развивать познавательные процессы детей (восприятие, память, внимание, мышление)

Просмотр содержимого документа
«КОНСПЕКТ открытого показа непосредственно образовательной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений «Госпожа Логика…».»














КОНСПЕКТ

открытого показа непосредственно образовательной деятельности

воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста

по формированию элементарных математических представлений

«Госпожа Логика…».
















Подготовила и провела воспитатель

дошкольных групп МБОУ «СОШ № 4»:

Талалаева Людмила Александровна








г.Еманжелинск

2016 г.







ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ.


1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:

  1. Продолжать учить детей решать логические задачи на разбиение по свойствам, используя развивающую игру «Логические блоки Дьенеша».

  2. Обобщить представления детей о профессии конструктора – ракетчика;


2. РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:

  1. Развивать умения детей сравнивать предметы по их свойствам (цвет, форма, величина), использую знания сенсорных эталонов;

  2. Развивать у детей способности к логическим действиям и операциям (умение сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию);

  3. Развивать конструктивные и творческие способности детей;

  4. Развивать у детей способности к элементарному экспериментированию;

  5. Развивать познавательный интерес детей;

  6. Развивать познавательные процессы детей (восприятие, память, внимание, мышление).


3. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:

  1. Воспитывать в детях интерес к познавательной деятельности;

  2. Воспитывать в детях умение доводить дело до конца, добиваться успеха;

3. Воспитывать доброжелательность у детей, умение действовать коллективно.



МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ.


  1. Презентация «Космос»; мультимедийное оборудование;

  2. Комплекты игры «Логические блоки Дьенеша» (по количеству детей);

  3. Круги Эйлера;

  4. Карточки – коды, определяющие свойства блоков Дьенеша;

  5. Карточки с заданиями для игры (по количеству заданий);

  6. Карточки с логическими задачами для детей (по две задачи на каждого ребенка);

  7. Модели космических ракет для постройки из блоков плоскостных фигур;

  8. Шаблоны фигур бумажных ракет (по количеству детей);

  9. Пластиковые бутылки (по количеству ракет);

  10. Три стола, стулья (по количеству детей).






Действия и слова педагога


Предполагаемые действия и слова детей

Круг добра


- Ребята, давайте все вместе возьмёмся за руки и ласково улыбнёмся друг другу, а теперь так же ласково нашим гостям.

Сегодня мы с вами отправимся в страну госпожи "Логики". С этой госпожой дружат очень многие умные люди. Даже самые смелые и отважные без дружбы с логикой скучно живут.

(Видео- ролик на информационном носителе)

- Вот представляете ребята, оказывается далеко от нашей галактики есть планета, которой мы ещё не знаем, и населяют её жители, которые наверняка очень умные.

А вы хотите быть похожими на них.

До этой планеты, ещё никто не смог долететь.

А вы знаете на каких планетах были наши люди.

- Правильно, на Луне. Луна- это планета, спутник Земли.

А кого из космонавтов и людей связанных с космосом вы знаете?

(см. презентацию в приложении №1)


- Ребята, а как вы думаете, легко построить такую ракету?

- Да, чтобы построить такую ракету надо уметь хорошо считать, логически мыслить, уметь строить чертежи, быть внимательным и аккуратным.

- А можно всему этому научиться?

- Конечно, можно. И даже в детском саду, если играть, например, в «Умные игры».

- А в какие «Умные игры» мы с вами уже умеем играть?





А вот в такую игру мы с вами когда-нибудь играли?


Педагог выставляет на стол коробку с игрой «Логические блоки Дьенеша».



- Сегодня я предлагаю вам поиграть с блоками Дьенеша. Сначала мы вспомним и поиграем в знакомые игры с блоками. А потом я вас научу играть в более сложную игру. Хотите поиграть?



Педагог открывает коробку с игрой и выкладывает на стол блоки и кодовые карточки


- Ребята, на что похожи все детали этой игры?



- По каким признакам они друг от друга отличаются?



- А для чего нужны вот эти карточки?



Педагог показывает на проекторе кодовые карточки, на которых изображены три цветных пятна.

- На какой признак различия показывают эти карточки?

- Да, эти карточки обозначают цвет блоков.


Педагог показывает карточки, на которых нарисованы маленький и большой дом.

- А эти коды указывают, на какой признак?



Педагог показывает карточки, на которых нарисованы контуры геометрических фигур: круга, треугольника, квадрата, прямоугольника.

- А о каком признаке напоминают эти коды?


Педагог показывает карточки, на которых нарисованы худой и толстый человечек.

- А эти коды указывают, на какой признак блоков?


(все материалы к занятию в приложении №2)



- Мы с вами рассмотрели все блоки, вспомнили их признаки, теперь давайте, с ними поиграем. Мы сейчас с вами разложим все блоки на группы или как говорят в математике на множества.


- Разложите, пожалуйста, все блоки на разные группы вот по такому признаку.

Педагог показывает карточки – коды цветов.


- На сколько групп вы разложили блоки? Какого цвета блоки?


- А теперь с помощью вот этих кругов разложите все блоки на две группы или два множества вот так, как изображено на этой карточке.

Педагог показывает карточку, на которой нарисованы два круга, в одном из них нарисован треугольник, а в другом квадрат.


- Молодцы, вы справились и с этим заданием игры. А теперь новое задание – разложите все блоки вот по такому признаку, посмотрите на карточку.


Педагог показывает карточку, на которой нарисованы два круга, в одном из них нарисован большой дом, а в другом маленький дом.

- Как вы будите раскладывать блоки, на какие два множества?





- Молодцы! У вас все правильно. А теперь самое сложное задание. Посмотрите на карточку с заданием.


Педагог показывает карточку, на которой нарисованы два круга, в одном из них нарисован круг, а в другом красное пятно.


(все материалы к занятию в приложении №3)


- Как вы будите раскладывать блоки, на какие два

множества?

Педагог наблюдает за действиями детей, если у них возникает затруднение, куда положить красные круглые блоки подсказывает решение.




- А теперь, давайте проверим свое решение. Молодцы! И с этим сложным заданием мы с вами справились!


- А теперь с блоками Дьенеша давайте решим логические задачи.


Педагог приглашает детей присесть к столу, на котором разложены коробки с игрой для каждого ребенка и карточки с заданиями.

(карточки с логическими заданиями в приложении №4)


- Откройте карточку с логическим заданием и попробуйте его выполнить.

Педагог наблюдает за выполнением задания, подходит к каждому ребенку. Если кто-то из детей быстро справляется с заданием, педагог предлагает этому ребенку дополнительное задание.

- Вы, все молодцы, решили задачи правильно. А теперь я предлагаю вам немного отдохнуть и провести подвижную игру "Кошки, мышки". Давайте вспомним правила игры.


Проводится подвижная игра «Кошки, мышки».

(физкультминутка в приложении №5)


- Ребята, мы с вами поиграли с блоками в математическую игру, решили логические задачи, а еще из этих блоков, вы знаете, можно построить всякие разные интересные фигурки, например, космические корабли. Давайте попробуем как конструкторы – ракетчики сконструировать самые разные ракеты. А помогут нам в этом – вот такие модели разнообразных ракет и наши замечательные кодовые карточки.


(схемы – модели ракет в приложении №6)


- Обратите внимание, дети, раньше мы с вами выкладывали разные фигуры из блоков Дьенеша, используя цветные модели. А сегодня у вас модели разных ракет представлены в виде схем с кодами. Давайте, сначала мы построим одну ракету все вмести.


Педагог выставляет на доску схему ракеты. Вместе с детьми разбирает схему по частям, проговаривает с детьми, каким блоком представлена каждая часть ракеты, при этом каждый блок по своим признакам обозначается кодовыми карточками, поэтому детям необходимо декодировать информацию о блоке и выбрать по признакам правильный блок. Разобрать карточки с отрицанием свойств.


- Теперь попробуйте самостоятельно сконструировать ракету, используя данные схемы.


Педагог во время работы детей подходит к каждому ребенку, если необходимо помогает ему с постройкой.



- Какие замечательные ракеты у вас получились. Красивые, яркие, разноцветные. Ребята, а вы хотели бы запустить ракету в полет?


- Тогда я предлагаю вам провести маленький эксперимент. Но для этого нам нужно сконструировать ракету из бумаги.

Педагог предлагает детям присесть за столы, на которых приготовлены шаблоны для аппликации. Наблюдает за выполнением задания, подходит к каждому ребёнку. Если кто -то из детей не справляется с заданием, то педагог помогает ему.


- Посмотрите, дети, какие красивые и лёгкие у вас получились ракеты. У меня есть вот такой реактивный двигатель для них. Как вы думаете, можно ли с помощью вот такого реактивного двигателя запустить эту ракету, конечно, не в космос, но высоко, прямо к потолку нашего музыкального зала?

- Тогда давайте попробуем!


Педагог устанавливает вертикально пустую бутылку, на горлышко бутылки надевает бумажную ракету.


- На старт, внимание, зажигание, 10, 9, помогайте отсчитывать мне дети, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1 взлет!


На последних словах педагог резко хлопает с двух сторон бутылку и ракета за счет выталкивающей силы

воздуха, находящегося в бутылке взлетает высоко вверх.

- У нас получился запуск ракеты? А как вы думаете, почему ракета смогла взлететь так высоко? Кто или что помогло ей отправиться в полет?

- Правильно, в бутылке был воздух, а когда я резко сжала бутылку, воздух устремился из бутылки вверх и вытолкнул с горлышка нашу легкую бумажную ракету.

- Вам понравился эксперимент? Тогда для вас я приготовила подарки, вот такие реактивные двигатели. Теперь каждый сможет запустить в полет свою ракету!


Педагог предлагает детям взять приготовленные бумажные ракеты, пустые пластиковые бутылки, и произвести запуск.


- Молодцы! У каждого получился свой запуск ракеты. Теперь вы можете этот полет показать всем своим друзьям и дома своим родителям. Мы с вами сегодня замечательно поиграли! Вы показали, какие вы все умные, смышлёные, старательные ребята. Молодцы, вы справились со всеми заданиями.















- Да, хотим.


- Луна.


Гагарин, Терешкова, Королёв....



- Нет нелегко, нужно быть очень умным, много знать и уметь.



- Наверное, можно.


- Мы умеем складывать головоломки, играем в игры Никитиных.



- Да, мы играли в эту игру. Эту игру придумал венгерский математик Золтан Дьенеш и называется она «Логические блоки».





- Да, очень хотим.






- Они похожи на разноцветные геометрические фигуры.

- Они отличаются по цвету, форме, величине и объему.


- Это коды. Они помогают нам отличать блоки друг от друга.



- Они показывают, какого цвета блоки.




- Эти карточки показывают на величину блоков: большой дом – это большие блоки, а маленький дом – маленькие.



- Они показывают, на какие геометрические фигуры похожи блоки.




- Они показывают на толщину блоков.









Дети раскладывают все блоки на три группы по цвету: красные, синие, желтые.


- На три группы. Блоки синего, красного и желтого цвета.



Дети рассматривают карточку - задание и раскладывают в один круг – все треугольники, в другой круг – все квадраты






- В один круг нужно положить маленькие фигурки, а в другой круг большие фигурки.

Дети раскладывают по заданию блоки на две группы.









- В один круг мы положим все круглые блоки, а в другой все красные блоки.

Дети пытаются разложить блоки по заданию, у них остаются четыре красных круга (два маленьких и два больших), которые подходят в оба множества и выкладываются на пересечении двух кругов.


- Да, мы сделали правильно.











Дети разбирают карточки с логическими задачами и выполняют их.




- У каждой мышки свой «жетон». Кот ловит мышек, но не всех, а с определенными свойствами, которые как раз и указаны на жетонах.




Дети встают в круг и играют под руководством педагога.


















Дети подходят и разбирают вместе с педагогом задание.






Дети подходят к столу, выбирают себе модель ракеты и, используя блоки Дьенеша, выкладывают на столе разные ракеты.



- Да, конечно, очень хотелось бы.
















- Наверное можно.









- Дети считают десяток в обратном порядке.



- Ракете помог взлететь воздух, который был в бутылке!




- Очень понравился!




Дети самостоятельно проводят эксперимент по запуску ракеты.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!