Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия на уроке | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
I. Мотивация (само- определение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Приветствует учащихся, проверяет готов-ность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность | Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку | Фронтальная, индивидуальная | Личностные: приобретают положительную мотивацию к обучению; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность. Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество | Устные ответы, наблюдения учителя |
II. Постановка темы и целей урока | 1. Рассказ учителя. 2. Формулирование темы и задач урока | – В старые времена на Руси был такой обычай. Когда поздней осенью был собран весь урожай, а хлеб в закрома засыпан, собирались жители все вместе коротать осенние да зимние длинные вечера, устраивали посиделки. За окном мороз, вьюга, а в избе в печи дрова потрескивают, тепло. Кто за прялкой сидит, кто узор вышивает, кто из глины лепит, другие из дерева ложки да плошки вытачивают. Как говорится в русской пословице: «От скуки бери дело в руки». Весело было! То песню затянут, то шуткой перебросятся, то загадки загадывают. Совместно с учащимися учитель формулирует тему урока, ставит учебные задачи | Внимательно слушают. Формулируют вместе с учителем тему и задачи урока | Фронтальная, индивидуальная. Коллективная | Регулятивные: принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Коммуникативные: владеют навыками конструктивного взаимодействия с учителем и сверстниками; умеют слушать и слышать собеседника; допускают возможность существования различных точек зрения на обсуждаемую проблему. Личностные: проявляют интерес к изучению предмета | |
III. Проверка домашнего задания | 1. Ответы на вопросы по учебнику. 2. Чтение небылицы | Предлагает ответить на вопросы (с. 22– 23) (выборочно). Предлагает прослушать и оценить небылицы, сочиненные учащимися. Проверку домашнего задания можно органи-зовать следующим образом. Выходят заранее подготовленные дети в костюмах скоморохов и предлагают устроить соревнование на лучшего знатока считалок и небылиц, конкурс на лучшую небылицу | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают небылицы | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: осуще- ствляют структурирование знаний. Регулятивные: принимают и сохраняют учебные задачи; осуществляют контроль и оценивание учебной деятельности. Коммуникативные: допускают существование различных точек зрения | Ответы на вопросы, небылицы, сочиненные самостоя- тельно |
IV. Работа по теме урока | 1. Актуализация знаний учащихся о загадках. 2. Знакомство с группами загадок | − Что такое загадка? – Загадка – это задачка, которую надо решить, отгадать. В загадке предмет не называется, а описывается. И по этим признакам надо догадаться, о чём идёт речь. Далее учитель знакомит учащихся с группами загадок. 1-я группа: загадки, в которых даётся описание предмета или явления путём перечисления различных его признаков. – Чтобы решить такую загадку, надо проанализировать признаки и объединить их в одно целое. Кафтан на мне зелёный, А сердце как кумач. На вкус, как сахар, сладок, А сам похож на мяч. (Арбуз.) − Какие признаки, свойственные арбузу, указаны в загадке? (Цвет, вкус, форма.) 2-я группа: загадки, где описание предполагает краткую характеристику предмета или явления. – Чтобы решить такую загадку, надо выделить отмеченный признак, связать его по ассоциации с другими, не названными в загадке. • Голубая простыня весь свет одевает. (Небо.) 3-я группа: загадки, в которых используется отрицательное сравнение. – Чтобы решить такую загадку, надо доказать от противного: сопоставить разные, но в то же время схожие признаки, сгруппировать их по-новому, в другом сочетании. • Летит, а не птица, воет, а не зверь. (Ве- тер.) 4-я группа: загадки, в описании которых используются метафоры. • Под одной крышей четыре братца живут. (Стол.) − Откуда взялись загадки? – Родились загадки очень давно, в те времена, когда топор за богатство считался. Много бед тогда подстерегало человека: ударит молния, вспыхнет лесной пожар, волки нападут на стадо. Наши предки думали, что и дерево, и трава, и звери лесные – все понимают человеческий язык. И для того чтобы природу обмануть, придумали охотники, рыболовы и пастухи особый «тайный язык». Из него и родились когда-то загадки | Отвечают на вопрос. Внимательно слушают. Отгадывают загадки. Отвечают на вопросы учителя. Высказывают предположения. Внимательно слу- шают | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: осуществляют логические операции, структурирование знаний, извлечение необходимой информации из рассказа учителя, формулируют вопросы с целью получения необходимой информации; строят логическую цепь рассуждений, доказательство; ориентируются в системе знаний. Регулятивные: принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; осуществляют контроль и оценивание учебной деятельности. Коммуникативные: владеют навыками учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умеют слушать, строить понятные для собеседника речевые высказывания; формулируют и аргументируют свое мнение и позицию по обсуждаемой проблеме. Личностные: проявляют познавательный интерес к изучению предмета, чувство гордости за народ, который сочинял загадки; осознают важность и необходимость знаний в жизни человека | Отгадывание загадок |
V. Закрепление знаний и способов действий. Работа по учебнику (с. 24–25) | 1. Чтение и отгадывание загадок. 2. Игра «Загадки» | – Откройте учебник на с. 24. Прочитайте загадки. Отгадайте. – Попробуйте соотнести прочитанные загадки с соответствующей группой: загадки, в которых даётся описание предмета или явления путём перечисления различных его признаков; загадки, где описание предполагает краткую характеристику предмета или явления; загадки, в которых используется отрицательное сравнение; загадки, в описании которых используются метафоры | Читают загадки, отгадывают. – 1-я загадка относится к 3-й группе загадок; 2-я загад- ка – к 1-й группе; 3-я загадка – к 4-й группе | Индивидуальная, фронтальная | Познавательные: осуществляют логические операции, структурирование знаний, извлечение необходимой информации из ответов учащихся, учебника. Регулятивные: принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Коммуникативные: владеют навыками учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | Отгадывание загадок. Соотнесение загадки и группы |
Продолжение работы по учебнику | 1. Ответы на вопросы. 2. Конкурс загадок. 3. Распределение загадок на тематические группы | – Откройте с. 25. Прочитайте 1-й вопрос. Как вы ответите на вопрос? Обоснуйте свой ответ. – К какой группе относится загадка? Учитель предлагает провести конкурс на лучшего знатока загадок. Учитель предлагает загадки (по своему усмотрению). Задание: распределить их на тематические группы – «Животные», «Сад и огород», «Книга, письмо» | Отвечают на вопрос. – Эта загадка относится к 4-й группе. Рассказывают загадки, определяют лучшего знатока загадок. Выполняют задание | Фронтальная, индивидуальная, групповая | Познавательные: осуществляют логические операции. Регулятивные: осуществляют контроль и оценивание учебной деятельности. Коммуникативные: умеют слушать собеседника; владеют навыками конструктивного взаимодействия с учителем и сверстниками. Личностные: проявляют чувство радости за успехи сверстников | Устные ответы. Чтение загадок. Соотнесение загадок и тематических групп |
VI. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа | − С какими малыми жанрами народного творчества вы сегодня встретились? Какое задание было самым трудным? Самым интересным? Какие жанры народного творчества остались сегодня без внимания? | Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: ориентируются в системе знаний. Регулятивные: оценивают собственную деятельность. Личностные: проявляют интерес к предмету | Устные ответы |
Домашнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | Ответить на вопросы 1, 2, с. 24 | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Регулятивные: принимают и сохраняют учебные цели и задачи | |