II. Постановка цели. Сравнение звуков «к» - «г», «кь» - «гь», соотнесение звуков с символами, буквами | 1)-Ребята, к нам в гости пришли друзья Кота в сапогах крот и гном. (Учитель выставляет на доску картинки крота и гнома). -Какой первый звук в слове крот? - Дайте его характеристику. -Каким символом обозначим звук «к»? (Выставить символ на доску). -А какой буквой на письме обозначается звук «к»? (Выставить букву на доску). -Но, ведь, буква К обозначает еще один звук, какой? - Каким символом его обозначим? (Учитель подставляет под буквой К зеленые наушники). 2)(Аналогично выделяется первый звук в слове «гном», выставляются символы звуков «г», «гь» и буква Г). 3) –Скажите, а чем отличаются звуки «к» и «г»? -А чем отличаются звуки «кь» и «гь»? -Вы догадались, с какими звуками мы будем работать? - А с какими буквами? | Учащиеся выделяют первый звук: «к». Учащиеся дают характеристику звука «к»:звук «к» согласный, твердый, глухой. -Синими наушниками. -Буквой К. -«кь». -Зелеными наушниками. -Звук «к» - глухой, а звук «г» - звонкий. Звук «кь» - глухой, а звук «гь» - звонкий. -Со звуками «к», «г», «кь», «гь». -С буквами К и Г. | Формирование навыка звукового анализа, повторение понятий «звонкий и глухой согласный». |
III. Работа по теме урока. 1.Игра «Поймай звук». 2. Игра «Волшебная птица». Нахождение картинок, в названии которых есть звуки «г», «к». 3. Игра «Подбери схему к слову». Подбор схемы к слову, звуковой анализ слова. | -С Котом в сапогах произошла беда. Его заколдовала злая волшебница. Он разучился разговаривать человеческим языком. Заклятье разрушиться, если будут выполнены сложные задания. Крот и гном пришли просить о помощи, поможем им? а)- Первое задание. Я буду называть слоги, а вы когда услышите слог со звонким звуком «г», поймайте его - хлопните в ладоши. Ка, га, ко, ку, гэ, кы. б)- То же со словами. Карета, голос, вагон, стакан, фольга, мрак. в)-Теперь вы будете ловить звонкий звук «гь». Ки, ге, гя, кё, гю, кя. г) Кино, герань, бумаги, быки, тапки, шланги. 2.- Следующее испытание. Прилетела волшебная птица. (Учитель вывешивает на доску контурное изображение птицы с изображениями птиц внутри(клеста, кукушки, чайки, снегиря, иволги, голубя, пингвина) . -Назовите птиц, в названии которых есть звук «к». -Назовите птиц, в названии которых есть звук «г». -Мы назвали птиц со звуком «к», «г». Какую птицу мы не назвали? - Почему? -Следующее задание. Нужно закодировать названия птиц. А для этого надо подобрать к ним схему. (Учитель выставляет две схемы). -К какой схеме подходит слово «кукушка»? -Сколько звуков в слове «кукушка»? -Сколько гласных звуков? -Сколько твердых согласных? -Сколько звуков «к» в слове? -Какие они по счету? -Работа со схемой: -Сколько звуков в слове «иволга»? -Назовите их по порядку. (…) Обратите внимание, после звука «в» произносится звук «а», но на письме обозначим его какой буквой? -Какой по счету звук «г»? -Какой звук перед ним? После него? (Учитель записывает слово «иволга» на доске). -Найдите название реки в этом слове. | Учащиеся хлопают на слоги и слова со звонкими согласными звуками «г», «гь». Учащиеся называют птиц: -Клест, кукушка, чайка. - Иволга, пингвин, голубь. -Снегиря. -Потому что в слове «снегирь» есть звук «гь». Выходит ученик, выбирает схему и по порядку называет звуки в слове «кукушка». Учащиеся отвечают на вопросы. Аналогично второй ученик подбирает схему к слову «иволга»). Учащиеся отвечают на вопросы. Учащиеся выделяют в слове «иволга» слово «Волга». | Развитие фонематического восприятия. Формирование навыка звукового анализа. Формирование навыка полного звукового анализа. |
IV .Физ.минутка. Снятие физического и психологического напряжения. | Учитель показывает движения и произносит слова физ. минутки и пальчиковой гимнастики. Раз, два, три, четыре, Кто живет у нас в квартире? Раз, два, три, четыре, пять Всех могу пересчитать: Папа, мама, бра, сестра, кошка Мурка, два котенка, Мой сверчок, щегол и я – Вот и вся моя семья. | (Хлопаем в ладоши), (Шагаем на месте), (Прыжки на месте), (Шагаем на месте), (Поочередно загибаем пальцы сначала на правой руке, потом на левой). | Пальчиковая гимнастика. Фонарики. Мы фонарики зажжем, А потом гулять пойдем! Вот фонарики сияют, Нам дорогу освещают! | Поочередно сжимать и разжимать пальцы на правой и левой руке. | Колечки. Под счет (1, 2, 3, 4) соединять поочередно большие пальцы обеих рук с указательными, средними, мизинцами, а затем в противоположном направлении. Ухо-нос. Левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот». | Учащиеся повторяют движения и слова. | Развитие общей и мелкой моторики, пространственной ориентации, межполушарного взаимодействия. |
V. Продолжение работы по теме урока. 1. Упражнение «Измени слово». Звуко-буквенный анализ и синтез слов. 2. Игра «Улитка». Определение границ предложений и слов. 3. Упражнение «Какие слова спрятались?» Работа над семантикой слов, звуко-буквенный анализ и синтез. 4. Упражнение «Добавь букву». Звуко-буквенный синтез слов. | – Крот и гном запутались в словах. Помогите им разобраться. -Откройте тетради, страница разделена на две части. В одной части написана буква к, а в другой г. -Я буду называть слова. Если услышите слово со звуком «к» или «кь», где напишите слово? - А если я назову слово со звуком «г» или «гь»? (Под буквой Г). -Гол. Куда напишите слово? -Замените 1-й звук на звук «к», что получится? - Куда запишите слово? Аналогично: Кости - гости, маги – маки, крот - грот, Галина – калина, икра – игра. (Учитель уточняет значение слов «кол», «маги», «грот».) -Прочитайте слова со звуками «к», «кь», «г», «гь». (Учитель выставляет на доску изображение улитки, в раковине которой спрятаны предложения). -Навстречу кроту и гному выползла улитка. Прочитайте, какие предложения в ней спрятаны -Прочитайте только 1-е предложение. -Назовите 1-е слово в предложении; 2-е; 3-е. -Здесь есть слова со звуком «г»? Назовите его. Со звуком «гь»? Со звуком «к»? (Аналогичная работа со 2-м предложением). -Следующее задание. (У детей на столах карточки 1, 2 с предложениями). -Возьмите карточку с номером 1. Прочитайте первое предложение. -Подходит сюда слово «курок»? А что такое «курок»? -Если убрать одну букву, то получится слово, которое подойдет по смыслу. Прочитайте предложение с этим словом. Аналогичная работа с другим предложением: За угрозой пришла прекрасная погода. -Последнее испытание. Возьмите карточку с номером 2. На ней записаны предложения с пропущенными буквами К и Г. (… аля … аждый день … ормит … олубей. Ален…а сматывает нит…и в …лубок .) -Вставьте пропущенные буквы и запишите предложения в тетрадь. -Прочитайте предложения. -Назовите слова со звуком «к». -А есть слово со звуком «г»? Со звуком «кь»? … «гь». -Ребята, вы помогли коту и гному расколдовать Кота в сапогах. Теперь он снова будет разговаривать. | Учащиеся определяют место написания слов. Учащиеся записывают слово. -Кол. -Под буквой К. Учащиеся определяют значения слов. Учащиеся читают слова. Учащиеся читают предложения: - За окном гудит вьюга. Волк скрылся в глубоком овраге. Учащиеся читают 1-е предложение. Учащиеся производят анализ предложения. Учащиеся называют слова со звуками «»г», «к», «гь». Учащиеся читают предложение: «Начался первый курок». Учащиеся определяют значение слова, в случае затруднений им помогает учитель. -Урок. Учащиеся читают новое предложение: «Начался первый урок». Учащиеся записывают восстановленные предложения . Учащиеся читают предложения: «Галя каждый день кормит голубей. Аленка сматывает нитки в клубок». Учащиеся называют слова со звуками «г», «к», «кь». | Развитие фонематического восприятия, формирование навыка звуко-буквенного анализа, формирование навыка письма, развитие семантической стороны речи. Формирование навыка языкового анализа, совершенствование навыка чтения. Развитие семантической стороны речи, формирование навыка звуко- буквенного анализа. Формирование навыка синтеза слов, звуко-буквенного анализа, совершенствование навыка письма. |