Дети входят под музыку русскую народную. Воспитатель -Ребята к нам пришли гости. А мы гостям всегда рады. Какими словами мы встречаем гостей? Ответы детей: -Здравствуйте. -Мы рады вас видеть. -Добро пожаловать. -Проходите, пожалуйста. Воспитатель - Добро пожаловать, гости званые и желанные! Всех приглашаем, душевно встречаем! Не смущайтесь, не стесняйтесь, удобно располагайтесь! -Как много хороших добрых слов вы сказали, а в ответ, посмотрите, получили много ласковых улыбок и сияющих глаз. Ведь недаром говорится «Чем больше человек делает добро, тем больше он получает в ответ» Спасибо за эти чудесные улыбки. Сядем с вами рядком, да поговорим ладком. -О чём мы будем беседовать сегодня, вы узнаете, отгадав загадку: Я хорошая игрушка, -Буду девочкам подружкой. Я могу сидеть в коляске, Закрывать умею глазки. Я прошу меня любить, Не ронять меня, не бить. (кукла) Это моя знакомая кукла Машенька пришла к нам сегодня в гости .Посмотрите, какой у Маши русский народный костюм. - Скажите, а для чего нужны куклы? - Из какого материала сделана эта кукла? (показ современной куклы ) (пластмасса) Маша приготовила для нас сегодня небольшую выставку маленьких куколок ,сделанных из разного материала. Давайте пройдём и рассмотрим эту выставку. На выставке ,как и в музее -экспанаты руками не трогают, только рассматривают. - Скажите, а такие куклы у вас есть? - Как вы думаете, из чего они сделаны? (ответы детей) - А сейчас поиграем в игру «Какая кукла» -Кукла сделана из глины, какая она? (глиняная) -из резины... - из дерева... - из ткани... - из соломы... - из бересты... - из пластмассы... - из бумаги... - Я заметила, что тут сундучок стоит, да не простой, а волшебный... И указание есть, как его открыть: -Фу - ты, ну – ты, лапти гнуты, Сундучок, сундучок, Открывай свой бочок! - Кто запомнил заветные слова? - Давайте вместе скажем, ласково, как в старину разговаривали с вещами. - Открываю сундучок (достаю куклы –обереги) Ребята, посмотрите, здесь тоже куклы. Из какого материала сделаны? (ткань) - Посмотрите на современную куклу и на эти... Они чем - то отличаются друг от друга? Ответы детей (есть лицо -нет лица ,волосы сделаны из разных материалов) Сейчас посмотрите на этих кукол ещё раз, да меня послушайте... В далёком прошлом на Руси вечерком, после трудового дня, взрослые и дети любили устраивать посиделки, вот как мы с вами сегодня. Но даже на посиделках никто не сидел, сложа руки: вышивали, вязали, лепили, вырезали игрушки….и кукол делали. - На Руси была такая присказка: В каждом доме, в каждой хате, на крылечке, на полатях кукла сидит во все стороны глядит., И действительно в крестьянских семьях таких самодельных кукол было много. Их не бросали, не ломали, а берегли, хранили в сундуках, передавали по наследству. Мастерили не только куклы, с которыми играли но и куклы -обереги. Все тряпичные куклы делались БЕЗЛИКИМИ , без лица. Вот и куклы-обереги наряжали, но лицо не рисовали никогда, так как по народным поверьям через глаза в нее мог вселиться злой дух и навредить ребёнку. И от этого ребёнок будет болеть, капризничать ,плакать и плохо кушать. Такая безликая кукла была защитницей от всех бед и несчастий. Её так и называли «берегиня», «оберег» - от слова ОБЕРЕГАТЬ. - У каждой куклы есть своё имя. -Как вы думаете , какая из этих кукол - кукла - Капустка ? Она получила своё название из-за пышного сарафана, состоящего из пяти и более цветных лоскутов. Эту куклу девушка, уже приготовившая своё приданое, ставила на окошко и женихи видели, что девушка готова выйти замуж. - Чтобы воздух в избе был чистый, изготавливали полезную куколку "Кубышку-Травницу". Подвешивали ее там, где воздух застаивался или над колыбелью ребенка. Эта кукла наполнена душистой лекарственной травой. Куколку необходимо помять в руках, пошевелить, и по комнате разнесется травяной дух, который отгонит духов болезни. Через 2 года траву в куколке необходимо поменять. Именно так поступали наши предки. Кукла Колокольчик - куколка добрых вестей. Звон колокола оберегал людей от чумы и других страшных болезней У куколки три юбки. Эта куколка веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение. А ещё на Руси любили играть, я приглашаю вас на ковёр, встаньте, пожалуйста в круг, повторяйте за мной слова и движения: У Маланьи у старушки (хлопки в ладоши) Жили в маленькой избушке (сложить руки домиком) Семь сыновей (семь пальцев) Все без бровей, (очертить брови пальцем) Вот с такими ушами, (растопырить ладони, поднести к ушам) Вот с такими носами, (показать нос двумя растопыренными руками) Вот с такими усами, (нарисовать пальцем усы) Вот с такой головой, (очертить большую голову) Вот с такой бородой, (показать руками) Они не пили и не ели (поднести ко рту чашку, другой - ложку) На Маланью всё глядели, (держа руки у глаз, похлопывая пальцами, как ресницами) И все делали вот так… (показать любое движение). -А вы хотели бы попробовать сделать куклу-оберег своими руками? - Посмотрите какая интересная куколка, свёрнутая в маленький кулёчек. Это кукла ПЕЛЕНАШКА. В старину считалось, что бы сбить злых духов с толку такую подкладывали младенцу в колыбель, чтобы она принимала на себя все несчастья и болезни ,а не ребёнок. - Сделать такую куклу очень просто. В старину долгими зимними вечерами вся семья садилась за рукоделие. Крестьянская девочка уже в 5 лет делала такую куклу своим младшим братьям и сестрёнкам. Я думаю и у вас получится. — Берём лоскут белой ткани. Какой он формы? (прямоугольной) — Скручиваем его вот так, трубочкой. Потом берём ленточку и перевязываем в 2-х местах . —— Что у нас получилось? (голова, туловище куклы). — Берём цветной лоскуток. Какой он формы? (треугольной) — Это платок Пеленашки. Надеваем платочек на голову Пеленашке, подогнув кромку треугольного лоскутка. Делаем складки с боков. Концы платочка заворачиваем назад, на спину кукле. Чтобы нашей Пеленашке было тепло, мы заворачиваем, пеленаем её в красивое одеяло. Какой формы этот лоскут? (прямоугольной) — Кладём Пеленашку на одеяло и заворачиваем вот так: сначала с боков, потом ноги. — Что можно сделать, чтобы одеяло не развернулось? — У нас есть ещё ленточка, которой я завязываю одеяло кукле. Вы можете завязать, как вам нравится: перекрещивая, бантом, узелком и помочь друг другу. Садитесь за свои рабочие места. — А теперь вспомним, что сначала надо сделать, чтобы получилась кукла Пеленашка? (скрутить лоскут ткани) — Что надо сделать потом? (перевязать головку и талию) — Что вы сделаете потом? (Нужно запеленать куклу в одеяло и завязать) Дети выполняют работу, на фоне звучит музыка. - Когда вы будете делать куклу Пеленашку, придумайте ей имя, подумайте, как вы будете с ней играть, а, может быть, вы решите её подарить какому- нибудь малышу как оберег. - Скажите, а какой народ создавал такие игрушки своим детям? (русский народ) -Как русский народ называл безликих тряпичных кукол?(обереги) -Какие обереги вы запомнили? — Как зовут твою куклу? — Как ты её делал? -Ты хочешь с ней играть сам или приготовил куклу для подарка? — Как ты с ней будешь играть? Или Кому ты её подаришь? . (Раздаётся плач младенца.) -Кто - то плачет… А как обычно успокаивают детей? (поют колыбельную песенку ) Давайте вместе споём песенку ,а вы покачаете куколок на ладошках ,как в колыбельках. Поём колыбельную песню (Баю –баюшки -баю) Куклы получились такими красивыми, потому что вы вложили в каждую куколку тепло своих рук. Когда смотришь на них, на душе — праздник. В группе вы поиграете с ними и подарите тем, кому задумали. - Ну а делу время ,а потехе –час! |