СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект ООД "Познавательное развитие и художественное творчество" "Русские народные куклы.Изготовление куклы -оберега"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование у детей интереса к русскому народному искусству и культуре русского народа, через изготовление традиционной народной куклы.

 

 

-Через игрушку продолжать знакомить с традициями русского народа - Познакомить детей с изготовлением традиционной «куклы – пеленашки».

-Подвести к мысли о неоднозначности куклы в народной традиции

(кукла-игрушка, кукла-оберег).

      

Просмотр содержимого документа
«Конспект ООД "Познавательное развитие и художественное творчество" "Русские народные куклы.Изготовление куклы -оберега"»

Технологическая карта ООД «Познавательное развитие» СП «Детский сад «Улыбка»

Подготовила : воспитатель Жукова Юлия Викторовна

Форма проведения

Групповая

Тема

«Русские народные куклы».

«Изготовление куклы -оберега»


Группа

старшая

Вид

Интегрированное

Время проведения

25 минут

Цель

Формирование у детей интереса к русскому народному искусству и культуре русского народа, через изготовление традиционной народной куклы.


Задачи

Образовательные


-Через игрушку продолжать знакомить с традициями русского народа
- Познакомить детей с изготовлением традиционной «куклы – пеленашки».

-Подвести к мысли о неоднозначности куклы в народной традиции

(кукла-игрушка, кукла-оберег).



     

Развивающие

- Развивать умение детей действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом и умение

определять алгоритм собственной деятельности

-Развивать внимание, творческие способности детей.

- Развивать эмоциональность, чувство прекрасного

-Развивать мелкую моторику рук.

- Развивать у детей глазомер и умение работать с лоскутами ткани;

-Развивать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности


Воспитательные

-  Воспитывать интерес и любовь к народной игрушке. 

- Воспитывать чувство патриотизма, любви и уважения к России, ее истории,

- Продолжать формировать семейные ценности.

- Воспитывать эстетический вкус.


Оборудование и материал

Сундучок, куклы современные и тряпичные; заготовки из ткани для изготовления куклы.

Словарная работа

Тряпичная, безликая , оберег , берегиня.


Ход занятия

1 часть. Введение. Организационный момент.
























Постановка проблемной ситуации.



















Дидактическая игра «Какая кукла»







2 часть. Основная.
































































Игра – физкультминутка

«У Маланьи , у старушки…»





















2. Практическая часть.









Объяснение предстоящей работы . Инструктаж.

.

















Работа детей под музыку.







3 часть.

Заключительная. Подведение итогов .


Рефлексия.









Обыгрывание: укачивание младенца в кроватке.

Дети входят под музыку русскую народную.

Воспитатель

-Ребята к нам пришли гости. А мы гостям всегда рады. Какими словами мы встречаем гостей?

Ответы детей:

-Здравствуйте.

-Мы рады вас видеть.

-Добро пожаловать.

-Проходите, пожалуйста.

Воспитатель

- Добро пожаловать, гости званые и желанные! Всех приглашаем, душевно встречаем! Не смущайтесь, не стесняйтесь, удобно располагайтесь!

-Как много хороших добрых слов вы сказали, а в ответ, посмотрите, получили много ласковых улыбок и сияющих глаз. Ведь недаром говорится «Чем больше человек делает добро, тем больше он получает в ответ»

Спасибо за эти чудесные улыбки.

Сядем с вами рядком, да поговорим ладком.


-О чём мы будем беседовать сегодня, вы узнаете, отгадав загадку:

Я хорошая игрушка,
-Буду девочкам подружкой.
Я могу сидеть в коляске,
Закрывать умею глазки.
Я прошу меня любить,
Не ронять меня, не бить.

(кукла)

Это моя знакомая кукла Машенька пришла к нам сегодня в гости .Посмотрите, какой у Маши русский народный костюм.

- Скажите, а для чего нужны куклы?

- Из какого материала сделана эта кукла? (показ современной куклы )

(пластмасса)

Маша приготовила для нас сегодня небольшую выставку маленьких куколок ,сделанных из разного материала.

Давайте пройдём и рассмотрим эту выставку. На выставке ,как и в музее -экспанаты руками не трогают, только рассматривают.

- Скажите, а такие куклы у вас есть?

- Как вы думаете, из чего они сделаны? (ответы детей)

- А сейчас поиграем в игру «Какая кукла»

-Кукла сделана из глины, какая она? (глиняная)

-из резины...

- из дерева...

- из ткани...

- из соломы...

- из бересты...

- из пластмассы...

- из бумаги...


- Я заметила, что тут сундучок стоит, да не простой, а волшебный... И указание есть, как его открыть:

-Фу - ты, ну – ты, лапти гнуты,

Сундучок, сундучок,

Открывай свой бочок!

- Кто запомнил заветные слова?

- Давайте вместе скажем, ласково, как в старину разговаривали с вещами.

- Открываю сундучок (достаю куклы –обереги)

Ребята, посмотрите, здесь тоже куклы.

Из какого материала сделаны? (ткань)

- Посмотрите на современную куклу и на эти... Они чем - то отличаются друг от друга?

Ответы детей (есть лицо -нет лица ,волосы сделаны из разных материалов)

Сейчас посмотрите на этих кукол ещё раз, да меня послушайте...

В далёком прошлом на Руси вечерком, после трудового дня, взрослые и дети любили устраивать посиделки, вот как мы с вами сегодня. Но даже на посиделках никто не сидел, сложа руки: вышивали, вязали, лепили, вырезали игрушки….и кукол делали.

- На Руси была такая присказка:

В каждом доме, в каждой хате,

на крылечке, на полатях

кукла сидит во все стороны глядит.,

И действительно в крестьянских семьях таких самодельных кукол было много. Их не бросали, не ломали, а берегли, хранили в сундуках, передавали по наследству. Мастерили не только куклы, с которыми играли но и куклы -обереги. Все тряпичные куклы делались БЕЗЛИКИМИ , без лица. Вот и куклы-обереги наряжали, но лицо не рисовали никогда, так как по народным поверьям через глаза в нее мог вселиться злой дух и навредить ребёнку. И от этого ребёнок будет болеть, капризничать ,плакать и плохо кушать. Такая безликая кукла была защитницей от всех бед и несчастий. Её так и называли «берегиня», «оберег» - от слова ОБЕРЕГАТЬ.

- У каждой куклы есть своё имя.

-Как вы думаете , какая из этих кукол - кукла - Капустка ? Она получила своё название из-за пышного сарафана, состоящего из пяти и более цветных лоскутов. Эту куклу девушка, уже приготовившая своё приданое, ставила на окошко и женихи видели, что девушка готова выйти замуж.

- Чтобы воздух в избе был чистый, изготавливали полезную куколку "Кубышку-Травницу". Подвешивали ее там, где воздух застаивался или над колыбелью ребенка.

Эта кукла наполнена душистой лекарственной травой. Куколку необходимо помять в руках, пошевелить, и по комнате разнесется травяной дух, который отгонит духов болезни. Через 2 года траву в куколке необходимо поменять. Именно так поступали наши предки.

Кукла Колокольчик - куколка добрых вестей. Звон колокола оберегал людей от чумы и других страшных болезней

У куколки три юбки. Эта куколка веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение.

А ещё на Руси любили играть, я приглашаю вас на ковёр, встаньте, пожалуйста в круг, повторяйте за мной слова и движения:


У Маланьи у старушки (хлопки в ладоши)

Жили в маленькой избушке

(сложить руки домиком)

Семь сыновей (семь пальцев)

Все без бровей, (очертить брови пальцем)

Вот с такими ушами, (растопырить ладони, поднести к ушам)

Вот с такими носами, (показать нос двумя растопыренными руками)

Вот с такими усами, (нарисовать пальцем усы)

Вот с такой головой, (очертить большую голову)

Вот с такой бородой, (показать руками)

Они не пили и не ели (поднести ко рту чашку, другой - ложку)

На Маланью всё глядели, (держа руки у глаз, похлопывая пальцами, как ресницами)

И все делали вот так… (показать любое движение).


-А вы хотели бы попробовать сделать куклу-оберег своими руками?

- Посмотрите какая интересная куколка, свёрнутая в маленький кулёчек. Это кукла ПЕЛЕНАШКА.

В старину считалось, что бы сбить злых духов с толку такую подкладывали младенцу в колыбель, чтобы она принимала на себя все несчастья и болезни ,а не ребёнок.

- Сделать такую куклу очень просто. В старину долгими зимними вечерами вся семья садилась за рукоделие. Крестьянская девочка уже в 5 лет делала такую куклу своим младшим братьям и сестрёнкам. Я думаю и у вас получится.

— Берём лоскут белой ткани. Какой он формы? (прямоугольной)

— Скручиваем его вот так, трубочкой. Потом берём ленточку и перевязываем в 2-х местах .

—— Что у нас получилось? (голова, туловище куклы).

— Берём цветной лоскуток. Какой он формы? (треугольной)

— Это платок Пеленашки.

Надеваем платочек на голову Пеленашке, подогнув кромку треугольного лоскутка. Делаем складки с боков. Концы платочка заворачиваем назад, на спину кукле.

Чтобы нашей Пеленашке было тепло, мы заворачиваем, пеленаем её в красивое одеяло. Какой формы этот лоскут? (прямоугольной)

— Кладём Пеленашку на одеяло и заворачиваем вот так: сначала с боков, потом ноги.

— Что можно сделать, чтобы одеяло не развернулось?

— У нас есть ещё ленточка, которой я завязываю одеяло кукле. Вы можете завязать, как вам нравится: перекрещивая, бантом, узелком и помочь друг другу.

Садитесь за свои рабочие места.

— А теперь вспомним, что сначала надо сделать, чтобы получилась кукла Пеленашка?

(скрутить лоскут ткани)

— Что надо сделать потом? (перевязать головку и талию)

— Что вы сделаете потом? (Нужно запеленать куклу в одеяло и завязать)



Дети выполняют работу, на фоне звучит музыка.

- Когда вы будете делать куклу Пеленашку, придумайте ей имя, подумайте, как вы будете с ней играть, а, может быть, вы решите её подарить какому- нибудь малышу как оберег.





- Скажите, а какой народ создавал такие игрушки своим детям? (русский народ)

-Как русский народ называл безликих тряпичных кукол?(обереги)

-Какие обереги вы запомнили?

— Как зовут твою куклу?

— Как ты её делал?

-Ты хочешь с ней играть сам или приготовил куклу для подарка?

— Как ты с ней будешь играть? Или Кому ты её подаришь?

.



(Раздаётся плач младенца.)

-Кто - то плачет…

А как обычно успокаивают детей? (поют колыбельную песенку )

Давайте вместе споём песенку ,а вы покачаете куколок на ладошках ,как в колыбельках.

Поём колыбельную песню (Баю –баюшки -баю)

Куклы получились такими красивыми, потому что вы вложили в каждую куколку тепло своих рук. Когда смотришь на них, на душе — праздник. В группе вы поиграете с ними и подарите тем, кому задумали.

- Ну а делу время ,а потехе –час!






1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!