СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект ОД по познавательному развитию Ознакомление с окружающем миром на тему: «Широка Масленица»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект ОД по познавательному развитию

Ознакомление с окружающем миром  на тему: «Широка Масленица»

Просмотр содержимого документа
«Конспект ОД по познавательному развитию Ознакомление с окружающем миром на тему: «Широка Масленица»»

Муниципальное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад №222»







Конспект ОД по познавательному развитию

Ознакомление с окружающем миром на тему: «Широка Масленица»

в подготовительной группе



























Подготовила и провела:

Пискунова Е.С.











Оренбург, 2024г.

Цель: познакомить с русским народным праздником Масленицей, прививать любовь и уважение к русским традициям.

Задачи:

• познакомить детей с историей празднования Масленицы, её значением, символами, традициями

• познакомить с названиями семи дней Масленицы, объяснить их значение

• разучить русские народные частушки про масленицу, обрядовые песни

• активизировать словарь детей: заигрыш, лакомка, разгул, посиделки, прощеное воскресенье

• воспитывать у детей уважительное отношение к традициям русского народа, умение применять их в жизни

• воспитывать интерес к русскому фольклору, воспитывать чувство музыкального ритма.

Оборудование: телевизор, сюжетные картинки, материал для игр, разрезные картинки.

Ход ОД

1. Организационный момент. Мотивация к деятельности.

Звучит запись русской народной песни «Зимняя песенка».

Воспитатель:

Ребята, скажите, какое время года было у нас в начале недели? (зима) А месяц какой? (февраль). Какой это по счету зимний месяц? (3-й) Значит, он последний? Зима заканчивается, скоро наступит весна. Скажите, ребята, чего нам так не хватает зимой? (солнца)

(На столе появляется шкатулка)

Ребята, как вы думаете, что в этой волшебной шкатулке?

Дети: солнышко.

Ребята, солнышко приглашает вас на праздник, который издавна отмечался в России и был связан с проводами зимы. Может кто-нибудь знает, что это за праздник?

ДетиМасленица

Правильно, Масленица. Мы сейчас все узнаем об этом празднике.

(Показ слайдов презентации «Широкая Масленица»)

2. История появления Масленицы.

Воспитатель:

Масленицу на Руси встречали в конце февраля, начале марта, отмечали с размахом, ярко, шумно. Это один из веселых, заводных предвесенних народных праздников. Именно в это время русский народ провожает зиму и готовится встречать весну.

Согласно легенде, Масленица родилась на севере. Отцом её был Мороз. Однажды в суровый зимний день увидел человек прячущуюся за большущими сугробами девушку. Позвал человек её развеселить, накормить людей. Пришла Масленица и предстала перед людьми не хрупкой девушкой, а здоровой бабой, с румяными от мороза щеками, строгим взглядом и громко смеющейся. Наши предки Масленицу отмечали широко: маскарадами, катаниями на санях, каруселях, с песнями, плясками, веселыми играми, частушками. Главным символом Масленицы было именно это. Отгадайте загадку и узнаете, что.

Загадка: Лежит передо мною, сметанкою полит.

Люблю его, не скрою!

Как солнышко блестит! 

Скажу я только маме: «Есть буду – не один!

А поделю с друзьями, я самый вкусный …»

Дети: Блин

Верно, ребята, блин – ведь он похож на солнышко. Давайте послушаем частушки в исполнении наших ребят.

3. Исполнение частушек.

Дети:

1) Приходите, заходите

на румяные блины.

Нынче масляна неделя –

будьте счастливы, как мы!

2) Прилетели марсиане,

Осталися довольные.

Их тарелки не пустые,

А блинами полные.

3) Девки рады, парни тоже

Расцелуем всех, как сможем.

Подавим сопротивленье

Зимней стужи, без сомненья!

Пусть Весна – красна девица

С нами тоже порезвиться.

4) Веселей играй, гармошка,

Масленица – не грусти!

Приходи, весна, скорее,

Зиму прочь от нас гони!

Молодцы, ребята, развеселили нас.

4. Беседа «Масленичная неделя».

Масленица длилась семь дней и называлась «сырной седьмицей». Каждый день имел свое название и значение.

1 день – «Встреча»

В этот день парни и девушки делали соломенное чучело, надевали на него старую женскую одежду и возили в санях по всей деревне с песнями – приветствиями Масленицы. После катаний, насаживали чучело на шест, вывозили на самое высокое место, чтобы ей было видно, откуда весна придет.

Давайте поприветствуем Масленицу песенкой.

Дети: поют песню «Весна – Красна идёт»

2 день – «Заигрыши»

Парни приглашали девушек кататься с ледяных горок, присматривали себе невест. В этот день устраивались разные игры, забавы, пляски.

Ребята, хотите узнать, какие забавы были на Масленицу?

Соберите из разрезных картинок одну картинку и узнаете.

3 день – «Лакомка»

В этот день в каждой семье накрывали столы с вкусной едой, пекли блины. На улицах устраивались ярмарки. Главный герой Масленицы – блин, в каждый день был особым, назывался по – разному: в 1 день – блинище, во 2 день – блин, в 3 день – блинец, в 4 день – блинчик, в 5 день – блинок, в 6 день – блиночек, в 7 день – царский блин.

Давайте мы с вами испечем блины.

Пальчиковая гимнастика «Блины»

4 день – «Разгул»

В этот день строили снежные крепости, снежные городки, которые брали «с боем», бросались снежками. Это был самый заводной, весёлый, озорной день масленичной недели.

Игра «Снежки»

Мы сейчас тоже поиграем в снежки (Дети разбиваются на две команды, у каждой команды своя корзина и снежки, нужно как можно больше снежков забросить в корзину противника)

Молодцы, обе команды сильные.

5 день – «Тещины вечера»

Это были тихие, спокойные вечера, в которые зятья приглашали своих тёщ (матерей своих жен) на блины.

6 день – «Золовкины посиделки»

В этот день молодые невестки приглашали всю родню к себе в гости.

7 день – «Прощеное воскресенье»

В этот день все ходили друг к другу мириться, просить прощение за нанесенные в течение года обиды. При этом говорили: «Прости меня, пожалуйста!». А в ответ слышали: «Бог тебя простит!»

В воскресенье «барыню Масленицу» провожали, разжигали большой костер и торжественно сжигали чучело масленицы. Давайте и мы с вами сожжем чучело Масленицы.

Дети: на куклу Масленицы набрасывают макет огня и черную ткань, а один ребенок говорит слова:

Масленица прощай!

А на тот год приезжай!

Масленица воротись!

В новый год покажись!

Прощай, Масленица!

Прощай, красная!

Так народ окончательно прощался с зимой. После того, как чучело сгорало, пепел от него разбрасывали по полю, чтобы на следующий год собрать богатый урожай с полей.

5. Итог занятия.

Звучит отрывок из «Времен года» П. И. Чайковского «Февраль. Масленица»

Воспитатель:

Есть такая поговорка: «Не всё коту масленица».

Она означает, что всё заканчивается в своё время. И наше занятие подошло к концу. О каком народном празднике мы сегодня говорили? Что он означает? Как долго длится? Что является символом Масленицы? Как заканчивается праздник? Для чего сжигают чучело Масленицы?

Солнышко, которое пришло сегодня к нам в гости послушать про Масленицу, прощается с вами и говорит спасибо.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!