КОНСПЕКТ
непосредственной образовательной деятельности в группе общеразвивающей направленности для детей 6-7 лет.
ТЕМА: Кожлянская игрушка. Древние традиции.
Подготовила: воспитатель I категории
Затолокина И.А.
п.Марьино 2023г.
Цель: Уточнять и расширять знания детей о народном промысле Курского края– кожлянской игрушке, особенностях её росписи. Обогащать словарь детей прилагательными. Раскрыть природу изобразительного и декоративно-прикладного искусства кожлянской игрушки, обратив внимание на особенности цвета и узора. Формировать эстетическое отношение к изобразительному и декоративно- прикладному искусству как отражению жизни во всём её многообразии. Воспитывать интерес к малой Родине, приобщать детей к русским культурным традициям.
Материалы и оборудование: Кожлянские игрушки, презентация, фонограмма звучания гуслей, восковые мелки, графическое изображение кожлянской игрушки на листе картона.
Образовательные области: Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Речевое развитие, Познавательное развитие.
Ход занятия:
Воспитатель входит в группу в русском национальном костюме, под спокойную народную музыку.
- Здравствуйте, детушки- ребятушки! Ох, и долго я к вам шла и чуть не заплутала по дороге, да клубочек с ниточками волшебными меня из лесу вывел! А знаете зачем я к вам пришла?
Узнать, а умеете ли вы играть? (ответы детей) А знаете ли вы во что ваши бабушки-прабабушки играли?
- Вот и решила я в путь- дорогу дальнюю снарядиться, чтобы вам, мои хорошие не только рассказать, но и показать, как раньше игрушки делали своими руками.
Как вы думаете, что у меня в руках (показывает кожлянскую игрушку)
Глиняные игрушки – это не просто забавные фигурки. Если выполнять их по всем законам мастерства, они несут в себе информацию о наших предках, их представлении об окружающем мире, о красоте… «Петушки», «собачки», «кони» – символы веры в солнце и силу родной земли.
Где вы видели такую игрушку? Хотите узнать, как делают эти игрушки? Ну, так слушайте, я расскажу вам сказку о чудесных игрушках из маленькой деревеньки, которая находится на нашей малой родине-в Курской области.
ПОКАЗ ПРЕЗЕНТАЦИИ Слухом земля полнится, будто жила-была в селе Кожля, недалеко от Курска старушка- Валентина Венедиктовна Ковкина. А рукодельница какая была, во всей округе её рукоделия знали. Делала Валентина Венедиктовна игрушки-свистульки для ребят малых, потому как очень любила она, когда ребятишки играют, веселятся да смеются. Брала баба Валентина кусочек глины и катала шарик , а потом из него вылепливала животных сказочных и фигурки людей. Чтобы игрушка была прочной её нужно высушить и в печи (муфельной) специальной обжечь, а после расписать. Краски баба Валентина брала яркие: фиолетовые, малиновые, зелёные да жёлтые. Игрушки получались яркие, солнечные. Смотрело на них солнышко яркое, смеялось. Детишки играли в такие игрушки, смеялись, веселились, людям на радость и утешение. Кожлянские игрушки - это сказочные, стилизованные фигурки животных и людей: тут и петушок, и баран, и кошка с гармошкой. А вот сказочный единорог. Играли дети с такой игрушкой и приговаривали: "На нём шёрстка вся жемчужная, А и грива, хвост, позолоченные, А копытца у него булатные, Из ноздрей у него огонь пышет, Из ушей у него дым столбом, Он и бегает пить во Тарью-речку. Он бежит, бежит - вся земля дрожит." - Давайте, ребята, пойдем рассмотрим игрушки в нашем музее. (идем в музей)
После музея Узор у Кожлянской игрушки простой, но несет определенный смысл. Давайте вместе рассмотрим элементы росписи кожлянской игрушки. Такой узор называется – орнамент "точки " – это семена, которые мы сеем в землю; – орнамент "сеточка" – это вспаханное поле; – орнамент "звезды" – это человеческие мечты. – орнамент "косые линии" олицетворяют дождь, ведь чтобы получить урожай, нужна вода; – орнамент "елочка" символизирует взаимосвязь всего в мире, символ долгой жизни, семейного достатка и процветания; – орнамент "волнистые линии" рассказывает о воде. Это реки, озера; – орнамент "прямые линии" – подразумевает жизнь человека; Расписывая кожлянскую игрушку, мастерицы строго придерживались фиолетового, малинового, зелёного, жёлтого цветов. Так расписывают только кожлянскую глиняную игрушку в нашем Курском крае. Ребята, а вы хотите превратиться в Кожлянских мастеров? (ответы детей) А мы с вами будем расписывать кожлянского петушка. Посмотрите-ка какой красавчик!
Петух вышел на лужок, заиграл в рожок, Приходите коровки, поситься у дубровки, Конички - у горочки, овечки- у речки, Бараны в овражке, козочки-у лозочки, Свинки у осинки. (Разомнем наши пальчики. Пальчиковая гимнастика «Летел, летел соколок…» «Вот и готовы ваши кожлянские игрушки. Вам нравятся? Мне очень нравится. Вы настоящие мастера. Вы знаете, так красиво у вас получилось потому, что вы работали старательно, аккуратно и дружно». А как вы думаете, где бы мы смогли такую игрушку купить, если бы с вами жили в стародавние времена? (на ярмарке). А на ярмарке не только торговали, плясали да в игры играли, но и Весну- Красну с помощью игрушки-свистульки зазывали. Давайте мы с вами разместим наших петушков на доске, образуем круг и будем весну закликать.
Закличка На лужайке, поутру, мы затеяли игру (становятся в круг в затылок друг-другу, идут по кругу) Ты - подснежник, я-вьюнок, (останавливаются, поворачиваются в круг лицом, подают руку ребенку справа и слева) Становись-ка в наш венок. Раз, два, три, четыре, (делают шаги назад) Раздвигайте круг пошире. А теперь мы ручейки, побежим вперегонки (бегут по кругу друг за другом) Прямо к озеру спешим, станет озеро большим (делают круг максимально большим). Становитесь в круг опять, раз, два, три, четыре, пять! (делают круг поменьше). Будем в солнышко играть! Мы веселые лучи (тянем руки вверх, поднимаемся на носочки). Мы резвы и горячи (подпрыгиваем на носочках) Солнышко! Ведрышко! Золотое донышко! (кружимся вокруг себя) Гори-гори ясно, чтобы не погасло (опускаем руки вниз через стороны)
Рефлексия.