Конспект НОД
с детьми подготовительной к школе группы
Познавательно развитие (ФЭМП)
Тема «Второй десяток»
»
Задачи:
«Познавательное развитие»:
Познакомить детей с составом и образованием каждого из чисел второго десятка;
Учить детей считать в пределах 20; закрепить название геометрических фигур: треугольник, квадрат, ромб, трапеция.
«Речевое развитие»
Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми; учить быть доброжелательными и корректными собеседниками, воспитывать культуру речевого общения.
«Физическое развитие»
развивать моторику посредством развития тактильной чувствительности
использовать элементы здоровьесберегающих технологий: физминутки,
Методы и приемы (методика В.П.Новиковой Математика в детском саду»):
- практические: эксперименты со счетными палочками;
- наглядные: подборка картинок с цифрами, рисунки;
- словесные: беседа о счете, словарная работа.
Материалы и оборудование: счетные палочки (20 штук), набор цифр, мяч, «математический набор»,
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности (методика Новиковой В.П. математика в детском саду») |
Двигательная | Утренняя гимнастика, подвижные игры, народные подвижные игры, игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные пробежки, соревнования и праздники, эстафеты, физминутки, образовательная деятельность в спортзале на воздухе. |
Игровая | Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические, подвижные, народные), творческие игры (сюжетные, сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные). |
Познавательно-исследовательская | Наблюдения, экскурсии, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, познавательно-исследовательские проекты. |
Коммуникативная | Беседы, речевые ситуации, составление рассказов и сказок, творческие пересказы, составление и отгадывание загадок, словесные игры, настольно-печатные игры с правилами, сюжетные игры, ситуативные разговоры, речевые тренинги, вопросы. |
Логика образовательной деятельности
№ | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
1 | Воспитатель предлагает разложить цифры по порядку от 1 до 10, а затем проверить друг друга. | Дети раскладывают цифры от 1 до 10 на столах. | дети умеют и знают числи и цифры по порядку. |
2 | Воспитатель предлагает поиграть в игру «Кто знает – пусть дальше считает!» | Дети играют в игру и считают | Дети умеют считать после десяти |
| | | |
4 | Воспитатель предлагает сделать физмиинутку | Дети выполняют движения по тексту | Дети проявляют интерес к участию в физических упражнениях – минутках. |
5 | Воспитатель предлагает поиграть в игру «Отвечай быстро» | Дети называют предметы похожие на геометрические фигуры. | Дети знают и имеют представление о предметах похожих на геометрические фигуры (треугольник – косынка) |
5 | Воспитатель просит детей привести свои рабочие места в порядок. | Дети приводят каждый свое рабочее место в порядок. | Закрепился навык самообслуживания. |
6 | Воспитатель благодарит детей за слаженную работу. | Дети получают звездочки | Созданы условия |
Математика
Задачи: Познакомить детей с составом и образованием каждого из чисел второго десятка; учить детей считать в пределах 20; закрепить названия геометрических фигур: треугольник, квадрат, ромб, трапеция.
Содержание занятия
Игра «Кто знает — пусть дальше считает!»
Игра «Отвечай быстро»
Веселые задачки: «Отгадай-ка»
Рекомендации родителям:
Поговорите с ребенком о том, что нового он узнал на занятии.
Возвращаясь из детского сада, по дороге обращайте внимание детей на то, где встречаются многозначные числа, например, в телефонных номерах, номерах домов и т.д.
ВТОРОЙ ДЕСЯТОК Цель занятия
Познакомить детей с составом и образованием каждого из чисел второго десятка; учить детей считать в пределах 20; закрепить названия геометрических фигур: треугольник, квадрат, ромб, трапеция.
Материалы Для воспитателя: счетные палочки (20 шт.), набор цифр, мяч. Для детей: «Математический набор», счетные палочки (20 шт.).
Ход занятия
Сидя за столом
Воспитатель предлагает детям разложить цифры по порядку от 1 до 10, а затем проверить друг друга, правильно ли выполнено задание. Затем педагог дает детям следующее задание: посчитать, сколько палочек у него в руках (в это время воспитатель перекладывает по одной палочке из руки в руку).
--Сколько всего палочек? {Десять палочек.)
— Когда-то, очень давно, вместо слова «десять» люди говорили «дцать». Сейчас мы так не говорим, но слово «дцать» сохранилось. И названия всех чисел, которые мы сегодня узнаем, образуются при помощи слова «дцать». Например, «один-на-дцать», «две-на-дцать» и т.д.
Педагог ставит на доску 10 палочек, связанных вместе.
— Как показать, что здесь один десяток? (Надо его положить под цифрой один.)
— Когда клали после 10 еще 1 (ставит на доску, продолжая ряд, еще одну палочку), говорили: «один-на-дцать», т. е. один на десять. Что надо изменить в «записи»? (Надо вместо нуля поставить цифру 1.)
Затем воспитатель ставит еще одну палочку: «две-на-дцать» (слова заменяли цифру 1 на цифру 2).
Ставит еще одну палочку и объясняет: «три-на-дцать» (при этом заменяли последнюю цифру на цифру 3).
Дети вместе с воспитателем называют следующие образующиеся числа: 14, 15, 16 и т.д.
Когда выставлены все палочки, воспитатель говорит: «Двадцать или два десятка?» Он произносит медленно: «Два-дцать. Что это значит? Сколько десятков?» {Два десятка.)
— Как показать, что у нас стало два десятка? Надо вместо цифры 1 поставить цифру 2, а вместо цифры 9 поставить 0. Слева стоит цифра, которая обозначает число десятков, а справа цифра, которая обозначает число единиц.
Затем воспитатель предлагает детям выложить на столах ряд чисел от 11 до 20 и назвать эти числа по порядку.
Примечание. Дети повторяют действия воспитателя: они отсчитывают по одной палочке, при этом изменяя цифры в ряду.
Поиграем «Кто знает — пусть дальше считает!»
Игра проходит в кругу.
Педагог бросает ребенку мяч и называет число. Ребенок ловит мяч и, бросая его обратно, называет число на единицу больше.
Игра проводится в быстром темпе. «Одиннадцать», — говорит взрослый. «Двенадцать»,— отвечает ребенок, бросая мяч обратно, и т.д.
Взрослый, бросая мяч, называет числа в пределах 20 и предлагает детям, возвращая мяч, называть последующие числа.
«Отвечай быстро»
Дети образуют круг. Воспитатель называет какую-либо геометрическую форму, а ребенок, поймавший мяч, называет предмет соответствующей формы.
Например, воспитатель говорит: «Треугольник», — и бросает мяч любому играющему. «Косынка»,— отвечает тот и называет другую форму, например, «прямоугольник», бросая мяч следующему игроку. Тот называет предмет прямоугольной формы (окно, дверь, коробка) и т.д. Одна и та же геометрическая форма может называться несколько раз, так как предметов одинаковой формы много.
При повторении игру можно усложнить, предложив называть не один предмет, а два и больше.
Отгадай-ка
У мамы бельчихи было три сына бельчонка. У каждого бельчонка было по две сестры. Сколько всего бельчат было у бельчихи? (Пять.)
Советы воспитателю
Утром уточните с детьми название текущего месяца. Напомните им, что каждый месяц начинается с 1 числа, декабрь—первый зимний месяц и он последний в году, а первый месяц года —январь.
Спросите у детей, знают ли они, почему зимой идет снег, а летом —дождь.
Внесите в игровой уголок игры с цифрами, например, «Пятнашки», «Шестнадцать» и т.д. Объясните правила игры, покажите как играть. Постарайтесь привлечь внимание ребят, но не заставляйте играть. Дети начнут играть в эти игры, но не сразу.
Рекомендации родителям
Предложите родителям поговорить с ребенком о том, что нового он узнал на занятии.
Возвращаясь из детского сада, по дороге обращайте внимание детей на то, где встречаются многозначные числа, например, в телефонных номерах, номерах домов и т.д.
Перед каждым ребенком «Математический набор», счетные палочки, резинка.
Воспитатель предлагает детям разложить цифры по порядку от 1 до 10 и говорит: «На прошлом занятии мы учились считать до двадцати. Давайте вспомним, как мы это делали. Отсчитайте десять палочек». Дети выполняют задание.
- Сколько палочек вы отсчитали? {Десять.) Свяжите десять палочек резинкой (педагог то же самое делает у доски). Сколько десятков? (Один десяток.) «Запишите» это число палочек.
Дети кладут десяток под цифрой 1.
- Что обозначает цифра 1? (В числе один десяток.) Покажите один десяток. Что обозначает 0? (Единиц в числе нет.)
Затем воспитатель предлагает детям рядом с десятком положить одну палочку и сделать соответствующую «запись».
Дети убирают 0 и вместо него ставят 1. Педагог делает то же самое у доски.
Теперь справа от десятка положите еще две палочки. Сколько десятков перед вами? (Один десяток.) А единиц? (Три.) Что надо изменить в «записи», чтобы было правильно показано число палочек? (Вместо цифры 1 поставить цифру 3.) Какое число получилось? (Тринадцать.)
Затем воспитатель дает задание отсчитать пять палочек.
Дети «записывают» образующиеся числа и называют их, объясняя при «записи» значение каждой цифры.
Педагог предлагает отсчитать еще две палочки.
Вопросы детям:
- сколько палочек лежит сверх одного десятка? (Десять палочек.) Перевяжите их резинкой
- сколько получилось десятков? (Два.)
- Расскажите все об этом числе. (Это число 20, в нем два десятка и ноль единиц.)
- Что надо изменить в «записи»? (Надо вместо цифры 1 положить 2)
Поиграем
«Наоборот»
Игра проходит в кругу. В центре круга стоит педагог. Он произносит любое слово и бросает кому-либо из детей мяч. Ребенок должен сказать слово, противоположное по смыслу. Воспитатель говорит: «Вверх». Ребенок отвечает: «Вниз» (направо — налево, вперед — назад, далеко — близко, высоко — низко, над —под, внутри —снаружи, дальше —ближе).
Можно называть не только наречия, но и прилагательные: далекий — близкий, верхний — нижний, правый—левый. Если ребенок затрудняется с ответом, дети хором произносят нужное слово.
«Гаражи»
Все дети группы изображают «машины», в руках у них карточки с номерами от 10 до 20. На каждой карточке — одно из чисел второго десятка. Воспитатель делает в разных местах группы «гаражи». На табличке у въезда в «гараж» написано, какие номера могут въезжать в него. Например, на одном «гараже»—10, 13, 15; на другом—11, 12, 16 и т.д. «Машины» ездят по «улицам», соблюдая правила уличного движения: едут только на зеленый свет, на красный-останавливаются («светофор» регулирует воспитатель). По сигналу воспитателя: «Машины в гараж», —все должны занять места в тех «гаражах», на которых написаны номера их «машин». Игра повторяется несколько раз. Воспитатель может менять «гаражи» местами.
Примечание. Когда «машины» въедут в гаражи, не забывайте уточнять, почему они въехали именно туда.
Советы воспитателю
Обратите внимание детей на то, что в это время года самый короткий день и самая длинная ночь. Утром и вечером в ясную погоду можно увидеть на небе месяц, звезды. Вечером, когда дети идут домой, уже темно, в домах горит свет, улицы освещены фонарями.
В ближайшее время на занятии потребуются часы. Заранее приготовьте их.