Конспект непосредственно образовательной деятельности
с детьми старшего дошкольного возраста
Тема: Путешествие в старину
Цель: Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры.
Задачи:
Развивающие:
Совершенствовать речевые навыки детей при рассказывании речевых диалогов.
Развивать умение излагать свои мысли точно и лаконично.
Развивать умение слушать друг друга, вникать в суть получаемой информации.
Обучающие:
Расширять и уточнять знания детей о жизни и быте русского народа посредством русских народных игр.
Учить подчиняться правилам.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к народным играм, желание использовать их в самостоятельной деятельности.
Воспитывать доверие друг к другу, чувство ответственности за другого.
Предварительная работа:
разучивание русских народных игр,
слушание русских народных мелодий,
изготовление и украшение кокошников,
экскурсия в музей на выставку «Предметы русского быта»
Оборудование и материалы:
выставка предметов русского быта (рушники, лапти, деревянная посуда, половик, рубель с валиком, веретено, прялка, коромысло, люлька, ухват, гребень),
русская народная одежда и украшения,
атрибуты для русских народных игр: «карусель» (шест с лентами), маска.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Вводная часть:
Дети находятся в групповой комнате. Воспитатель предлагает отправиться в путешествие в «старину», создать образ. В распоряжении детей предметы, имитирующие русскую народную одежду и украшения: сарафаны, косоворотки, кушаки, кокошники, ленты и т.д..
Наряженные дети под русскую народную мелодию «Ах вы сени, мои сени» проходят в музыкальный зал.
Воспитатель в русской народной одежде: Добрый день детушки-касатушки. Проходите не стесняйтесь. Поудобнее располагайтесь. Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило. Приготовьте ушки, глазки. Начинаем наше путешествие. Перед нами Русь деревянная. (дети подходят к выставке предметов русского быта)
Основная часть:
1. Беседа «Русь деревянная», рассматривание старинных предметов
Воспитатель: А знаете, почему Русь, называлась деревянной? (ответы детей)
- Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома назывались избами. И все – то в избе было сделано из дерева: и пол, и потолок, и стены, и мебель, и посуда. Из обыкновенного полена умельцы могли вырезать ложки, чашки, шкатулки, в которых хранили мелкие предметы и др.
- А какая русская изба без скрипа половиц, без разноцветных самотканых половиков, которые ткали на ткацком станке.
- Давайте рассмотрим выставку старинных предметов (рушники, лапти, деревянная посуда, половик, рубель с валиком, веретено, прялка, коромысло, люлька, ухват, гребень)
- Что вы знаете об этих предметах, для чего они были нужны людям в старину? (рассматривание предметов, обмен мнениями, знаниями)
2. Слайд-презентация и русская народная игра «Горелки»
Вниманию детей предлагаются слайды с эпизодами гуляний русского народа
Воспитатель: Наши предки умели и любили веселиться. Обычно, праздничный день начинался с торжественной службы в церкви, а продолжался на улице, в поле, на лужайках. Под музыку свирелей, балалаек и гармошек водили хороводы, пели, плясали, затевали игры.
- А вы любите играть? Поиграем в «Горелки»?
- «Горелки» старинная русская игра несколько веков она была одной из самых любимых игр русского народа и сохранилась во многих местах до сих пор. В эту игру любили играть наши прабабушки и прадедушки.
Русская народная игра «Горелки»
Играющие поют: Гори. Гори ясно, чтобы не погасло!
Глянь на небо, птички летят, колокольчики звенят!
Затем все встают в круг. Считалкой выбирают. Кому «гореть»
Выбранный тихо, закрыв глаза, приговаривает:
Горю, горю на камушке!
Горю, горю на камушке!
В это время играющие образуют из пар вереницу. Спрашивают «горящего»: Где стоишь?
Он отвечает: У ворот.
- Что продаешь?
- Квас.
- Лови же нас.
Как только произнесены последние слова, последняя пара бежит врассыпную: один направо, другой налево.
«Горящий» бегает за ними и старается поймать. Кого ловит – тому «гореть».
3. Познавательные комментарии и русская народная игра «Волк и гуси»
Воспитатель: Раньше домашних животных называли скотиной. Какую скотину держали во дворе? (ответы детей)
- Ухаживая за животными и птицами, люди придумывали разные игры. Одну такую игру вы знаете, это «Волк и гуси», поиграем.
Русская народная игра «Волк и гуси»
Из играющих выбирают «хозяйку» и «волка». Остальные – «гуси». «Хозяйка» созывает «гусей»: Гуси-лебеди домой!
«Гуси» кричат: Боимся!
- Чего?
- Волка! Он под горой!
- Что он там делает?
- Сереньких, беленьких щиплет!
«Гуси» бегут к «хозяйке», их ловит «волк». «Гусей», оставшихся не пойманными, «хозяйка» опять отправляет в поле. Игра продолжается до тех пор, пока «волк» не переловит всех «гусей».
4. Познавательные комментарии и «смешные диалоги»
Воспитатель: Многие русские народные праздники сопровождались напоминающими театральное представление действиями. Смех, песни, игры продолжались до самой ночи. Смеху придавали особое значение: наши предки верили, что чем громче смех, тем больше силы будет у земли. Давайте расскажем «смешные диалоги» и посмеемся (дети по желанию в парах рассказывают «смешные диалоги»).
«Смешные диалоги»
1) - Тит, а Тит! Пойдем молотить?
- Спина болит.
- Тит, пойдем мед пить?
- Дай поскорее шапку схватить.
- Иван, скажи моей лошади «Тпру!»
- А сам что же?
- Да губы замерзли.
3) - Фома, у тебя в избе тепло?
- Тепло, на печи в шубе терпеть можно.
4) - Филя, есть хочешь?
- Да нет, батюшка, я перекусил.
- А чем перекусил?
- Да съел кусок пирога, горшок сметаны и решето калачей.
5) - Лень отвори дверь, сгоришь!
- Хоть сгорю, да не отворю.
6) -Я медведя поймал!
- Так веди сюда.
- Не идет.
- Так сам иди.
- Да он меня не пускает.
7) - Где ты, брат Иван?
- В горнице.
- А что делаешь?
- Помогаю Петру.
- А Петр что делает?
- Да на печи лежит.
8) - Ты видел моего теленочка?
- Рыжего?
- Да, рыжего.
- С белым пятном на лбу?
- Да, с пятном.
- И обрывком верёвки на шее?
- Да, верно, где ты его видел?
- Нет, сосед, я такого не видел.
9) - Утром дед спросил у внучки: Почему не моешь ручки?
- Отвечает внучка: Я не белоручка.
10) Серый волк в глухом лесу встретил рыжую лису.
- Лизавета, здравствуй!
- Как дела, зубастый?
- Ничего идут дела, голова еще цела.
- Где ты был?
- На рынке.
- Что купил?
- Свининки.
- Сколько взяли?
- Шерсти клок, ободрали правый бок, хвост отгрызли в драке.
- Кто ж отгрыз?
- Собаки.
- Сыт ли милый куманёк?
- Еле ноги уволок…
5. Познавательные комментарии и русская народная игра «Ерыкалище»
Воспитатель: На Руси люди верили в предания, что на самом деле существуют и домовые, и водяные, и всякая нечистая сила. Люди придумывали игры с ними. Хотите поиграть в одну из таких игр? Предлагаю разучить народную игру «Ерыкалище», слушайте правила.
Русская народная игра «Ерыкалище»
На земле очерчивается круг. Выбирается водящий – «Ерыкалище». На него надевают маску страшного чудовища из бумаги или холста. Он становится в круг. Остальные бегают вокруг и напевают:
Эко диво. Чудо-юдо
Морская губа – Ерыкалище!
Эко диво, чудо-юдо.
С горынова дуба,
Морское поганище.
Неожиданно Ерыкалище выскакивает из круга и, прыгая на одной ноге, ловит играющих. Кого поймает, уводит в «плен» и отдыхает. Его снова дразнят, «Ерыкалище» и «пленный», прыгая на одной ноге, ловят оставшихся. Игра продолжается, пока «Ерыкалище» и его «пленники» не переловят всех.
6. Познавательные комментарии и русская народная игра «Заря-заряница»
Воспитатель: Участие в праздниках для всех было обязательно. Эти радостные события украшали жизнь, полную забот и непосильного труда. Под задорные слова с удовольствием играли и дети.
- В древние времена так совершался обряд пробуждения Земли: взрослые прыгали, топая о землю посильнее, чтобы разбудить ее для посева.
-Давайте и мы с вами походим по полю в игре «Заря-заряница».
Русская народная игра «Заря – заряница»
Выбираются двое водящих. И водящие, и играющие встают по кругу с каруселью (ленточки, привязанные на шест). Каждый держится за ленточку (кроме водящих), идут хороводом и поют:
Заря-заряница, красная девица,
По полю ходила, ключи обронила,
Ключи золотые, ленты расписные.
Один, два, три – не воронь, а беги, как огонь.
На последние слова водящие бегут в разные стороны по кругу. Кто первый возьмет освободившуюся ленточку, тот и победитель, а оставшийся выбирает себе следующего напарника.
Заключительная часть:
Воспитатель подводит итог деятельности с детьми с помощью следующих вопросов:
- Вам понравилось наше путешествие в «старину»?
- Что больше всего вам запомнилось?
5