Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Керчи Республики Крым «Детский сад № 20 «Дельфин»
Составила воспитатель Бондаревская Алла Викторовна
Конспект НОД по краеведению
Тема «Путешествие в Крымский лес»
«Что растет и кто живет в Крымском лесу»
Цель: уточнить представления старших дошкольников о Крымском лесе как сообществе, в котором живут вместе растения (деревья, кусты, травы, грибы) и животные (звери, птицы, насекомые, земноводные).
Формировать умение устанавливать простейшие связи совместного проживания животных и произрастания растений, представление о том, что в лесу все нужны друг другу.
Знать и называть объекты ближайшего окружения (растения) на территории детского сада. Воспитывать желание выполнять правила поведения в природе.
Уточнить представление детей о внешнем виде, образе жизни диких животных (зайце, лисе, белке, крымском благородном олене, тушканчике, еже), значении в природе птиц (дятла, синицы, совы и др.)
Закреплять знания о лекарственных травах (подорожнике, мяте, ромашке, полыни).
Развивать познавательный интерес к краеведческой и природоведческой деятельности.
Воспитывать чувство гордости за край в котором живем.
Развивать внимание, память, речевую активность детей. Эмоционально и выразительно читать стихотворения о лесе, Крыме, объяснять пословицы и поговорки. Использовать элементы глобального чтения (таблички с названиями животных и птиц). Развивать творчество.
Материал и оборудование: иллюстрации «Дикие животные и птицы», экран, ноутбук, слайды, звукозапись голосов животных и птиц, костюмы для инсценировки, краски гуашевые, кисти.
Словарь: лиственный и хвойный лес, хвоя, листва, Родина, Республика, символика, лекарственные травы.
Ход занятия:
Дети под музыку заходят в зал и становятся полукругом.
Воспитатель: Ребята, как называется наша Родина? (Россия)
- Что такое Крым? (Наша малая Родина, Республика в которой мы живем)
Ребенок читает стихотворение:
Крым – это здравница и это чудо сад,
Крым –это фрукты, это сладкий виноград,
Крым –это море, это райские места,
Крым –это южных гор крутая высота,
Крым –это степь, и заповедные леса,
Крым –это сказка, заглянувшая в глаза!
Двое детей подходят к мольбертам и выкладывают из букв названия «Россия», «Крым».
Дети садятся.
Звучит аудиозапись «Голоса природы».
Воспитатель: Отгадайте загадку, и вы узнаете куда мы отправимся в путешествие.
Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом-
Сто чудес увидишь в нем! (ЛЕС)
На экране – слайд №1, №2 «ЛЕС»
Воспитатель: Ребята, как, вы думаете человек нужен лесу? (Нет, лес может прожить без человека).
- Может ли человек прожить без леса? Что дает лес людям? (Свежий воздух, древесину для строительства, ягоды, грибы, орехи, лекарственные растения)
Дети становятся в круг, проводится дидактическая игра «Лес какой? (Подбор слов признаков: зеленый, молодой, густой, зимний, дремучий, сказочный, лиственный, хвойный, волшебный и др.). Дети садятся на места.
На экране – слайд №2 «СОВА»
- Дети, смотрите! Кто это такой важный сидит? Узнаете? Правильно, мудрая сова!
Ребенок читает стихотворение «Про сову»
Мудрая сова пропустит нас в лес, если вы будете соблюдать правила поведения в природе (Дети называют)
. Давайте поприветствуем лес.
Выходят дети:
Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты, о чем шумишь листвой
Ночью темной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
4.Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи,
Ты же видишь: мы – свои!
Воспитатель: Лес начинает открывать свои тайны.
Проводится игра «Узнай зверей и птиц». (Дети расставляют таблички с названиями зверей и птиц под иллюстрациями, читают их)
Почему так говорят? Объясните поговорку «Подкорми птиц зимой, они отплатят тебе летом».
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним пословицы и поговорки о лесе.
-Лес – богатство и краса, береги свои леса.
- Лес люби, люби природу- будешь вечно мил народу.
- По лесу ходи - под ноги смотри.
. - Лес не школа, а всему научит.
- Лес и вода- брат и сестра.
Воспитатель: Посмотрите. Мы попали в гости к дятлу. (Выходит ребенок – дятел).
ДЯТЕЛ: Лесом можем мы гордиться:
Лес – зеленая больница,
Лес – как сказочное царство,
Тут кругом растут лекарства
В каждой травке, в каждой ветке
И микстура, и таблетки
Воспитатель: Здравствуй, лесной доктор! Скажи, вот ты, лечишь деревья, а зверям ты можешь помочь?
ДЯТЕЛ: Могу.
Воспитатель: На полянке как- то раз
Зайчик лапку ранил
(Заяц подходит к дятлу, просит),
ЗАЯЦ: Помоги! Вдруг останусь без ноги!
ДЯТЕЛ: Лапку вылечить несложно.
Мой совет вам от души:
К свежей ранке подорожник
Осторожно приложи!
(Показывает всем подорожник, отдает зайцу. Заяц прикладывает к ноге и благодарит).
Воспитатель. Беседуя с дятлом, говорит ему, что дети часто простужаются, кашляют…)
ДЯТЕЛ: Вот сосновые почки,
Не лекарство – просто чудо!
Вмиг пройдет у вас простуда!
Воспитатель и дети благодарят лесного врача
ФИЗКУЛЬТУРНАЯ ПАУЗА «Музыкальная полянка»
Воспитатель: Отправляемся дальше в путешествие по Крымскому лесу.
Проводится игра «Узнай чей голос».
В аудиозаписи звучат голоса птиц и зверей. Соответственно правильно угаданному голосу появляется на экране слайд.
Слайд № 3. «Голос вороны»
Слайд № 4. «Голос совы»
Слайд № 5. «Пение дятла»
Слайд № 6. «Голос тушканчика»
Слайд №7. «Голос оленя»
Слайд № 8. «Воробьиные голоса»
Слайд № 9. «Пение синиц»
Слайд №10. «Хомяк»
Воспитатель: Отправляемся дальше в путь дорогу. Попали в сказочный лес. Нас встречает сказка «Лесные домики» (автор Т. А. Шорыгина).
Собрались на лесной полянке звери и птицы, стали рассказывать о своих домиках. Птичка – невеличка синичка, лесной красавец дятел, колючий еж, белочка- попрыгунья, мышка – норушка и зайка – побегайка. (Дети в костюмах занимают свои места, проводится инсценировка сказки).
Воспитатель: Попрощаемся с Крымским лесом!
Воспитатель: В начале занятия мы говорили о том, что Крым - это сказка, заглянувшая в глаза! Художники, которые придумали флаг нашей Республики, заимствовали цвета у крымской природы. Дети рассказывают о значении цветов крымского флага (голубой-цвет моря, неба. Белый- цвет подснежников, красный-цвет зари). Подходят к столам и раскрашивают флаг Крыма.
Дети становятся полукругом и исполняют песню «Чудо Крым»
Итог занятия: Беречь и любить природу, значит беречь и любить свою Родину!