Речевое развитие. 4-5 лет.
Тема: «Составление описательного рассказа по игрушке»
Цель:
обучение описательному рассказу по игрушке.
Задачи:
- продолжать учить детей при описании животных называть их характерные особенности и признаки, действия, связывать между собой предложения;
- активизировать слова, обозначающие действие и состояние (глаголы);
- укреплять артикуляционный аппарат;
- развивать правильное звукопроизношение;
- упражнять в звукоподражании;
- закреплять умение называть детенышей животных.
Интеграция областей:
речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие
социально-коммуникативное развитие
Методические приемы: игровые, словесные, наглядные
Материал:
Игрушки: медведь, медвежонок, корзинка, картинки: собака, кошка, корова, лошадь, свинья, коза, овца, волк, медведь, мяч.
Ход занятия
Организационный момент
Посмотрите сколько гостей сегодня пришли к нам. Поздороваемся с гостями хором «Здравствуйте!»
(Дети садятся на стулья полукругом)
Воспитатель: (в руках корзинка, накрытая платочком; в корзинке игрушечный медвежонок). Утром, когда я шла на работу, услышала, как кто-то хнычет под кустом. Подошла поближе и увидела корзинку.
Кто – то спрятался в корзинке.
Как вы думаете, кто это может быть? Можете пощупать, только осторожно.
Что вы нащупали? (2-3 детей ощупывают, отгадывают на ощупь, сообщают о своих предположениях.)
Воспитатель: Кто бы это мог быть? Для того, чтобы узнать это, нужно отгадать загадку:
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придет весна,
Просыпается от сна (достаю из корзины).
Воспитатель: Правильно, ребята. Что делают медведи зимой?
Дети: они спят.
Воспитатель: А вот маленький мишутка проснулся и захотел гулять, но потерялся и просит нас помочь ему найти маму. Ребята, а как мы поможем медвежонку? (ответы детей).
Воспитатель: мы составим объявление о том, что медвежонок потерялся, а вы расскажете всем, и тогда мама найдет своего медвежонка
Основная часть
Воспитатель: Но сначала давайте рассмотрим его. Надо правильно описать медвежонка, чтобы мама его узнала по описанию и нашла его. Что вы можете сказать про зайца. Какой он?
Дети: маленький, коричневый.
Воспитатель: Какой у него мех?
Дети: Мягкий, пушистый, гладкий …
Воспитатель: Какой у него хвостик? (Длинный или короткий)
Дети: Короткий.
Воспитатель: А какие у медвежонка ушки?
Дети: маленькие, круглые
Воспитатель: А глазки?
Дети: Глазки – маленькие черные, круглые, как пуговки.
Воспитатель: Какой у медвежонка нос?
Дети: Нос – маленький, черный.
Воспитатель: Что умеет делать медвежонок?
Дети: лазить по деревьям, собирать ягоды.
Воспитатель: Где живет медвежонок?
Дети: В лесу.
Воспитатель: Что он любит? Чем питается?
Дети: рыбу, ягоды, мед
Воспитатель: Ребята, сейчас послушайте, как я расскажу про медвежонка.
Это медвежонок. Он маленький и коричневый. У медвежонка мягкий и пушистый мех. У него короткий хвостик, маленькие, круглые ушки. Глазки у медвежонка маленькие, черные, похожи на пуговки, а носик тоже черный. Он умеет рычать, лазить по деревьям, собирать ягоды. Живет медвежонок в лесу. Он питается рыбой, ягодами, медом.
А теперь расскажите, как я. Ваши рассказы я запишу на телефон, и по вайберу отправлю в лес, чтобы мама медвежонка быстрее его нашла. Рассказы 2-3 детей.
Физкультминутка (движения по тексту – можно повторить 2 раза)
Топай мишка – топ, топ, топ
хлопай мишка – хлоп, хлоп, хлоп
Приседай со мной братишка – раз, два, три
Лапы вверх, вперед и вниз,
Улыбайся и садись.
Воспитатель: Молодцы! Садитесь на свои места.
Стук в дверь. Появляется медведица (игрушка).
- А вот и мама - медведица пришла (здоровается). Она очень рада, что нашла своего медвежонка и в благодарность за это хочет поиграть с вами.
Дидактическая, игра: «Кто как кричит».
— Игра называется «Кто как кричит».
Я буду показывать картинку, а вы должны сказать, как кричит это животное. (Собака, кошка, корова, лошадь, свинья, коза, овца, волк, медведь).
Мама медведица знает еще одну игру, она называется
«Назови детеныша» Я буду кидать вам мяч и называть взрослое животное, а тот, кому я кину мяч - назовет детеныша.
3. Рефлексия
Как вы думаете, мы смогли помочь медвежонку? А как мы ему помогли? Что вам понравилось?
Пришло время нам попрощаться с медвежонком, и его мамой, им пора домой, в лес. Скажем им до свидания.