Занятие по развитию речи в средней группе.
Тема : "Составление описательного рассказа о птицах"
Цель: Продолжать учить детей составлять описательный рассказ, используя карточки – схемы.
Программное содержание:
Связная речь: Учить детей составлять описательный рассказ о птице/
Словарь и грамматика: Продолжать учить детей согласовывать слова в предложении, учить употреблять слова в уменьшительно- ласкательной форме, активизировать в речи детей прилагательные, учить подбирать точные сравнения, образовывать притяжательные прилагательные, звукоподражательные глаголы, учить согласовывать существительные с числительными.
Звуковая культура речи: Упражнять детей в четком и правильном произнесении звука р (изолированно, в чистоговорках, в словах), с разной силой голоса.
Развивать связную речь, память, мышление, слуховое восприятие, фонематический слух.
Воспитывать любовь к пернатым.
Материалы и оборудование: Иллюстрации птиц (воробей, ворона, журавль, кукушка), карточки-схемы, карточки с изображением птиц.
Средства ТСО, развивающая среда (болото, лес, город).
Предварительная работа:
1. Познавательное занятие на тему « Птицы»
2. Рассматривание иллюстрации о птицах.
3. Рисование птиц.
4. Чтение книг В.Бианки « Про птиц», « Синичкин календарь», Снегирев Г. «Птицы нашего леса», стихотворение В. Берестова « Сова и синица».
5. Выставка кормушек.
6. Д/И « Птица - не птица», « У кого кто?».
Ход занятия:
Дети заходят из приемной и останавливаются у стола. Слышны звуки голосов птиц. Воспитатель спрашивает детей, куда они попали. Предлагает
прислушаться.
Появляется Петрушка из-за ширмы. Петрушка здоровается с детьми и приглашает детей на выставку птиц. Дети садятся на стулья.
Воспитатель спрашивает у Петрушки, какие птицы есть на его выставке?
Петрушка выставляет на доску картинку с изображением воробья и рассказывает, что это ворона, она очень большая, живет на болоте и кушает лягушек. Воспитатель спрашивает детей, согласны ли они с Петрушкой. Затем показывает ворону. Рассказывает, что это воробей, он живет в лесу, взгромоздится на ветку и кричит, ку-ку, ку-ку.
Воспитатель, видя реакцию детей, спрашивает детей, все ли правильно рассказал Петрушка.
Воспитатель говорит Петрушке, что он что-то перепутал и предлагает послушать , что говорят дети.
Воспитатель выставляет на доску схематическое изображение № 1
Воспитатель задает детям вопросы:
- Ворона какая? (большая, черная)
-А воробей какой (маленький, серый)
Воспитатель спрашивает о том, как ласково можно назвать воробья и просит детей рассказать Петрушке о воробье и вороне (выставляет схему № 2).
Д/и « Закончи предложение»
-У воробья глазки маленькие, как бусинки, а у вороны? (большие глазищи)
-У вороны клюв большой, клювище, а у воробья? (маленький клювик)
-У воробья маленькие лапки, а у вороны? (большие лапищи)
-У вороны хвост длинный, хвостище, а у воробья? (маленький хвостик)
Воспитатель говорит детям чистоговорку.
Проворонила ворона вороненка.
Повторение детьми с разной силой голоса. Индивидуальные ответы.
Воспитатель спрашивает детей, где в повседневной жизни встречается этот звук. Дети отвечают, что так заводится мотор, собака рычит, трактор работает.
Физкультминутка:
Вот под елочкой зеленой
Скачут весело вороны: кар-кар-кар (громко)
Целый день они кричали,
Спать ребятам не давали: кар-кар-кар
Только к ночи умолкали
И все вместе засыпали: кар-кар-кар (тихо)
Воспитатель обращает внимание детей, что за шторой еще кто-то шевелится и предлагает детям послушать загадку.
Длинноногий, длинношеий,
Длинноклювый, телом серый,
А затылок голый, красный,
Бродит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек,
Зеленых попрыгушек.
Воспитатель обращает внимание на схемы и предлагает описать журавля.
Д/и « Чьи крылья». Воспитатель учит детей образовывать притяжательные прилагательные от существительных: у воробья – воробьиные крылья, у вороны - вороньи, у журавля – журавлиные.
Воспитатель загадывает музыкальную загадку (пение кукушки) и спрашивает, почему ее так назвали?
Д/и «Кто как поет?». Воспитатель учит образовывать звукоподражательные глаголы : кукушка – кукует, ворона – каркает, воробей – чирикает, журавль – курлычет.
Воспитатель говорит, что на выставке у Петрушки очень много птиц, он совсем уже запутался. Просит детей помочь Петрушке. Дети берут по одной картинке, считают количество птиц, воспитатель обращает внимание на правильное сочетание числительного и существительного.
Воспитатель говорит, что Петрушка приготовил для птиц просторные вольеры. Обращает внимание, что на полу есть уголок леса, болото и модель города. И предлагает расположить птиц в своих « домиках». По окончании работы проверяется правильность выполнения работы.
Физкультминутка « Будь внимателен»:
Воспитатель спрашивает у детей, как называют птиц, которые осенью улетают в теплые края? (перелетные) и те, которые остаются зимовать (зимующие).
( воспитатель называет птицу, если перелетная - дети машут крыльями, а если зимующая - дети показывают как птицы клюют зернышки.
Дети садятся на стулья.
Воспитатель предлагает детям загадать загадки о птицах, обращает внимание на схемы.
Дети составляют рассказ о птице с помощью воспитателя, Петрушка отгадывает, но иногда ошибается. Воспитатель привлекает к отгадыванию всех детей.
Звучит музыка (едут друзья Петрушки на выставку), дети уходят от выставки и подводят итог занятия. Воспитатель спрашивает детей, где они побывали, кого видели, чем занимались.