Речевое развитие. 3-4 года.
Тема :«Рассматривание грузового автомобиля».
Программное содержание:
Учить детей рассматривать предмет, выделяя его части ,их размер, цвет, свойства, назначение. Учить способам обследования предмета.
Обогатить словарь детей словами: «водитель», «пассажир», «транспорт».
Активизировать в речи детей слова: «грузовой», «груз», «кузов», «кабина», «колеса», «легковой».
Развивать у детей дифференцированное восприятие , слуховое внимание.
Упражнять в употреблении предлогов: в, на, под, за и их согласовании с именем существительным.
Воспитывать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивать говорящего.
Воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Материал к занятию:
Игрушки- Петрушка, грузовой автомобиль, набор деревянного конструктора «Развитие», легковой автомобиль, автобус.
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы: Е.Бородина «Машины», А.Барто, цикл «Игрушки», проведение наблюдений за транспортом на прогулке, сюжетно-ролевые игры «Поездка на автобусе», «Построим гараж для машин», «Мы- шоферы».
Подготовка к занятию:
«Программа воспитания и обучения в детском саду».
«Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада», В.В.Гербова.
План:
Создание интереса к занятию.
В гости к детям приезжает Петрушка на грузовой машине.
П:- Здравствуйте, ребята!
Д:- Здравствуй, Петрушка!
П: - Смотрите, какая красивая у меня машина, садитесь, я вас прокачу на ней!
В:- Извини, Петрушка, но мы не можем прокатиться на твоей машине, и тебе мы тоже не советуем на ней кататься!
П:- А почему?
В:- Ты ,Петрушка, присядь пожалуйста на стульчик, а мы с ребятами сейчас тебе все объясним.
Осмотр предмета.
В:- Ребята, посмотрите, пожалуйста, внимательно, на какой машине приехал Петрушка?
Д:- На грузовой.
В:- Почему вы решили, что это – грузовая машина? Как вы догадались?
Д:- Потому что у нее есть кузов.
В:-Что можно перевозить в кузове машины?
Д:- Песок, доски, кирпичи…
В:- Правильно, в кузове машины можно перевозить груз! Давайте повторим вместе «груз»!
Поэтому машина и называется «грузовая».
Ребята, а люди могут ездить в кузове машины?
Д:- Нет.
В:- Почему?
Д:- Потому что там нет сидений, из кузова можно упасть…
В:- Правильно! Вот поэтому, Петрушка, мы и отказываемся прокатиться в твоей грузовой машине.
Ребята, вы уже сказали, что у машины есть кузов. Какого цвета кузов?
Д:- Кузов желтого цвета.
В:- Что находится перед кузовом машины?
Д:- Перед кузовом - кабина.
В:- Какого цвета кабина?
Д:- Кабина красного цвета.
В:- Давайте внимательно рассмотрим кабину. Что есть сбоку кабины?
Д:- Дверцы.
В:- Что нужно сделать. Чтобы попасть в кабину?
Д: - Открыть дверь.
В:- Вот мы открыли дверь и попали в кабину машины. Что есть в кабине машины?
Д:- Сиденья, руль.
В:- Кто сидит за рулем машины? Кто ей управляет?
Д:- Шофер.
В:- А можно сказать «водитель». Давайте повторим вместе- «водитель».
В:- Сколько сидений в кабине машины?
Д:-Два, много…
В:- Правильно, здесь два сиденья, на одном сидит водитель, а для кого другое сиденье?
Д:- Может быть кто-то попросит прокатиться…
В:- А второе сиденье для еще одного человека, для пассажира. Давайте вместе повторим «пассажир».
Никита, скажи «пассажир»!
В:- Посмотрите, что находится впереди у кабины?
Д:- Окно, стекло.
В:- Для чего нужно окно ?
Д:- Для того, чтобы видеть дорогу.
В:- Что еще есть на кабине, вот здесь, внизу?
Д:- Это фары.
В:- Правильно, это фары. Для чего нужны фары?
Д:- Их включают, когда темно, чтобы видеть, куда едешь.
В:- Дети, а что больше – кузов или кабина?
Д:-Кузов большой, а машина маленькая.
В:- Мы с вами рассмотрели кузов и кабину грузовой машины. А что находится под кузовом и кабиной ?
Д:- Под ними есть колеса.
В:- Сколько колес?
Д:- Много.
В:-Какого цвета колеса?
Д:- Черного цвета.
В:- А какой формы колеса, на что они похожи?
Д:- Круглые… Похожи на шарики, мячики…
В:- Для чего нужны колеса?
Д:- Для того, чтобы ехать.
В:- Ребята, что-то наш друг Петрушка совсем приуныл, давайте с ним поиграем! Скажите, на чем можно отправиться в путешествие?
Д:-На автобусе, на поезде, на пароходе…
В:- А мы с вами поедем на лошадке.
Физкультминутка.
На лошадке ехали, Дети имитируют движения:
До угла доехали, высоко поднимают колени,
Сели на машину, «едут» за рулем машины,
Налили бензину.
На машине ехали,
До реки доехали.
Трр! Стоп! – Разворот. Поворачиваются вокруг себя,
На реке пароход. Вращают штурвал парохода,
Пароходом ехали,
До горы доехали,
Пароход нас не везет,
Надо сесть в самолет. Покачивают прямыми руками,
Самолет летит, приседают.
В нем мотор гудит:
У-у-у!
4.Действия с предметом.
В:- Ребята, мы с вами ехали и на машине, и на пароходе , и на самолете. Это все, на чем можно ездить и перевозить грузы, называется «транспорт».
Хоровое и индивидуальное повторение слова «транспорт».
В:- а теперь, Петрушка, посмотрим, что может делать твоя грузовая машина.
Вот мы хотим построить дом, нам надо привести кирпич. Мы можем привезти кирпич на этой машине, ребята?
Д:- Да!
В:- Что мы сначала сделаем?
Д:- Загрузим кирпичи в кузов.
В:- Миша, иди, покажи пожалуйста, как ты погрузишь груз.
В:- Груз погрузили, что будем делать сейчас?
Д:- Заведем машину.
В:- Повернем ключ, заведем машину, мотор заработал! Машина поехала вперед! Что случилось с колесами?
Д:- Колеса закрутились.
В:- Мы подъехали к нашему дому . Что теперь нам надо сделать?
Д:- Выгрузить кирпичи.
В:- Как мы можем выгрузить их?
Д:- Надо поднять кузов.
В:- Молодцы, наш груз доставлен!
5.Анализ занятия.
В:- Вот какая замечательная машина у тебя , Петрушка!
Давайте, ребята, еще раз повторим, что есть у этой грузовой машины?
Д:- Кузов, кабина, колеса, фары…
В:- Что она может делать?
Д:- Перевозить груз, ехать, поднимать кузов…
В:- Дети, давайте посоветуем Петрушке, на чем он сможет к нам приехать в следующий раз?
Д:- На автобусе, на маршрутном такси, на легковой машине.
В:-Ребята, а Петрушка все понял!
П:- Я знаю, что я могу привезти вам на моей грузовой машине! (исчезает и привозит в кузове машины угощение для детей).
П:- Спасибо вам, ребята, в следующий раз я приеду к вам на легковом автомобиле!