СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе по теме "«День славянской письменности и культуры. Святые братья Кирилл и Мефодий»"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за страну, в которой мы живём, уважение к народным традициям. Задачи: • Продолжить формирование интереса и уважения к родной культуре, показать её взаимосвязь со славянской культурой. • Познакомить детей с историей создания славянского алфавита и его основоположниками – братьями Кириллом и Мефодием. • Обратить внимание детей на значимость названий каждой буквы кириллицы. • Формировать у детей представления о сходстве и различии современной азбуки и кириллицы.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие; познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Предварительная работа:

Отгадывание загадок по теме.

Рассматривание иллюстрации по теме.

Д/и «Угадай сказку».

П/и «Карусели».

Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе по теме "«День славянской письменности и культуры. Святые братья Кирилл и Мефодий»"»


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 8 «Золотая рыбка» общеразвивающего вида

городского округа Стрежевой»







Конспект

непосредственной образовательной деятельности

по познавательному развитию

на тему:

«День славянской письменности и культуры.

Святые братья Кирилл и Мефодий»

(средняя группа)




Подготовила:

Галкина Алина Александровна,

воспитатель 1 кв.категории











2022 год


Цель: воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за страну, в которой мы живём, уважение к народным традициям.
Задачи:
• Продолжить формирование интереса и уважения к родной культуре, показать её взаимосвязь со славянской культурой.
• Познакомить детей с историей создания славянского алфавита и его основоположниками – братьями Кириллом и Мефодием.
• Обратить внимание детей на значимость названий каждой буквы кириллицы.
• Формировать у детей представления о сходстве и различии современной азбуки и кириллицы.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие; познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Предварительная работа:

Отгадывание загадок по теме.

Рассматривание иллюстрации по теме.

Д/и «Угадай сказку».

П/и «Карусели».

Словарная работа: Русь, предки, послания, икона, кириллица, глаголица.

Материалы и оборудование: презентация, цветные карандаши, раскраски на каждого ребенка.

Методы и приемы:

Словесные: рассказ воспитателя, беседа, вопросы к детям, индивидуальный подход, физминутка.

Наглядные: показ иллюстрации по теме, загадки, д/и «Угадай сказку».

Практические: раскрашивание одежды братьев Кирилла и Мефодия.

Ход НОД.

  1. Вводная часть. Приветствие.

  2. Основная часть.

Слайд 2.

- Мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия!
- Как называется наша страна, где мы с вами живем? Россия.
- Много лет назад Россия называлась по другому – Русь, а жили на Руси славяне, наши далекие предки. Это люди, которые жили много-много лет тому назад, это дедушки и бабушки наших дедушек и бабушек.

- Ребята! Сегодня предлагаю вам отправиться в путешествие, но не по городам и странам, а в путешествие во времени. Мы заглянем в далекое прошлое нашей страны, чтобы узнать, как развивалась письменность. Поехали!
Слайд 3. 1 станция «Первобытная»

Наскальные символы – буквы. Рисование угольком.

- Так в древности, люди обменивались информацией, посылая друг другу различные предметы. Получалось не особенно понятно. Когда люди поняли, что обмениваться предметами-посланиями – дело хлопотное, они стали эти предметы рисовать.
Слайд 4.

Такие изображения были найдены на стенах пещер, в которых когда-то жили древние люди. Это первые шаги человека к созданию письменности. Постепенно люди стали заменять рисунки символами.
Слайд 5.

Надписи делались на камнях, скалах, на доске. Конечно, переносить такие «письма» на расстояния было сложно, и понять эти знаки можно было по-разному.
Слайд 6.

Шло время. Постепенно от рисунка люди перешли к знакам, которые стали называть буквами. Так зародилась письменность. Едем дальше.

Слайд 7. Станция «Историческая»

Кирилл и Мефодий. Глаголица и Кириллица.

Расскажу я вам о святой Руси, о далеких временах. Жили-были славянские люди. Умели они пахать, косить, дома строить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать. А вот книги читать и письма писать не умели.

Слайд 8.

И явились на Русь братья мудрые Кирилл и Мефодий. Младший брат Кирилл мечтал писать книги, понятные славянам, а для этого нужно было придумать буквы. Братья выросли, выучились, много работали. Но мечта создать славянскую азбуку не покидала братьев. Прошли годы. И вот азбука была готова.

Слайд 9.

Кирилл и Мефодий создали Азбуку для славянских народов: «кириллицу» и «глаголицу». В ней было 44 буквы. Часть их была взята из греческого алфавита, а некоторые были придуманы для передачи звуков славянской речи. Так славянский народ получил свою письменность - Азбуку, которая называется Кириллица.

-Ребята, как называется Азбука, написанная Кириллом? (Кириллица).

-А почему она так называется? (по имени Кирилла, одного из ее составителей).

Эта — славянская азбука, названия букв должны были напоминать людям о словах, которые забывать нельзя: «земля», «жизнь», «добро» и т. д. Каждая буква в Азбуке была особенной. Она имела имя. Послушайте, как звучат старинные буквы (А-азь, Б-буки, В-веди, и тд). Азбука Мефодия называлась Глаголицей. Повторите! (Глаголица)

Слайд 10.

Ежегодно 24 мая все люди отмечают праздник - День славянской письменности и культуры и день памяти святых братьев Кирилла и Мефодия. Давайте с вами подумаем, для чего нужна письменность? Ответы детей.

Правильно, чтобы писать. А чем сейчас мы пишем? Ответы детей.

Слайд 11.

Правильно, ручкой. А знаете, чем раньше писали на Руси? Ответы детей.

Раньше на Руси писали пером. Перья вмокали в чернила и писали буквы.

Многим хотелось почитать книги, но их было очень мало, поэтому люди стали думать, как бы упростить этот процесс. Спустя некоторое время появились первые печатные машинки. Ребята, кто знает «Что означает слово культура?» (Ответы детей)

Культура - это ценности, которые должны быть у человека (доброта, любовь).

Слайд 12. Отправляемся на следующую станцию «Игровая».

Славяне много трудились, но любили и веселиться, и петь песни, и водить хороводы. Давайте и мы с вами поиграем в нашу любимую игру «Карусели»

Подвижная игра «Карусели»

Еле, еле, еле, еле

Завертелись карусели.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише - не спешите!

Карусель остановите!

Раз, два, раз, два -

Вот и кончилась игра.

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом)
Слайд 13. Молодцы! Отправляемся на следующую станцию «Сказочно – загадкино»

1.Тридцать три Богатыря - К нам пришли из букваря.

Каждый ростом не велик, А учиться всем велит.

Расскажут детям, Обо всём на свете. (Буквы)

2.Первую книжку, где буквы ты изучаешь,
Как ты ее называешь? (Букварь или азбука)
3.Говорит она беззвучно, но понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней, станешь вчетверо умней. (Книга)

1. 2. 3.

Мы много читаем книги: рассказы, стихи. Но с самого раннего детства мы все любим сказки. Вы сказки знаете? А давайте проверим? 
Девочка добрая в сказке жила,
К бабушке по лесу в гости пошла.
Мама красивую шапочку сшила
И пирожков дать с собой не забыла. (Красная Шапочка)

Трое их живёт в избушке,
В ней три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки
Кто герои этой сказки? (Три медведя)

В лесу тёмном на опушке,
Жили дружно все в избушке.
Маму дети поджидали,
В домик волка не пускали.
Эта сказка для ребят… (Волк и семеро козлят)

А дорога – далека, а корзинка – нелегка.
Сесть бы на пенек, съесть бы пирожок.
Как называется сказка? (Маша и медведь)

На лесной опушке - Стояли две избушки.

Одна из них растаяла. Одна стоит по-старому.

Как называется сказка? (Заюшкина избушка).

Слайд 14.

Слайд 15.

День славянской письменности и культуры - радостный праздник для православных людей. Весь славянский народ благодарен братьям Кириллу и Мефодию за то, что они подарили нам славянскую Азбуку, чтобы нам было, что читать.

-Давайте все громко скажем и запомним:

«24 мая мы отмечаем праздник –

День славянской письменности и культуры.

День памяти святых братьев Кирилла и Мефодия».

Ребята, 24 мая наступит уже скоро, поэтому предлагаю вам изготовить поделки –иконы к этому празднику. Сначала нужно раскрасить святых братьев Кирилла и Мефодия цветными карандашами как на иконе. Затем приклеить раскраску на золотистый картон.

Поделка – икона к празднику готова. Эту икону вы подарите своим родителям к празднику.

Слайд 16.

Практическая работа.

Ребята, мы путешествовали из прошлого в настоящее и узнали, как сложно создавалась книга. Над её созданием трудилось очень много людей, она наш верный друг, и многому нас учит. Поэтому давайте будем беречь книги. Не будем их бросать, рвать, писать на них.

3. Заключительная часть.

-Ребята, о ком мы говорили сегодня на занятии?

-Что создали братья? (Церковно-славянскую Азбуку)

-Ребята, как называется Азбука, написанная Кириллом?

-Как называется азбука, написанная Мефодием?

-Когда мы отмечаем праздник - День славянской письменности и культуры?

- Ребята, мне хочется завершить наше путешествие со словами благодарности братьям Кирилла и Мефодия.

Два брата, Кирилл и Мефодий,
Спасибо хотим вам сказать
За буквы, что очень нужны нам
Чтоб научить нас читать.

Слайд 17.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!