СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект НОД по познавательному развитию для группы детей 5-6 лет "Гвоздь и Карандаш"

Нажмите, чтобы узнать подробности

НОД позволяет уточнить и обобщить представления детеей о свойствах дерева и металла и развивать умение изучать свойства материалов опытным путем.

Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД по познавательному развитию для группы детей 5-6 лет "Гвоздь и Карандаш"»

Друзья, которые любят противоречить друг другу.

Программное содержание:

Уточнить и обобщить представления детей о свойствах дерева и металла. Развивать умение изучать свойства материалов опытным путём.

Развивать аналитические способности при сравнении предметов, учить самостоятельно делать выводы. Развивать системное, логическое мышление, творчество, воображение. Продолжать учить выявлять и разрешать проблемные ситуации, противоречия, находить оптимальное решение. Обогащать словарь детей, развивать речь. Ввести в пассивный словарь: шероховатый, хрупкое, плавится, прочный, теплопроводность. Закрепить правила обращения с горячими предметами.

Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Материал: 3 коробки, большой гвоздь, карандаш, спички, молоток, свеча , картина с изображением леса, реки и костра таз с водой, гвоздики и деревянные палочки (зубочистки) по количеству детей.

Предварительная работа: Беседа на тему: «Дерево и металл – чем они отличаются друг от друга», дидактическая игра “Поплывет-потонет”,  “Наоборот”

Методические приемы: опыты, решение исследовательских и логических задач, загадки, приход героев, вопросы, напоминания. Игра «Наоборот».

Ход занятия:

 - Ребята, я сегодня пришла рано утром в группу и увидела на полке три новые коробочки.   А вот и записка к ним:

Серый Ивашка

Деревянная рубашка,

Где носом проведёт

Там след кладёт.

Металлический Антошка

Он на очень тонкой ножке,

По головке постучишь

Что-нибудь да смастеришь.

Любим нос везде совать,

И чертить и рисовать.

Все раскрашиваем сами

Разноцветными носами.

Весь я сделан из железа,

У меня ни ног, ни рук.

Я по шляпку в доску влезу,

А по мне все стук да стук.

-  А как же узнать, в какой коробочке карандаш, а в какой  - гвоздь?(посмотреть)

- А если не смотреть, то, как можно узнать? (потрогать, понюхать, по звуку) (можно предложить  опорную модель обследовательских действий при помощи органов чувств).

Давайте попробуем узнать по звуку.  Кто попробует?

Попробуем определить на ощупь. ( Потрогать с закрытыми глазами)

- А вот и наши гости, посмотрите, они очень рады встрече с вами.

Знакомьтесь, это Карандаш, а это Гвоздь-Гвоздович. Они очень любят поспорить. Никак не могут решить, что важнее - дерево или металл.

Карандаш утверждает, что дерево важнее, так как из него делают много предметов. 

Как вы думаете, прав карандаш? Какие предметы делают из дерева?                                                               

- А гвоздь с карандашом не соглашается, говорит, что из металла еще больше предметов делают. Какие предметы из металла вы знаете?                                             

Какой вывод можно сделать? Как вы думаете, кто прав - гвоздь или карандаш?                                                              

Вывод: И из дерева и из металла делают много очень нужных предметов.

Значит, и Гвоздь прав и карандаш прав.

- Но Гвоздь не унимается, продолжает спор. А у металла поверхность - гладкая! Вот!

- Что ему ответит Карандаш, как вы думаете?

Давайте узнаем, чем предметы из дерева отличаются от предметов сделанных из металла? У вас на столах лежат металлические пластины и деревянные бруски. Отличаются ли они? Чем?

 - Давайте проверим! Какая поверхность у металлической пластины? (гладкая) А какая у деревянного бруска? (шероховатая). И Карандаш гордится этим.  А еще он говорит, что дерево мягче металла.  Как вы думаете, прав Карандаш? Давайте проверим.                                                                                         

Опыт «Вбить гвоздь в дерево и металл» (показ воспитателя)

 Какой можно сделать вывод? (дерево мягкое, а металл твердый).

- Но спор не утихает. Гвоздь говорит, что он очень прочный!

- Возьмите в руки гвоздь и попробуйте сломать его.                                

 Не получилось! Значит, он какой? (прочный)

 Теперь попробуйте    сломать спичку.  Что можно сказать? (спичка хрупкая).

 Какой можно сделать вывод? (дерево хрупкое, металл – прочный).

- Устали спорить Гвоздь и Карандаш – ни к чему спор не приводит, решили подружиться. Давайте поиграем в игру и вспомним свойства дерева и металла.

- Играем в кругу в игру “Наоборот”.

Я бросаю мяч и называю одно свойство, а вы отвечаете противоположное: шероховатый - гладкий; тяжелый - легкий; прочный - хрупкий; мягкий – твёрдый.

- Пока мы с вами играли, Гвоздь-Гвоздович и Карандаш отправились в обратный путь в свою сказочную страну.

 Шли они, шли и вышли к речке (картина речки и костра на берегу). Обрадовался Карандаш: “Сейчас  вплавь доберемся, заодно и освежимся!”. А Гвоздь-Гвоздович приуныл, как вы думаете почему? . (боится утонуть). - Давайте проверим, что поплывет, а что потонет? 

Опыт «Тонет-плывет»

- Какой можно сделать вывод? (металл тяжёлый, а дерево легкое.)
--Значит, гвоздь должен войти в воду, чтобы вместе с карандашом перебраться на другой берег реки, и не должен входить в воду, так как он утонет. Что делать? (карандаш может перевезти его на себе; можно смастерить из веток плот).

Физминутка.
Карандаш и плот плывут,
Мы за ними тут как тут.
То ли «кролем», то ли «брасом»,
У нас сил ещё с запасом.
То ,как рыбки, мы ныряем,
«По – собачьи» загребаем,
К берегу уж добрались,
На песочке разлеглись.

Вот переправились наши приятели на другой берег. Устали, проголодались. Как вы думаете, кто пошел готовить еду, а кто рыбу ловить? (ответы детей: карандаш не может развести костер-он сгорит, а гвоздь нет.) Проводится опыт. Зажигаем свечу и подносим деревянную лучинку, а потом железную пластинку.

Сварили ухи, сели есть, Гвоздь-Гвоздович достал металлическую ложку, а Карандаш – деревянную.

Карандаш очень быстро справился с ухой, а Гвоздь ел и обжигался и никак не мог съесть её.

 -Как вы думаете, почему? А все потому, что металлы обладают еще одним свойством, которое называется теплопроводность - от слов «проводить тепло». Сейчас мы убедимся в этом на опыте.

- Подходите к столу, но очень осторожно, в чашке горячая вода.

 - Я положу в чашку деревянную и металлическую ложки.                                

 Как вы думаете, что произойдёт? (Металлическая ложка нагрелась, а деревянная нет).

 Это свойство называется теплопроводность,

 Какой  вывод можно сделать? Металл проводит тепло.

Как же быть Гвоздю Гвоздовичу – все время обжигаться во время еды? (ответы детей)

 Карандаш поступил как настоящий друг – подарил Гвоздю Гвоздовичу деревянную ложку. Наелись, отдохнули путешественники и собрались в путь к новым приключениям. А что было дальше, я предлагаю вам придумать самим.

Подведение итогов занятия

Но об этом мы поговорим на следующем занятии. А сейчас, скажите мне, пожалуйста, что вам понравилось сегодня на занятии? О каких свойствах дерева и металла вы узнали? И мы совсем с вами забыли о третьей коробочке. Посмотрим, что в ней? (сюрпризный момент).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!