государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа № 18 имени В. А. Мамистова города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области структурное подразделение «Детский сад «Центр коррекции и развития детей»
(ГБОУ ООШ № 18 г. Новокуйбышевска)
Конспект НОД по опытно- экспериментальной деятельности
в средней группе «Затейники»
«Вода- волшебница»
Подготовил: Гринева О. И.
Новокуйбышевск, 2022
Цель: формирование навыков экспериментирования с водой.
Программные задачи:
Образовательные:
1. Сформировать знания детей о значении воды в жизни человека.
2.Познакомить детей со свойствами воды опытным путем.
Развивающие:
1.Развивать интерес к опытно-исследовательской деятельности.
2.Развивать навыки проведения лабораторных опытов.
Воспитательные:
1.Воспитывать бережное отношение к воде.
2.Воспитывать трудолюбие, желание выполнять различные трудовые поручения.
Предварительная работа:
1.Беседа о воде, ее значении в жизни растений, человека, природы.
2.Беседа на тему «Где живет вода?», « Кому вода необходима и зачем?», «Кто живет в воде?»
3.Чтение сказок, рассказов о воде, рассматривание иллюстраций.
4.Просмотр мультфильмов « Родничок», «Русалочка»
Игровая деятельность
Дидактические игры: «Купание куклы», «Где спряталась рыбка», «Соберем капельки». «Вода- не вода».
Сюжетно-ролевые игры: «Купание куклы», «Приготовим обед для куклы», «Постираем белье для куклы».
Подвижные игры: «Море и камни», «Море волнуется».
Материал и оборудование: презентация, аудиозапись «Песня воды», «Утро» Э. Грига, стаканчики, вода, молоко, сахар, соль, лимонный сок, ложечки, трубочки для сока, бутылочки с водой, пищевые красители, растительное масло, медальки-капельки.
Логика образовательной деятельности
В: Ребята, сегодня у нас будет непростое занятие, вы будете настоящими исследователями. А что будем исследовать, вы догадаетесь сами.
Мне сегодня утром принесли посылку и сказали , что она очень ценная.
Давайте поскорее ее откроем и посмотрим, кто ее прислал и , что в ней лежит такое ценное!( открыть посылку и достать письмо)
Ребята, тут для нас письмо, а в нем загадка:
Без нее нам не умыться.
Не наесться, не напиться
Смею вам я доложить
Без нее нам не прожить! /Вода/
«Здравствуйте. Ребята! Я- веселая капелька воды по имени Капитошка. Я очень люблю путешествовать и уже облетела всю планету. И всюду меня называют волшебной. Вы, я знаю дети умные и поможете мне ответить на вопрос: «Почему вода- волшебница?»
(достать из посылки банку с водой)
А еще Капитошка прислала нам свою фотографию.
Ну что ребята поможем Капитошке?
Предлагаю вам отправиться в путешествие в царство воды.
Закройте глазки, я произнесу волшебные слова: «Раз, два, повернитесь. В царстве воды окажитесь». Открываем глазки, мы уже на месте.
Скажите ребята, где же находится вода в природе?
Как назвать воду в море, реке, роднике, болоте, озере?
Трудно найти на земле место, где бы не было воды. Вода есть всюду: и в земле, в воздухе, в каждом растении, в каждом животном и в организме человека тоже есть вода.
«Вы слыхали о воде
Говорят она везде
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране!»
Ребята, какая вода ценная!
Как вы думаете, что случилось бы, если бы вода вдруг исчезла с нашей планеты?
Да, вода это жизнь. Она служит всем живым существам.
Вода в самом деле волшебница! И нам с вами сегодня необходимо узнать тайну воды: какими волшебными свойствами она обладает.
Для этого мы с вами , как настоящие ученые сейчас проведем опыты по изучению свойств воды. Я предлагаю приступить.
Опыт 1
Перед вами стоят 2 стаканчика с водой- один пустой, другой- с водой. Возьмите стаканчик с водой и медленно перелейте воду в пустой стаканчик. Слышите, как она звучит? Вода льется и мы ее слышим. А если она льется, значит она какая?
Вывод: вода жидкая.
Опыт 2
Посмотрите на воду и ответьте на вопрос «Вода какая?»
Правильно вода чистая, прозрачная.
А сейчас в стаканчик с водой я опущу игрушку. Что мы видим?
В стаканчике лежат игрушки, но вода осталась чистой и прозрачной.
А сейчас смотрите в стаканчик насыплем песок. Что происходит?
Игрушки уже плохо видны. Почему?
Вывод: Если в воду добавить песок, землю, то она станет мутной, грязной, темной.
Опыт 3
А сейчас я покажу вам фокус. Смотрите внимательно. Я беру бутылку с чистой водой, закрываю крышкой и встряхиваю воду, произнося волшебные слова. Что случилось с водой? Почему вода стала зеленой?
Показываю этот фокус еще 2 раза. Вода во второй бутылке окрасилась в красный цвет, в третьей- - синий.
Интересно ребята , а почему вода в бутылках окрасилась в разные цвета: зеленый, красный, синий.
А теперь открываю тайну.
Показываю детям крышку, на дне которой находится краска. Обьясняю, что при встряхивании воды в бутылке краска попадает в воду и окрашивает ее.
Вывод: вода не имеет цвета, но она может окраситься в определенный цвет, если в нее добавить красители.
Опыт 4
Возьмем теперь 2 стакана: один стаканчик, в котором у вас уже насыпан обычный песок . Возьмите ложку и попробуйте помешать песок. Что получается? Растворился песок или нет?
Возьмем другой стаканчик с чистой водой и насыплем в него ложку сахарного песка, размешаем его. Что теперь произошло? В каком из стаканчиков песок растворился?
Мы с вами постоянно размешиваем сахар в чае. Если бы он в воде не растворялся, то людям пришлось бы пить несладкий чай.
Вывод: в воде не все вещества растворяются.
Опыт 5
Ребята, а сейчас нам поможет наш помощник язычок.
У меня 3 стаканчика на столе. Попрошу подойти ко мне ( имя ребенка). Попробуй пожалуйста воду из 1 стаканчика. Какая она?( без вкуса)
А теперь я попрошу закрыть глаза (в стакан добавляется немного сахара).
Попробуй теперь и скажи, изменилось ли что с водой?( вода стала сладкой).
Добавляю в другой стаканчик соль, а в третий стаканчик – немного лимона.
Дети пробуют воду и определяют, что она стала соленой, кислой.
Вывод: обычная вода вкуса не имеет, но может его приобретать.
Ребята, а как вы думаете мы должны беречь воду? А почему мы должны беречь воду?
Люди должны научиться беречь воду, чтобы ее хватило надолго. Давайте выучим правила пользования водой:
1.Хорошо закрывай кран, чтобы вода не капала.
2.Не пускай воду сильной струей.
3.Набирай столько воды, сколько необходимо.
Ребята , мы сегодня узнали, где и откуда берется вода, побывали в сказочной лаборатории, и проводили опыты. Вам понравились опыты? Мы с вами узнали свойства воды. Какие?
Мы с вами будем еще много говорить о воде и узнаем еще больше!
Наше занятие на сегодня закончено. Молодцы!
Капелька Капитошка дарит вам на память свои медальки.