СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект НОД по окружающему миру на тему "ЫСЫАХ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект НОД по окружающему миру на тему "ЫСЫАХ"

Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД по окружающему миру на тему "ЫСЫАХ"»





Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей

Средней группы

Тема: «Якутский Чорон»

Цель: Расширение знаний детей о культуре и обычаях якутского народа

Задачи:

Познакомить детей с древним декоративно-прикладным видом искусства – чороном. Воспитывать любовь к родному краю. Научить детей самостоятельно составлять узор по мотивам якутской росписи по дереву. Учить рисовать последовательно, аккуратно нанося узор.

Наглядный материал:

1. кубки чоронов разных видов;

2. образцы якутских орнаментов;

3. аудиозапись якутских мелодий.

Раздаточный материал:

1) силуэты чоронов;

2) фломастер

Форма работы с детьми:

Групповое занятие.

Методы и приёмы:

Наглядные, словесные.

Виды детской деятельности:

познавательная, двигательная, коммуникативная.

Ход:

I. Вступительное слово воспитателя:

- Как называется наша большая Родина? (Россия)

- Как называется наша Республика, в котором мы живём? (Республика Саха Якутия).  Столица нашей Республики город Якутск. Наша Республика большая, красивая и богатая, славится золотом и алмазами. В тайге много красивых и пушистых зверей. В реках и озерах много рыбы. Вся территория Якутии лежит в зоне вечной мерзлоты. Якутия – это долгая и холодная зима, бурная и многоцветная весна, короткое и знойное лето. Мы любим свой край и гордимся им! Славится Якутия делами людей, которые живут на её необъятных просторах: якуты, русские, эвены, чукчи, ненцы и другие народы Севера.

Воспитатель: А Сегодня мы узнаем много нового об одном из классических видов древних якутских сосудов «Чороне».

Воспитатель демонстрирует разные виды чоронов:

 —Посмотрите внимательно, какие красивые посуды нас окружают.

После 1–2 минут восприятия спрашиваю:

— Вы знаете эти предметы? (Это якутская посуда чороны)

— А для чего она использовалась? (Раньше из неё ели и пили, когда не было другой посуды)

— А как вы думаете, кто всё это сделал? (Якутский народ, народные мастера)

Все эти вещи изготовлены якутскими мастерами. Якутия богата талантами, в старину народные мастера зимними вечерами вырезали из березы чороны, кытыйа и другие изделия. Красивая резьба, прочность, удобство – все эти качества отличают якутскую посуду.

Вот чорон (беру и показываю чорон). Чорон – любимый и обязательный предмет в жизни каждого, даже современного якута, особенно он необходим в обрядовых церемониях и на празднике «Ысыах». В чорон наливают кумыс. Кумыс – это напиток из кобыльего молока. Его подносят молодым на свадьбе, встречают гостей. Чорон у якутов является символом изобилия, богатства. Чороны – это деревянные чаши или кубки, их форма напоминает силуэт танцующего стерха, эта птица в Якутии служит символом красоты и грации.

II. Игра «Сложи»

Орнаменты на чоронах вырезали острыми ножиками. При рождении каждому ребёнку выполняли свой кубок. Чороны бывают двух видов:

1) Мужские – на трёх фигурных ножках, окончания которых выполняются в форме конских копыт. Это связано с культом лошади в Якутии. Считается, что к обладателю такого чорона переходит сила и выносливость лошади.

2) Женские – это кубки на одной ножке, в виде шейки коновязи. А

коновязь у якутов символизирует долговечность и гостеприимство. Чороны делали разных размеров: для праздников – большие, маленькие – на каждый день для всех членов семьи. Орнаментом украшали горло чорона, его тулово и ножку.

Чорон – это произведение искусства, так как весь кубок покрыт чудесными орнаментами. Их очень много. Орнаменты имеют названия, и названия у них разные. Показываю якутские орнаменты и детям называю их:

-вот зарубка, это зубчатый орнамент, это гребенчатый орнамент.

1) серёжковые, похожие на шитьё волосяными нитями;

2) цепочные, похожие на цепочку;

3) ромбовидные и треугольные как геометрические фигуры – ромб и треугольник;

4) арочные, как дуга;

5) сетевидные, как переплетенные нити;

6) силуэтные, изображающие силуэты предметов или животных.

Физминутка «Движения танца “Якутские узоры” под якутскую мелодию»

После физминутки приглашаю для показа одного ребёнка – на образце уже украшено тулово чорона.

III. Вырезать по дереву мы ещё не умеем, но мы можем выполнить орнаменты кубков чоронов, которые находятся перед вами.

-Подумайте и решите, какими видами орнаментов будете украшать чорон, и сколько у вас будет поясов или ярусов. Орнаменты следует рисовать именно фломастером, чтобы они получились аккуратными и красивыми. Начинать рисовать пояса узоров нужно сверху чорона.

Во время работы детей помогаю показом на отдельном образце.

В это время звучит негромкая инструментальная музыка.

В конце занятия рассматриваем работы.

Спрашиваю, какими орнаментами украсили работы, какие чороны самые красивые

IV. Подведение итогов: рассматривание чоронов детей.

- С каким декоративно-прикладным якутским искусством вы сегодня

познакомились? (с изготовлением чоронов)

- Что такое чорон? (Чороны – это деревянные чаши или кубки)

- Что наливают в чорон? (кумыс)

- Что такое кумыс? (напиток из кобыльего молока)

- Что вы узнали об истории чорона? (Чорон обязательный предмет в жизни каждого, даже современного якута, он необходим в обрядовых церемониях и на празднике).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!