СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе по теме "Звуки Г,Г, буквы Гг.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомить с новыми звуками и буквой.

Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе по теме "Звуки Г,Г, буквы Гг.»

Конспект НОД

в старшей группе на тему «Весна-красна»


Интеграция областей:

речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие,

социально-коммуникативное развитие.


Образовательные технологии:

Здоровье сберегающие, игровые, развивающего обучения.


Проводит воспитатель:

Пешкова Наталья Валерьевна

г. Суоярви

2021 год



Цель: развитие связной речи по лексической теме «Весна».


Образовательные задачи:

закреплять характерные признаки весны;

упражнять детей в умении устанавливать простейшие причинно-следственные связи;

обогащение и активизация словаря по теме «Весна»;

закреплять умение составлять рассказ по мнемотаблице;

совершенствовать грамматический строй речи;

формировать умение образовывать имена существительные с помощью

уменьшительно-ласкательных суффиксов


Развивающие задачи:

развивать диалогическую и связную речь;

развивать слуховое внимание и логическое мышление;

развивать речевое дыхание, артикуляционную моторику;

развивать общую и мелкую моторику.


Воспитательные задачи:

воспитывать у детей отзывчивость, любовь к родной природе и бережное

отношение к ней;

формировать умение работать в коллективе.


Интеграция областей:

речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.


Образовательные технологии:

Здоровье сберегающие, игровые, развивающего обучения.


Методические приемы:

Игровые, словесные, слушание музыки, наглядные.




Предварительная работа с детьми: наблюдения на прогулке за явлениями

живой и неживой природы; рассматривание картинок с приметами ранней и

поздней весны, репродукции картин по теме «Весна», альбом «Перелетные

птицы», «Дикие животные»; чтение художественной литературы, заучивание

стихотворений, отгадывание загадок о весне; художественное творчество на тему

«Весна»; дидактические и подвижные игры.

Демонстрационный материал: картины «Ранняя весна» и «Поздняя весна»,

мнемотаблица “Весна в лесу”, картинки птиц.

Раздаточный материал: разрезные картинки цветов.

Оборудование: звукозапись «Голоса птиц», «Голоса леса».


ХОД НОД:

Дети входят в группу и встают в круг в центре группы (возле столов).

В: Ребята, к нам в группу пришли гости. Давайте с ними поздороваемся! (Дети

здороваются с гостями.)

А теперь давайте поприветствуем красно солнышко и друг друга.

Коммуникативная игра «Здравствуйте»

- Здравствуй, красно солнышко! (Поднимают руки к солнышку).

- Здравствуй, ветерок! (Качают над головой руками).

- Солнечные зайчики. (На уровне груди сжимают-разжимают кисти рук).

- Быстрый ручеек! (На уровне груди движения кистями вправо-влево).

- Здравствуй, ранняя трава! (Показывают ладошки на уровне груди).

- Здравствуй, свежая листва! (Трут ладонями друг о друга).

- Здравствуйте, ребята! (Слова произносит воспитатель).

- Всех приветствуем сейчас! Очень рады видеть Вас!

В: Ребята, я сейчас увидела, как к окну подлетел воробей, и услышала, что он

постучал в окно и так радостно и громко зачирикал! Интересно, что он хотел

нам сообщить? Ой, посмотрите, что это там? (Воспитатель обнаруживает

конверт).

Интересно от кого это письмо? Давайте откроем конверт и узнаем кто же его

прислал. (Воспитатель открывает конверт и читает письмо.)

«Собирайтесь в лес скорее,

В необычный турпоход.

Ждут вас тайны там лесные,

Вдаль дорожка поведет…

Лесные жители.»

Ребята, вы любите путешествовать? Хотите отправиться на прогулку в весенний

лес? (Ответы детей.) Но сначала я проверю, готовы ли вы к путешествию.

Мы пойдем не за грибами,

Не за цветами,

А за лесными чудесами!

Лес – это дом животных, мы с вами – его гости.

А вы знаете, как надо себя вести в лесу? Расскажите:

«В лесу нельзя шуметь, цветы рвать, ветки ломать, мусор бросать».

В: Молодцы! Тогда отправляемся в путь! Возьмитесь за руки и улыбнитесь. У

всех нас хорошее настроение, и всё у нас получится. Для этого надо произнести

волшебные слова:

Ты подуй в свои ладошки (Дуют в ладошки).

Покружись потом немножко (Кружатся).

Попадёшь тогда ты в лес (Закрывают глаза ладонями).

Полный тайны и чудес! (Дети повторяют слова вместе с воспитателем и выполняют движения по тексту).

Звучит звукозапись «Голоса леса»


В: Вот мы с вами и в лесу! Не забывайте, что в лесу нужно вести себя тихо,

чтобы не напугать лесных обитателей. Давайте пройдем с вами по дорожке вот

на ту полянку. (Дети с воспитателем идут по «дорожке» к ковру и садятся на

стульчики.)

На мольберте вывешена картина «Грачи прилетели». Вторая картина («Ранняя

весна») находится за первой картиной, дети ее не видят.

В: Присаживайтесь, ребята.

Посмотрите, пожалуйста, на эту картину. (показывает картину «Грачи

прилетели»).

Какое время года изображено на картине?

Дети: Весна.

В: Почему вы так решили? На этой картине в лесу лежит снег. Может быть, это

зима?

Дети: Солнце светит ярко; снег темнеет, тает, оседает; появляются проталинки,

бегут ручьи; прилетают перелётные птицы: грачи, скворцы, журавли, дикие утки,

ласточки, жаворонки, кукушки, соловьи; просыпаются звери после зимней

спячки; распускаются первые весенние цветы.

Если дети затрудняются ответить, воспитатель задает наводящие вопросы:

1 Как светит солнце весной?

2 Что происходит со снегом весной?

3 Когда снег растаял, что появляется?

5 Кто прилетает из теплых краев?

6 Что происходит с лесными жителями?

7 Что вырастает из-под снега?

В: Молодцы! Вы все правильно сказали. Но солнышко с каждым днем греет все

теплее, все ярче. (Воспитатель выставляет на мольберт 2-ю картину («Ранняя

весна»).

В: А как же дальше просыпается природа?

Дети: Снег совсем растаял; на деревьях и кустарниках появляются почки; цветут

цветы; появляется травка; появляются насекомые; у птиц появились птенцы;

звери просыпаются после зимней спячки, они меняют старые шубки на новые, у

зверей появляются детеныши.

Если дети затрудняются ответить, воспитатель задает наводящие вопросы:

1 Снег еще лежит?

2 Что происходит с деревьями?

3 Что происходит с цветами?

4 Что происходит с травой?

5 Кто появляется у птиц?

6 Что происходит с дикими животными?

Речевая игра «Скажи наоборот»

(сравнение весенних и зимних признаков - подбор антонимов).

В: Ребята, вы правильно назвали признаки весны. Итак, уже наступила весна.

Это значит, что …

- Зима ушла, а весна… (пришла).

- Зимой медведь спит, а весной… (просыпается).

- Перелетные птицы осенью улетают, а весной… (прилетают).

- Зимой холодно, а весной… (тёпло).

- Зимой небо пасмурное, а весной... (ясное).

- Зимой снег выпадает, а весной… (тает).

- Зимой заяц белый, а весной… (серый).

- Зимой дни короткие, а весной… (длинные).

В: Молодцы ребята, правильно ответили.

В: Даша, расскажи, пожалуйста, стихотворение о весне.

Ребенок:

Если снег повсюду тает,

Если солнце ярче светит,

День становится длинней,

Если птицам не до сна,

Если все зазеленело

Если стал теплее ветер,

И в полях звенит ручей,

Значит, к нам пришла весна.

В: Какие весенние месяцы вы знаете?

Дети: Март, апрель, май.

В: Какие же вы молодцы, все вы знаете.

Звучит звукозапись «Голоса птиц в лесу».

В: Ребята, что вы услышали? (ответы детей)

В: Да, это поют в лесу птицы. Давайте подойдем к ним поближе.

Дети с воспитателем подходят к фланелеграфу и становятся полукругом.

Дидактическая игра "Кто здесь лишний?"

В: Посмотрите, ребята, сколько разных птиц прилетело на дерево. Давайте

отгадаем про них загадки.

Загадки:

1.

Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Прыг да скок по полю вскачь,

А зовётся птица – …

(Грач).

2.

Во дворе стоит дворец,

Там живёт один певец.

Очень ловкий молодец

И зовут его…

(Скворец).

3.

Я проворна, легкокрылая,

Хвост раздвоен, словно вилы.

Если я летаю низко,

Значит дождик где-то близко.

(Ласточка)

4.

Алый низ и черный хвост,

Воробья побольше рост,

Толстый клюв раздался вширь –

До чего красив ...

(Снегирь)

5.

Гнездо не строит никогда,

Соседкам яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает.

(Кукушка)


В: Ребята, посмотрите внимательно на птиц. Кто здесь лишний?

Дети: Снегирь.

В: Объясните почему. (Ответы детей.)

В: Давайте вспомним, каких еще перелетных птиц вы знаете?

Дети: Аист, дрозд, стриж, соловей, дикая утка, журавль.

В: А почему этих птиц называют перелетными?

Дети: Осенью перелетные птицы улетают от нас в теплые края, на юг, а весной

возвращаются обратно.

В: Молодцы! Правильно!

В: А почему они улетают от нас?

Дети: У нас становится холодно, насекомые прячутся, и птицам нечем питаться.

Они не переносят холод.

В: Когда птицы возвращаются назад, как же они встречают весну? Что весной

делают птицы?

Дети: Птицы весной вьют гнезда и выводят птенцов.

В: Какие птицы прилетают с юга в наши края первыми?

Дети: Грач и скворец.

В: А какие птицы прилетают последними?

Дети: Ласточка, кукушка и соловей.

В: Эвелина, расскажи, пожалуйста, стихотворение о ласточке.

Эвелина:

Константин Льдов «Весенняя гостья»

Милая певунья, ласточка родная,

К нам домой вернулась из чужого края.

Под окошком вьется с песенкой живою:

«Я весну и солнце принесла с собою...»


Экологическая минутка

В: Ребята, а как мы должны относиться к птицам? Что может сделать человек для

птиц? Как им нужно помогать?

Дети: Вывешивать скворечники весной. Помогать больной или раненой птице.

Подкармливать птиц ранней весной.

В: Нам пора дальше отправляться в путь.

Воспитатель вместе с детьми (во время физкультминутки) подходят к мольберту с «муравейником».

Физкультминутка «Лесная полянка»

(Дети шагают друг за другом, поднимая высоко ноги).

«По тропинке друг за другом мы идем,

Через кустики и кочки, через ветви и пенечки,

Поднимая ноги выше, мы к лесной полянке вышли.

Очень долго мы шагали, наши ноженьки устали.

Сейчас сядем, отдохнем, а потом опять пойдем!» (Приседают).


Воспитатель (обращая внимание детей на «муравейник»):

В: Ребята, куда мы пришли? Что это?

Дети: Муравейник.

В: Вы рассказали, что весной к нам возвращаются перелетные птицы потому, что

вновь появляются насекомые.

В:А каких насекомых вы знаете?

Дети: Жуки, мухи, комары, бабочки, пауки, стрекозы, гусеницы, муравьи,

кузнечики.

Гимнастика для глаз «Где бабочка?»

В: Ребята, посмотрите, какая красивая бабочка прилетела в нашу группу! Она

очень радуется весне. Давайте только глазками посмотрим, как она перелетает с

места на место, с одного цветка на другой.

Физкультминутка-игра.

В: Сейчас я буду называть птиц и насекомых. Если назову птицу, то вы должны

будете помахать руками, изображая птицу; если насекомых - то присесть и

коснуться руками пол.

В: Ребята, но изменения происходят не только в жизни птиц, насекомых, но и

зверей. Пойдемте гулять дальше по весеннему лесу.

Воспитатель вместе с детьми (во время физкультминутки) подходят к

«берлоге» с медведем.

Физкультминутка «Мы шагаем друг за другом»

Мы шагаем друг за другом, лесом и весенним лугом,

(Идут обычным шагом друг за другом).

Мы походим на носках, а потом на пятках.

Весело попрыгаем (прыгают как зайчики), как в лесу зайчатки.

Прыг, скок, прыг, скок, (присаживаются на корточки), сели зайки под кусток.

В: Ребята, отгадайте, кто живет на этой лесной полянке.

Загадки:

  1. Про лису.

  2. Про волка.

  3. Про медведя.

  4. Про белочку.

  5. Про ежа.

В: Ребята, давайте подумаем, как меняется жизнь животных с приходом весны.

Дети: Звери линяют, просыпаются после зимней спячки, у них появляются

детеныши.

В: Какие звери просыпаются весной?

Дети: Медведь, еж, барсук.

В: Давайте разбудим медведя чистоговоркой.

Чистоговорка «Весна пришла»

Ла-ла-ла – к нам весна пришла.

Хлопают в ладоши.

Ло-ло-ло – в лесу тепло.

Сжимают-разжимают пальцы.

Пель-пель-пель – капает капель.

Ударяют указат. пальцем по ладони.

Ля-ля-ля – расцветай земля!

Делают «фонарики».

Леть-леть-леть – просыпайся медведь!

Топают ногами.

В: Не хочет пока медведь просыпаться. Пусть еще немного поспит.

В: Что происходит с шерстью диких животных весной?

Дети: Они линяют.

В: Какие дикие животные меняют зимнюю шубку на летнюю? У кого из них

меняется окрас шубки?

Дети: Заяц, белка.

В: Кто появляется у диких животных весной?

Дети: Детеныши.

В: Сейчас я буду называть вам взрослое животное, а вы будете говорить, как

называется у него детеныш.

Воспитатель называет по очереди диких животных, показывая иллюстрации.

Игровое упражнение «Назови малышей» или «У кого кто?»

Один много

У медведя - …медвежонок -медвежата

У зайца - …зайчонок -зайчата

У лисицы - …лисенок -лисята

У волка - …волчонок -волчата

У ежа - …ежонок -ежата

В: Ребята, пойдемте гулять дальше.

Воспитатель с детьми подходят к столам. На трех столах разложены

разрезные картинки (подснежник, мать-и-мачеха, ландыш.)

В: Ребята, с теплыми солнечными лучиками, в марте месяце ,просыпаются

первые цветы. Кто помнит, как они называются?

Дети: Подснежники.

В: Почему их так называют?

Дети: Потому что они вырастают из-под снега.

В: Света, расскажи, пожалуйста, стихотворение о подснежнике.

Ребенок:

Прорастает сквозь снежок,

К солнечным лучам, цветок,

Маленький и нежный,

Беленький подснежник.

(Н. Маслей)

В: Ребята, а цветочек так хочется понюхать. А рвать его можно?

Дети: Нет.

В: Тогда мы наклонимся и понюхаем подснежник.

Дыхательная гимнастика «Понюхаем цветок»

1 резкий вдох носом

2 мягкий выдох на слог «АХ»

Подуем на цветок

1 резкий вдох носом

2 медленный выдох губы трубочкой

В: Давайте покажем, как цветочек вырастает.

Пальчиковая гимнастика "Цветок"

Вырос высокий цветок на полянке,

показать руками цветок

Утром весенним раскрыл лепестки.

развести пальцы рук

Всем лепесткам красоту и питье

движение пальцами вместе врозь

Дружно дают под землей корешки.

ладошки вниз тыльной стороной друг

к другу, пальцы развести

В: Ребята, давайте вспомним, какие еще цветы вырастают весной?

Дети: Мать-и-мачеха, ландыши.

В: Ребята, посмотрите, на столах лежат картинки, на которых изображены цветы.

Но они разрезные. А давайте попробуем собрать картинки. У кого какая она

получится?

Игра «Собери картинку»

Рефлексия

В: Молодцы, ребята! Вот и подошла к концу наша прогулка по весеннему лесу.

Давайте вспомним все изменения, которые произошли весной в лесу. Для этого

мы попробуем составить рассказ.

На мольберт вывесить мнемотаблицу «Весна в лесу».

Мнемотаблица «Весна в лесу»

1 - Весной ярко светит солнце. Оно не только светит, но и греет.

2 - В лесу тает снег, бегут ручейки, звенит капель.

3 - Появляются проталины.

4 - Распускаются подснежники.

5 - На деревьях набухают почки.

6 - Возвращаются птицы с юга и поют свои песни.

7 – Весной после зимней спячки просыпаются дикие животные (медведь, ёж и

барсук).

8 - Дикие животные линяют. Заяц и белка меняют цвет своей шубки.

9 - Весной у диких животных появляются детёныши, а у птиц – птенцы.

В: Молодцы! Вы правильно назвали все изменения, которые происходят с

природой весной. А теперь давайте составим рассказ о весне.

В: Нам пора возвращаться. Давайте произнесём волшебные слова:

Ты подуй в свои ладошки,

Покружись потом немножко,

Попадёшь тогда ты в лес,

Полный тайны и чудес! -Дуют в ладошки.

Кружатся.

Закрывают глаза ладонями.

Рефлексия

В: Вот мы и вернулись в нашу группу.

В: Вам понравилось в гостях у весеннего леса? Мы с вами побывали в весеннем

лесу и вспомнили все изменения в природе, которые происходят в это время

года. А что вам запомнилось? Что вы увидели, гуляя по весеннему лесу? (ответы

детей)

В: Лесные жители передали вам вот эти маленькие солнышки за то, что вы

побывали у них в гостях и так много рассказали о весне.

Спасибо, вы - молодцы!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!