СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОНР "Спешим на помощь тиграм"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Итоговое занятие по обучению грамоте по теме "Звук и буква Р" в форме морского путешествия.

Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОНР "Спешим на помощь тиграм"»

КОНСПЕКТ НОД ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ

ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР

«Спешим на помощь тиграм»


Задачи:

Коррекционно-образовательные:

закреплять навыки правильного произношения звука «Р» в слогах, словах, в самостоятельной речи;

совершенствовать навыки звукового анализа;

совершенствовать навык деления слов на слоги;

упражнять в определении места звука в слове;

расширять словарь однокоренных слов;

совершенствовать навык чтения;

упражнять в анализе текста и предложения.


Коррекционно-развивающие:

развивать фонематический слух, произвольное внимание, мышление, фразовую речь, воображение;

продолжать развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей, зрительно-пространственную координацию.


Коррекционно-воспитательные:

формировать умение работать в коллективе;

воспитывать стремление говорить красиво, правильно;

воспитывать усидчивость, умение доводить дело до конца;

воспитывать чувство сопереживания.


Словарная работа: шторм


Оборудование: ноутбук, ковролиновое панно с фигурками животных, предметные картинки с изображением радуги, ветра, шторма, плакаты для чтения, карточки-символы для характеристики звуков, простые карандаши, тетради, фишки для звукового анализа, схемы слова, звучащая игрушка тигр, изображение рыбы, магниты, мольберт.













I. Организационный момент.

Объявление темы.

Логопед: - Ребята, сегодня на электронную почту пришло необычное письмо. Это видео-обращение. Давайте посмотрим (логопед включает видео на ноутбуке).


Содержание послания:

На далёком, жарком острове случилась беда. Тигры разучились рычать. Теперь маленький тигрёнок не может позвать своих родителей на помощь. А тигр не может предупредить тигрицу с тигрятами об опасности. Ребята! Помогите тиграм вернуть способность рычать!


Логопед: - Ребята, а вы знаете, какой звук помогает тигру рычать? (р-р-р…)

- С этим звуком мы и будем сегодня работать. А чтобы помочь тиграм, я предлагаю вам отправиться на остров на пароходе. Занимайте места.

Звучит сигнал отправления корабля.


II. Работа со звуками Р.

1. Произношение и характеристика звука. Выкладывание схемы.

2. Игра «Радисты».

Логопед: - Ребята, давайте проверим, хорошо ли у нас настроена рация. Я буду вам посылать сигналы, а вы мне отвечать:

- ра-ра-ры; - ро-ро-ру; - дра-дры; - ру-ра-ры; - ары-аро.

3. Игра «Подбери слова».

- Назовите дни недели, в названии которых есть звук [р].

- Назовите водный транспорт, в названии которого есть звук [р].

4. Звуковой анализ слова.

Логопед: - Вижу приближающийся объект.

В море плавает, в реке,

С плавниками, в чешуе.

Пузырьки она пускает,

Молча хвостиком виляет. (Рыба)

Выполняется звуковой анализ слова РЫБА: дети называют звуки по порядку, считают их количество, дают характеристику звукам и выкладывают схему из фишек. Один ребёнок у доски.

5. Однокоренные слова.

Попала рыба к нам не зря,

Поиграем с ней, друзья!

- Сейчас мы узнаем, какие слова могут вырасти из слова РЫБА. Я буду читать стихотворение, а вы добавлять подходящие слова.

Логопед читает стих, а дети добавляют слова. Логопед каждое слово обозначает чешуйкой на мольберте.


Плавники у нас росли бы, мы бы плавали, как … (рыбы).

Вот с крючка срывает крошки очень мелкая … (рыбёшка).

- Эх, сорвался мой улов! – рассердился … (рыболов).

- Рыба не клюёт никак, видно я плохой … (рыбак).

- Рыбаку ужасно жалко, что не удалась … (рыбалка).


- На какой звук начинаются все эти слова? (на [p]).

6. Деление слов на слоги.

Логопед: - Давайте разделим эти слова на слоги. Как это можно сделать? (прохлопать, протопать, сосчитать гласные и т.д.).

Дети делят слова разными способами по заданию логопеда (пропрыгать, прохлопать, подбросить, сжать кулак, собрать в ладошку, протопать) на слоги и считают их количество.

7. Определение места звука в слове.

Логопед: - Во время морских путешествий моряки встречаются с разными природными явлениями. Мы о них узнаем, если отгадаем загадки (ветер, шторм, радуга). Дети отгадывают загадки. Логопед выставляет соответствующие картинки.


Он гуляет на просторе
И волнует сине море,

Листья с дерева срывает,

Тучи по небу гоняет.
Он быстрее всех на свете!
Озорник веселый…(ветер)


Гнутся мачты корабля,

Ветер правит у руля!

Вспышки молний, дождь и гром!

Разыгрался в море …(шторм)!


Уточнение понятия шторм.


Над землёй чудесный мост

После дождика подрос.

Отвести глаз не могу!

Я смотрю на …(радугу)!


Дети на схеме слова фишкой обозначают место звука [р].


III. Динамическая пауза.

Игра «Море»

Море очень широко,

(Дети широко разводят руки в сторону.)

Море очень глубоко.

(Приседают, коснувшись руками пола.)

Рыбки там живут, друзья,

(Выполняют движение «Рыбка».)

Только воду пить нельзя.

(Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)

Или


Игра «Берег, море, парус».


IV. Работа с буквами.

Логопед: - Какой буквой обозначаются звуки Р и РЬ?

Ребёнок находит букву Р в кассе.

Логопед: - На помощь тиграм отправились разные животные. Но акула набросилась на слова и проглотила букву Р. Если мы вернём букву Р в слова, то узнаем, кто ещё спешит на помощь тиграм.

Дети читают слова, вставляя пропущенную букву Р, прицепляют фигурки животных из фетра на панно и говорят: На помощь тиграм спешит …(корова).

Логопед: - Ребята, как вы думаете, почему именно эти животные отправились на помощь тиграм? (потому что у них в названии есть звук Р).


V. Работа с текстом.

Логопед: - появилось новое задание. Нам надо прочитать текст.


Тигр.

Вот тигр. Он красивый, мощный, быстрый. Тигр рычит. У него острые зубы. Тигр – хищник.


  1. чтение;

  2. беседа (О ком прочитали? Какой он? Найдите в тексте. Сколько раз встречалось слово тигр? Сколько всего предложений в тексте? Давайте вспомним секреты предложения: начинается с заглавной буквы, в конце – точка, между словами промежутки.)


VI. Работа в тетрадях.

Логопед: - Найдите в тексте третье предложение и прочитайте его.

Один ребёнок выходит к доске, показывает и читает предложение. Сколько слов в предложении? Затем дети перепечатывают предложение в тетради. (Тигр рычит.)


VII. Итог.

Звучит рында, оповещает о прибытии к берегу.

Логопед: Вот мы и доплыли до острова. С каким звуком мы работали в пути? Давайте закроем глаза и прислушаемся к звукам острова.

Логопед включает аудиозапись рычания тигра и появляется изображение рычащего тигра на экране ноутбука.


































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!