КОНСПЕКТ НОД ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР
«Спешим на помощь тиграм»
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
закреплять навыки правильного произношения звука «Р» в слогах, словах, в самостоятельной речи;
совершенствовать навыки звукового анализа;
совершенствовать навык деления слов на слоги;
упражнять в определении места звука в слове;
расширять словарь однокоренных слов;
совершенствовать навык чтения;
упражнять в анализе текста и предложения.
Коррекционно-развивающие:
развивать фонематический слух, произвольное внимание, мышление, фразовую речь, воображение;
продолжать развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей, зрительно-пространственную координацию.
Коррекционно-воспитательные:
формировать умение работать в коллективе;
воспитывать стремление говорить красиво, правильно;
воспитывать усидчивость, умение доводить дело до конца;
воспитывать чувство сопереживания.
Словарная работа: шторм
Оборудование: ноутбук, ковролиновое панно с фигурками животных, предметные картинки с изображением радуги, ветра, шторма, плакаты для чтения, карточки-символы для характеристики звуков, простые карандаши, тетради, фишки для звукового анализа, схемы слова, звучащая игрушка тигр, изображение рыбы, магниты, мольберт.
I. Организационный момент.
Объявление темы.
Логопед: - Ребята, сегодня на электронную почту пришло необычное письмо. Это видео-обращение. Давайте посмотрим (логопед включает видео на ноутбуке).
Содержание послания:
На далёком, жарком острове случилась беда. Тигры разучились рычать. Теперь маленький тигрёнок не может позвать своих родителей на помощь. А тигр не может предупредить тигрицу с тигрятами об опасности. Ребята! Помогите тиграм вернуть способность рычать!
Логопед: - Ребята, а вы знаете, какой звук помогает тигру рычать? (р-р-р…)
- С этим звуком мы и будем сегодня работать. А чтобы помочь тиграм, я предлагаю вам отправиться на остров на пароходе. Занимайте места.
Звучит сигнал отправления корабля.
II. Работа со звуками Р.
1. Произношение и характеристика звука. Выкладывание схемы.
2. Игра «Радисты».
Логопед: - Ребята, давайте проверим, хорошо ли у нас настроена рация. Я буду вам посылать сигналы, а вы мне отвечать:
- ра-ра-ры; - ро-ро-ру; - дра-дры; - ру-ра-ры; - ары-аро.
3. Игра «Подбери слова».
- Назовите дни недели, в названии которых есть звук [р].
- Назовите водный транспорт, в названии которого есть звук [р].
4. Звуковой анализ слова.
Логопед: - Вижу приближающийся объект.
В море плавает, в реке,
С плавниками, в чешуе.
Пузырьки она пускает,
Молча хвостиком виляет. (Рыба)
Выполняется звуковой анализ слова РЫБА: дети называют звуки по порядку, считают их количество, дают характеристику звукам и выкладывают схему из фишек. Один ребёнок у доски.
5. Однокоренные слова.
Попала рыба к нам не зря,
Поиграем с ней, друзья!
- Сейчас мы узнаем, какие слова могут вырасти из слова РЫБА. Я буду читать стихотворение, а вы добавлять подходящие слова.
Логопед читает стих, а дети добавляют слова. Логопед каждое слово обозначает чешуйкой на мольберте.
Плавники у нас росли бы, мы бы плавали, как … (рыбы).
Вот с крючка срывает крошки очень мелкая … (рыбёшка).
- Эх, сорвался мой улов! – рассердился … (рыболов).
- Рыба не клюёт никак, видно я плохой … (рыбак).
- Рыбаку ужасно жалко, что не удалась … (рыбалка).
- На какой звук начинаются все эти слова? (на [p]).
6. Деление слов на слоги.
Логопед: - Давайте разделим эти слова на слоги. Как это можно сделать? (прохлопать, протопать, сосчитать гласные и т.д.).
Дети делят слова разными способами по заданию логопеда (пропрыгать, прохлопать, подбросить, сжать кулак, собрать в ладошку, протопать) на слоги и считают их количество.
7. Определение места звука в слове.
Логопед: - Во время морских путешествий моряки встречаются с разными природными явлениями. Мы о них узнаем, если отгадаем загадки (ветер, шторм, радуга). Дети отгадывают загадки. Логопед выставляет соответствующие картинки.
Он гуляет на просторе
И волнует сине море,
Листья с дерева срывает,
Тучи по небу гоняет.
Он быстрее всех на свете!
Озорник веселый…(ветер)
Гнутся мачты корабля,
Ветер правит у руля!
Вспышки молний, дождь и гром!
Разыгрался в море …(шторм)!
Уточнение понятия шторм.
Над землёй чудесный мост
После дождика подрос.
Отвести глаз не могу!
Я смотрю на …(радугу)!
Дети на схеме слова фишкой обозначают место звука [р].
III. Динамическая пауза.
Игра «Море»
Море очень широко,
(Дети широко разводят руки в сторону.)
Море очень глубоко.
(Приседают, коснувшись руками пола.)
Рыбки там живут, друзья,
(Выполняют движение «Рыбка».)
Только воду пить нельзя.
(Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)
Или
Игра «Берег, море, парус».
IV. Работа с буквами.
Логопед: - Какой буквой обозначаются звуки Р и РЬ?
Ребёнок находит букву Р в кассе.
Логопед: - На помощь тиграм отправились разные животные. Но акула набросилась на слова и проглотила букву Р. Если мы вернём букву Р в слова, то узнаем, кто ещё спешит на помощь тиграм.
Дети читают слова, вставляя пропущенную букву Р, прицепляют фигурки животных из фетра на панно и говорят: На помощь тиграм спешит …(корова).
Логопед: - Ребята, как вы думаете, почему именно эти животные отправились на помощь тиграм? (потому что у них в названии есть звук Р).
V. Работа с текстом.
Логопед: - появилось новое задание. Нам надо прочитать текст.
Тигр.
Вот тигр. Он красивый, мощный, быстрый. Тигр рычит. У него острые зубы. Тигр – хищник.
чтение;
беседа (О ком прочитали? Какой он? Найдите в тексте. Сколько раз встречалось слово тигр? Сколько всего предложений в тексте? Давайте вспомним секреты предложения: начинается с заглавной буквы, в конце – точка, между словами промежутки.)
VI. Работа в тетрадях.
Логопед: - Найдите в тексте третье предложение и прочитайте его.
Один ребёнок выходит к доске, показывает и читает предложение. Сколько слов в предложении? Затем дети перепечатывают предложение в тетради. (Тигр рычит.)
VII. Итог.
Звучит рында, оповещает о прибытии к берегу.
Логопед: Вот мы и доплыли до острова. С каким звуком мы работали в пути? Давайте закроем глаза и прислушаемся к звукам острова.
Логопед включает аудиозапись рычания тигра и появляется изображение рычащего тигра на экране ноутбука.