Конспект НОД по ФЭМП «Весенние чудеса»
Подготовительная группа
Цель: создавать условия для формирования умения раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее число в пределах 10.
Задачи:
- Совершенствовать умение раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее число в пределах 10.
- Закреплять представления о последовательности времён и месяцев года.
- Развивать умение конструировать геометрические фигуры по словесному описанию и перечислению характерных свойств.
- Упражнять в умении объединять части в целое множество, сравнивать целое и часть множества.
Демонстрационный материал: верёвка, 2обруча, карточки с цифрами, силуэты скворцов, картинки с изображением разных времён года и месяцев весны.
Раздаточный материал: карточки с цифрами от 0 до 9, счётные полочки, верёвочки.
Ход НОД:
Организационный момент: игровое упражнение: «Соберёмся вместе».
(На полу лежат два обруча. Воспитатель попросила девочек взяться за один обруч, а мальчиков за другой).
Воспитатель: ребята, скажите мне, сколько групп у вас получилось?
Дети: две.
Воспитатель: какая группа больше?
Дети: группа девочек больше.
Воспитатель: почему вы так думаете?
Дети: потому, что девочек много, а мальчиков мало.
(Воспитатель объединяет обе группы верёвочкой)
Воспитатель: сколько ребят теперь в общем круге?
Дети: много.
Воспитатель: скажите мне, пожалуйста, что больше: целая группа ребят или группа мальчиков?
Дети: целая группа детей больше.
Воспитатель: а что меньше: группа девочек или целая группа ребят?
Дети: группа девочек меньше.
Воспитатель: молодцы ребята, правильно! Целая группа детей больше группы девочек. Группа девочек меньше целой группы детей. Группа мальчиков, тоже меньше целой группы детей.
Воспитатель: Давайте пройдем за столы и поиграем в игру «Покажи цифры».
(Дети проходят и садятся за столы. На столах, у каждого ребёнка, карточки с цифрами от 0 до 9. У воспитателя 2 цифровые карточки, одна из которых закрыта).
Воспитатель: ребята скажите, какая цифра спрятана, если вместе они составляют число восемь?
Дети:
Воспитатель: покажите на карточках, сколько камушков у меня в правой руке и сколько в левой руке, если всего их десять.
(Дети показывают карточки с цифрами).
(Воспитатель показывает детям картинку, на которой изображены птицы).
Воспитатель: посмотрите внимательно на картинку и скажите, сколько птиц на нижней ветке?
Дети:
Воспитатель: А на верхней ветке сколько птиц?
Дети:
Воспитатель: а сколько птиц всего?
Дети:
Воспитатель: покажите двумя цифрами другое расположение птиц на ветках.
Дети:
Воспитатель: молодцы ребята! И с этим заданием вы хорошо справились!
Воспитатель: ребята, а вы хорошо знаете времена года?
Дети: да.
Воспитатель: сейчас мы это проверим!
Давайте поиграем в игру: «Собираем год».
(Воспитатель обращает внимание детей на доску, где в нарушенной последовательности вывешены картинки с изображением времён года).
Воспитатель: сейчас я предлагаю вам отгадать загадки, слушайте внимательно первую загадку:
Дни стали короче,
Длиннее стали ночи.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
Дети: осенью.
Воспитатель: молоды ребята, правильно! Слушайте следующую загадку:
Хоть сама – И снег, и лёд,
А уходит – слёзы льёт.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
Дети: зимой.
Воспитатель: совершенно верно ребята! Слушайте третью загадку:
Зазвенели ручьи.
Прилетели грачи.
В улей пчела
Первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
Дети: весной!
Воспитатель: правильно ребята и эту загадку вы отгадали. Молодцы! Слушайте последнюю загадку:
Солнце печёт,
Липа цветёт.
Рожь колосится,
Золотится пшеница.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
Дети: летом.
Воспитатель: правильно ребята, летом! Молодцы! Все загадки отгадали! А теперь давайте повторим времена года, и расставим на доске картинки в нужной последовательности.
(Дети называют времена года и расставляют на доске картинки в нужной последовательности).
Воспитатель: ребята, а кто мне скажет, сколько всего времён года?
Дети: четыре.
Воспитатель: верно, молодцы! А сколько месяцев в каждом времени года?
Дети: три.
Воспитатель: назовите весенние месяцы.
(Дети называют).
(Воспитатель вывешивает на доску картинки с изображением весенних месяцев).
Воспитатель: Ребята, сейчас я прочитаю вам стихотворения о весенних месяцах, а вы должны правильно найти картинку и расположить её под картинкой с изображением весны. Слушайте внимательно:
Дует тёплый южный ветер,
Солнышко всем ярко светит.
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает?
(Дети находят картинку с изображением марта и располагают её под картинкой с изображением весны).
Мишка вылез из берлоги,
Грязь и лужи на дороге,
Слышно жаворонка трель —
В гости к нам пришел …
(Дети находят картинку с изображением апреля и располагают её под картинкой с изображением весны).
Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчёлы на цветы летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это?
(Дети находят картинку с изображением мая и располагают её под картинкой с изображением весны).
Воспитатель: молодцы ребята! И с этим заданием вы тоже справились! Скажите, а геометрические фигуры вы знаете?
Дети: да.
Воспитатель: тогда я предлагаю вам поиграть в игру: «Мастерим геометрические фигуры». Хотите?
Дети: да.
(Воспитатель раздаёт детям верёвочки и счётные палочки).
Воспитатель: сейчас я буду читать вам стихотворения, а вы должны сделать геометрическую фигуру, о которой говориться в тексте из палочек или верёвочек. Готовы?
Дети: да.
Воспитатель: тогда слушайте первое стихотворение:
Жили - были два брата:
Треугольник с квадратом.
Старший – квадратный,
Добродушный, приятный.
Младший – треугольный,
Вечно недовольный.
Тот кричит ему:
- Смотри,
Ты полней меня и шире,
У меня углов лишь три,
У тебя же их четыре.
(Дети из счётных палочек моделируют квадраты и треугольники, затем называют фигуры, рассказывают, как они их сделали (сколько счётных палочек взяли для каждой фигуры, и перечисляют их характерные особенности).
Но настала ночь, и к брату,
Натыкаясь на углы,
Младший лезет воровато
Срезать старшему углы.
Уходя, сказал:
- Приятных
Я желаю тебе снов!
Спать ложился ты квадратом,
А проснёшься без углов!
Воспитатель: ребята, вы догадались какая фигура получится, если у квадрата срезать углы?
Дети: круг.
Воспитатель: правильно, конечно круг.
(Дети делают круги из верёвочек и рассказывают о фигуре).
Но наутро младший брат
Страшной мести был не рад.
Поглядел он, нет квадрата.
Онемел… Стоит без слов…
Вот так месть. Теперь у брата
Восемь новеньких углов!
(Дети из счётных палочек выкладывают восьмиугольник).
Воспитатель: молодцы ребята! И с этим не лёгким заданием вы успешно справились. Назовите, пожалуйста, фигуры, которые у вас получились.
(Дети называют).
Воспитатель: молодцы ребята! А сейчас я предлагаю вам пройти на ковер и встать в круг.
(Дети вместе с воспитателем проходят на ковер и встают в круг).
Рефлексия. Воспитатель: ребята, мне очень понравилось, как вы сегодня работали! Задания были сложными, но вы с ними справились.
- Скажите, что для вас было сложным?
- Что понравилось больше всего?
- Что не понравилось?