СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект НОД по декоративному рисованию в подготовительной группе « Роспись филимоновской игрушки»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект НОД по декоративному рисованию  в подготовительной группе.

 Тема « Роспись филимоновской игрушки»

Цель: Освоение основ декоративно – прикладного искусства.

 Знакомство с  народным промыслом – филимоновская игрушка, его характерными особенностями. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма, материала.

Задачи

Образовательные:

Расширить представление о ремесле игрушечных дел мастеров.

Учить раскрашивать вырезанные из бумаги шаблоны  игрушек  элементами филимоновской росписи, правильно использовать основные цвета промысла.

Развивающие:

Развивать у детей чувство цвета, формы.

Развивать воображение и творчество.

Воспитательные:

Воспитывать интерес и любовь к красоте окружающего мира, к народному искусству, уважение к труду народных мастеров, гордость за свою Родину.

Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.

Материалы и оборудование:

Игрушки-свистульки (курочки, петушки, птички, барыни, солдат, козел, баран, медведь, свинка и др.); дидактическое пособие (таблица) с характерными цветосочетаниями и декоративными элементами; краски гуашевые, кисти, баночки с водой.

Предварительная работа:

Беседы с детьми о народном прикладном искусстве; рассматривание альбомов, фотографий, рисунков, изделий народных промыслов, заучивание стихотворений о народных промыслах, изобразительная деятельность по данной тематике.

Ход  НОД.       

Организационный момент

Воспитатель обращает внимание детей на выставку филимоновских игрушек, читает стихотворение

Воспитатель:  Есть под Тулой деревенька

Филимоново зовут.      И живут там мастерицы,      Что добро в дома несут.      И добро там не простое      И не злато, серебро.

Филимоновской игрушкой называется оно.

Сильно вытянуты шеи      И корова, и жираф,      И медведь, что Змей Горыныч      Только звери, птицы, кони,      Барышни, солдаты.      И коровы, и медведи      Нравились ребятам      Чтоб добром и красотою      Сердце согревалось,      И чтоб сказка никогда нас не покидала.

 

Дети рассматривают экспонаты, делятся впечатлениями.

Рассказ воспитателя

По всей Руси-матушке и далеко за ее пределами знают и любят расписные игрушки-свистульки. Свое название они получили от деревни Филимоново.

Кто и когда сделал здесь первые игрушки неизвестно, известно только, что делают их очень давно. Одна из легенд рассказывает, что пришел в эти места гончар Филимон, обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки да игрушки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново.

Делают игрушки из глины. Она мягкая, рукам послушная и цветная – белая, розовая, желтая, оранжевая и даже черная.Филимоновские мастера лепят из глины -  коров, оленей, коз с длинными шеями и большими рогами. Они больше похожи на сказочных зверей, чем на настоящих домашних животных.

Филимоновские  игрушки  -  нарядные, красочные, яркие, веселые, забавные.

Воспитатель: Такие игрушки-свистульки лепят мастерицы с добрым сердцем и теплыми, умелыми, сильными руками. Вылепленные игрушки-свистульки обжигают в специальных печах. Раньше это были земляные печи, которые делали в оврагах. Там была построена печь из кирпича, в которой плотными рядами укладывали посуду, а пустоты между горшками заполняли свистульками. Обжиг был необыкновенно красочным зрелищем. До глубокой ночи горели эти могучие костры, освещая раскаленные горшки и игрушки. Игрушки в огне сначала раскаляются докрасна, а потом добела. А когда игрушки остывают, становятся бело-розовыми и твердыми, как камень.

Обратите внимание на форму игрушек. Какая она? (вытянутая)

Все дело в природных свойствах местной глины. Она жирная и пластичная. При сушке глина быстро покрывается трещинками, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Отсюда и появляются утонченные, вытянутые, но удивительно изящные формы.

После обжига игрушки расписывают. Характерны для данного промысла  -желтые, красные, зеленые цвета.

Для росписи используются следующие элементы узора:полоски, линии, точки, круги. Линии в различных сочетаниях рождают солнышки, ёлочки, розетки, геометрические узоры. Животные и птицы всегда расписываются в определенном порядке: поперек туловища и шеи идут, чередуясь, разноцветные полоски, и только голова и грудь окрашивается одним цветом, чаще желтым. Кофты у барынь и рубахи у солдат окрашены одним цветом, в основном красным. Но сколько выдумки появляется у мастеров, когда они рисуют орнамент на юбках, передниках и штанах у своих кукол! Только лица у игрушек остаются чисто белыми, лишь точки – глаза, пятнышки – рот.

Делали игрушки к весеннему празднику, который называется «Свистунья». Весенние народные праздники и гулянья проходили на большой площади. На лотках и прилавках многолюдной весенней ярмарки торговали веселым товаром. Охотно разбирали его взрослые и дети. Свистом оглашалась вся округа. Шумело народное гулянье, но громче всего слышался заливистый свист. И, конечно, играли в веселые народные игры. Давайте и мы с вами поиграем в игру «Карусель»

Физкультминутка: игра «Карусель»        

Дети встают в хоровод и идут по кругу, читая стихотворение «Карусель» В.Берестова.

Нас за тридевять земель

Не укатит карусель.

Но куда же без оглядки

Мчатся зайцы и лошадки?

Едем мы на карусели

От веселья и к веселью.

Дети начинают читать тихим голосом, медленно идя по кругу. Затем убыстряют темп стихотворения, и одновременно неспешно бегут друг за другом.

Воспитатель: Все умеют народные умельцы, а вы хотите показать свое мастерство? Стать настоящими народными мастерами и расписать филимоновские игрушки? Приглашаю Вас в творческую мастерскую.

Работа в творческой мастерской

Дети выбирают вырезанные трафареты  игрушек.

Воспитатель обсуждает вместе с детьми порядок выполнения работы. Используется показ ребенком рисования на листе бумаги отдельных элементов филимоновской росписи. В процессе работы воспитатель предоставляет детям творческую свободу, оказывает индивидуальную помощь.

Анализ детских работ

Воспитатель:Давайте, народные умельцы, показывайте свои игрушки, посмотрим  какая у вас красота получилась. Устраивается выставка  детских работ.

Воспитатель: Молодцы ребята, славно потрудились. Проявили отличные навыки и знания. Замечательные из вас получились мастера филимоновской игрушки!

Итог.

Воспитатель: Вам понравилась филимоновская игрушка? Какая больше всего?Филимоновская свистулька, прославившая свою деревню, у нас в стране и далеко за ее пределами, должна быть сохранена для будущего.

Ты откуда пришла к нам такая? Вся простая, без хитрых затей. С длинной шеей и расписная, Для игры и забавы детей. Я тебя полюбил в раннем детстве – Мастерицею бабка была. Ты ко мне перешла по наследству От красивых людей из села. Для тебя не страшны расстоянья. Ты – от предков далеких времен. Эти глиняные изваянья – Колокольной Руси перезвон.

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД по декоративному рисованию в подготовительной группе « Роспись филимоновской игрушки»»

Конспект НОД по декоративному рисованию в подготовительной группе.

Тема « Роспись филимоновской игрушки»

Цель: Освоение основ декоративно – прикладного искусства.

Знакомство с  народным промыслом – филимоновская игрушка, его характерными особенностями. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма, материала.

Задачи

Образовательные:

Расширить представление о ремесле игрушечных дел мастеров.

Учить раскрашивать вырезанные из бумаги шаблоны игрушек элементами филимоновской росписи, правильно использовать основные цвета промысла.

Развивающие:

Развивать у детей чувство цвета, формы.

Развивать воображение и творчество.

Воспитательные:

Воспитывать интерес и любовь к красоте окружающего мира, к народному искусству, уважение к труду народных мастеров, гордость за свою Родину.

Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.

Материалы и оборудование:

Игрушки-свистульки (курочки, петушки, птички, барыни, солдат, козел, баран, медведь, свинка и др.); дидактическое пособие (таблица) с характерными цветосочетаниями и декоративными элементами; краски гуашевые, кисти, баночки с водой.

Предварительная работа:

Беседы с детьми о народном прикладном искусстве; рассматривание альбомов, фотографий, рисунков, изделий народных промыслов, заучивание стихотворений о народных промыслах, изобразительная деятельность по данной тематике.

Ход  НОД.       

Организационный момент

Воспитатель обращает внимание детей на выставку филимоновских игрушек, читает стихотворение

Воспитатель:  Есть под Тулой деревенька

Филимоново зовут.
И живут там мастерицы,
Что добро в дома несут.
И добро там не простое
И не злато, серебро.

Филимоновской игрушкой называется оно.

Сильно вытянуты шеи
И корова, и жираф,
И медведь, что Змей Горыныч
Только звери, птицы, кони,
Барышни, солдаты.
И коровы, и медведи
Нравились ребятам
Чтоб добром и красотою
Сердце согревалось,
И чтоб сказка никогда нас не покидала.



Дети рассматривают экспонаты, делятся впечатлениями.

Рассказ воспитателя

По всей Руси-матушке и далеко за ее пределами знают и любят расписные игрушки-свистульки. Свое название они получили от деревни Филимоново.

Кто и когда сделал здесь первые игрушки неизвестно, известно только, что делают их очень давно. Одна из легенд рассказывает, что пришел в эти места гончар Филимон, обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки да игрушки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново.

Делают игрушки из глины. Она мягкая, рукам послушная и цветная – белая, розовая, желтая, оранжевая и даже черная.Филимоновские мастера лепят из глины - коров, оленей, коз с длинными шеями и большими рогами. Они больше похожи на сказочных зверей, чем на настоящих домашних животных.

Филимоновские игрушки -  нарядные, красочные, яркие, веселые, забавные.

Воспитатель: Такие игрушки-свистульки лепят мастерицы с добрым сердцем и теплыми, умелыми, сильными руками. Вылепленные игрушки-свистульки обжигают в специальных печах. Раньше это были земляные печи, которые делали в оврагах. Там была построена печь из кирпича, в которой плотными рядами укладывали посуду, а пустоты между горшками заполняли свистульками. Обжиг был необыкновенно красочным зрелищем. До глубокой ночи горели эти могучие костры, освещая раскаленные горшки и игрушки. Игрушки в огне сначала раскаляются докрасна, а потом добела. А когда игрушки остывают, становятся бело-розовыми и твердыми, как камень.

Обратите внимание на форму игрушек. Какая она? (вытянутая)

Все дело в природных свойствах местной глины. Она жирная и пластичная. При сушке глина быстро покрывается трещинками, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Отсюда и появляются утонченные, вытянутые, но удивительно изящные формы.

После обжига игрушки расписывают. Характерны для данного промысла -желтые, красные, зеленые цвета.

Для росписи используются следующие элементы узора:полоски, линии, точки, круги. Линии в различных сочетаниях рождают солнышки, ёлочки, розетки, геометрические узоры. Животные и птицы всегда расписываются в определенном порядке: поперек туловища и шеи идут, чередуясь, разноцветные полоски, и только голова и грудь окрашивается одним цветом, чаще желтым. Кофты у барынь и рубахи у солдат окрашены одним цветом, в основном красным. Но сколько выдумки появляется у мастеров, когда они рисуют орнамент на юбках, передниках и штанах у своих кукол! Только лица у игрушек остаются чисто белыми, лишь точки – глаза, пятнышки – рот.

Делали игрушки к весеннему празднику, который называется «Свистунья». Весенние народные праздники и гулянья проходили на большой площади. На лотках и прилавках многолюдной весенней ярмарки торговали веселым товаром. Охотно разбирали его взрослые и дети. Свистом оглашалась вся округа. Шумело народное гулянье, но громче всего слышался заливистый свист. И, конечно, играли в веселые народные игры. Давайте и мы с вами поиграем в игру «Карусель»

Физкультминутка: игра «Карусель»        

Дети встают в хоровод и идут по кругу, читая стихотворение «Карусель» В.Берестова.

Нас за тридевять земель

Не укатит карусель.

Но куда же без оглядки

Мчатся зайцы и лошадки?

Едем мы на карусели

От веселья и к веселью.

Дети начинают читать тихим голосом, медленно идя по кругу. Затем убыстряют темп стихотворения, и одновременно неспешно бегут друг за другом.

Воспитатель: Все умеют народные умельцы, а вы хотите показать свое мастерство? Стать настоящими народными мастерами и расписать филимоновские игрушки? Приглашаю Вас в творческую мастерскую.

Работа в творческой мастерской

Дети выбирают вырезанные трафареты игрушек.

Воспитатель обсуждает вместе с детьми порядок выполнения работы. Используется показ ребенком рисования на листе бумаги отдельных элементов филимоновской росписи. В процессе работы воспитатель предоставляет детям творческую свободу, оказывает индивидуальную помощь.

Анализ детских работ

Воспитатель:Давайте, народные умельцы, показывайте свои игрушки, посмотрим какая у вас красота получилась. Устраивается выставка детских работ.

Воспитатель: Молодцы ребята, славно потрудились. Проявили отличные навыки и знания. Замечательные из вас получились мастера филимоновской игрушки!

Итог.

Воспитатель: Вам понравилась филимоновская игрушка? Какая больше всего?Филимоновская свистулька, прославившая свою деревню, у нас в стране и далеко за ее пределами, должна быть сохранена для будущего.

Ты откуда пришла к нам такая?
Вся простая, без хитрых затей.
С длинной шеей и расписная,
Для игры и забавы детей.
Я тебя полюбил в раннем детстве –
Мастерицею бабка была.
Ты ко мне перешла по наследству
От красивых людей из села.
Для тебя не страшны расстоянья.
Ты – от предков далеких времен.
Эти глиняные изваянья –
Колокольной Руси перезвон.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!