СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект нестандартного урока географии на тему "Литосфера"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект нестандартного урока географии на тему "Литосфера"»

МБОУ «СОШ № 18 им. Р.С.Рамазанова»





Учитель географии

Сардарова М.А.



Учебно-воспитательные задачи: закрепление, переосмысление основных знаний по теме – понятий, связей, их применение в ситуации.

Оборудование: горные породы, картины по теме, карта, физическая карта полушарий.

Х о д у р о к а:

  1. Организационный момент. Постановка учебной задачи.

  2. Вводное слово.

Есть на все в программе мера. Наша тема: «Литосфера»

Завершилась, как ни жаль

И теперь зовет нас в даль.

«Гидросфера» - оболочка,

Только рано ставить точку:

Знанья о земной коре

Пригодятся детворе.

Нынче всем на удивление

Игровое повторение!

Раз игра – есть затейник.

Я сегодня коробейник.

У меня товар по теме,

На «покупку» будет время.

В лодке из картона, обклеенном картинами по теме, лежат вопросы, которые будут использованы на уроке. На карточках в коробке – изображения минералов.

Все готовы отвечать?

Ну, с чего бы нам начать?

Объясните для примера,

Что такое литосфера?

Чем же сложная она?

Нам коллекция дана.

Назовите, что известно.

А еще нам интересно,

Отличишь ли ты в природе

Минералы от породы?

Ученики определяют названия горных пород и минералов, объясняют их происхождение. Можно дать не только экспонаты из школьной коллекции, но и новые образцы.

- В чем разница между минералом и горной породой?

На столе несколько окаменелостей с отпечатками древних папоротников, цветов. Отпечатаны листочки на породах древних лет.

- У кого родились строчки? Описать их. Кто поэт?

Проверяются «пробы» пера – опережающие здания, ученические варианты.

Далекое время

Застыло на камне,

А мы прикоснулись к нему.

Попала к нам в руки

Великая тайна,

Мы сбросили веков пелену.

Учитель (показывая карту):

Неровна поверхность

Нашей планеты:

Здесь материк,

А здесь – впадина, дети.

А формы рельефа в основе одни.

Какие виды имеют они?

Ученики говорят, что и на материках, и в мировом океане есть равнины и горы.

Вывешиваются картины гор. Учитель предлагает посмотреть на них.

Горы это иль равнины?

А какие суперсилы

Их в движенье приводили?

С давних пор привыкли горы

О высотах вести споры.

Трудно, дети, или просто

Вам расставить их по росту?

Задание. Используя карты и учебник, назвать горы. Объяснить, как пользоваться шкалой высот. Назвать принцип деления гор по высоте.

А теперь, друзья, сравним

По высотам вид равнины:

Ну, какой они окраски?

Покажите! Вот указка.

Ученики показывают основные измененные равнины, возвышенности и плоскогорья.

И теперь я в догадке:

Что за горы на Камчатке?

Посмотрите: здесь на фото

Фейерверк устроил кто-то.

Может, верное решенье

Нам подскажет их строенье.

По картине ученики определяют, что это вулканы, рассказывают о строении вулканических гор.

А бывают ли вулканы

Не в горах, а в океане?

А какой рельеф там дна?

Вам минуточка дана.

Кто на дне «бывал не раз» -

Дайте образный рассказ.

Я даю координаты,

Поищите-ка, ребята,

На каких материках

Гор вершины в облаках.

а) 620 с.ш., 1500 з.д. - Мак-Кингли; б) 310 ю.ш., 1700 з.д. – Аканкагуа;

в) 30 ю.ш., 380 в.д. – Килиманджаро; г) 290 с.ш., 870 в.д. – Джамалунгма;

д) 770 ю.ш., 1700 в.д. – Эльбрус.

Даны координаты гор на разных материках, чтобы еще раз ученики поупражнялись в определении.

А теперь словарь по теме,

Чтоб сберечь урока время,

Я читаю Вам куплеты,

Вы пишите лишь ответы.

Разминка

От дождей, текучих вод

Он растет из года в год.

Он полей равнинных враг.

Как зовут его? (Овраг)

Чтоб узнать глубины вод,

Что применим? (Эхолот)

По пустыне гонит ветер

Горы желтого песка.

Как зовутся эти горы

Вы подумайте слегка. (Барханы)

Взлетает пыль и куча пепла,

В земле бушует бог огня.

Какие горы: Этна? Гекла?

Еще вопрос вам от меня. (Вулканы)

Бьет источника фонтан,

Струя до поднебесья.

В соседях с ним живет вулкан.

Фонтан тот вам известен?! (Гейзер)

Порода горного царства

Из шпата и слюды и кварца (Гранит)

Я слова читаю вам.

Вы прислушайтесь к словам.

Может, лишние попали?

Докажите, как узнали?

Учащиеся находят группу слов, которые характеризуют какие-то понятия, и определяют лишнее слово.

  1. Ядро, мантия, впадина, земная кора.

  2. Вершина, дюны, барханы, овраг.

  3. Подошва, склон, вершина, отмель.

  4. Литосфера, гидросфера, биосфера, атмосфера.

  5. Очаг сейсмической волны, эпицентр, кратер.

  6. Низменность, перевал, гребень, хребет.

Игра-соревнование «Восхождение на гору».

На двух склонах гор показаны остановки. Два ученика получают карточки с пятью вопросами. Если ответы верные, то ученик продвигает свой флажок к вершине. Выигрывает тот, кто первый водрузит флажок на вершине горы.

Ответы дают попеременно. Лучше таким образом проверить знание карты.

Восхождение на гору

Только тем ребятам впору,

Кто объект найдет на карте.

В путь!

Счастливого пути!

  1. Подведение итогов урока. Выставление оценок.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!