КОНСПЕКТ
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ЛЕПКЕ НА ТЕМУ: «ЗАЯЦ ИЗ СКАЗКИ «ТЕРЕМОК»
ДЛЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ:
«ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»,
«СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»
Подготовила:
Попова Г.М.., воспитатель
Белгород
2016
Цель непосредственно образовательной деятельности:
продолжение работы по ознакомлению детей с приёмами лепки;
создание условий для развития творческих способностей, собственного
замысла в процессе деятельности. Активизировать речь детей при
обыгрывании своих поделок.
Задачи:
I.Обучающие:
1) учить детей лепить зайца из овальных и круглых форм по подражанию, передавая в лепке соотношение частей по величине;
2) учить ассоциировать свои лепные поделки с реальным животным (зайцем); побуждать детей передавать в лепке образ знакомого зайца;
3) обогащать словарь детей за счёт включения новых слов, формировать способность к коммуникации;
4) учить применять знакомые приёмы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, сглаживание, присоединение частей пластилина.
II. Коррекционно-развивающие:
1) развивать коммуникативные навыки детей в процессе занятия;
2) создавать условия для коррекции мелкой моторики руки и слухового восприятия;
3) активизировать речевые возможности детей.
III.Воспитательные:
1) продолжать учить взаимодействовать друг с другом;
2) воспитывать любовь к русской народной сказке, доброту и заботу о близких;
3) воспитывать аккуратность в работе.
Предварительная работа:
Чтение русской народной сказки «Теремок», рассматривание иллюстраций к сказке, коллективная работа по ИЗО деятельности (лепка, аппликация, рисование) по сказке, беседа о домашних и диких животных.
Наглядный материал: лепная поделка – заяц для показа, таблички; пластилин, доски, стеки, салфетки, презентация.
Раздаточный материал: половина альбомного листа, шаблоны (заготовки), вырезанные из цветной бумаги - плод тыквы и листья, кисть, клей, дощечка для работы.
Словарная работа: пополнение импрессивного и экспрессивного словаря: обогащать словарь ребенка за счет звукоподражаний, имен существительных (теремок, дом, зайка – заяц, мишка – медведь), указательных слов и служебных частей речи (вот, где, да, нет); прилагательных, определяющих эмоции, настроение, черты характера героев сказки.
Методы и приёмы: игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, словесная, дидактическая игра, использование художественной литературы.
Образовательная область: художественно-эстетическое развитие.
Интеграция образовательных областей:
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
физическое развитие.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательная.
Формы организации непосредственно образовательной деятельности: совместная деятельность педагога с детьми, основанная на слухо-зрительном или слуховом предъявлении материала.
Мотивация непосредственно образовательной деятельности:
1) мотив формирования доброжелательных отношений – создание условий для дружеского, доброжелательного общения со сверстниками и воспитателями;
2) игровой – побуждение ребёнка «помочь» игрушкам решить их практические и интеллектуальные проблемы.
Предполагаемый результат:
1) совершенствование умения работать с пластилином, передавать в лепке образ знакомого героя сказки;
2) повышение уровня познавательной и речевой активности, расширение словаря детей; развитие коммуникативных навыков;
3) формирование умения детей эмоционально воспринимать сказку, участвовать в беседе по её содержанию, создавать из пластилина знакомых героев сказки.
Структура непосредственно образовательной деятельности:
I.Вводная часть - 3 минуты.
организация детей, установки на предстоящую деятельность, представление
детям возможности повторить, проговорить и прочтение предложений-
установок по табличкам
II. Основная часть - 15 минут.
Самостоятельная умственная и практическая деятельность детей,
выполнение всех поставленных учебных задач.
Индивидуализация обучения: помощь, советы, напоминания,
наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение.
Создание условий для достижения результата каждым ребёнком:
а) беседа по содержанию сказки;
б) сюрпризный момент;
в) рассматривание слайдов презентации по сказке;
г) физическая минутка;
д) игра - драматизация сказки;
е) дидактические упражнения;
ж) дидактическая игра «Какая эмоция?».
III. Заключительная часть - 2 минуты.
а) обобщение воспитателя;
б) анализ непосредственно образовательной деятельности, подведение итогов и оценка результатов учебной деятельности:
активизация положительных эмоций;
дифференцированная оценка результатов деятельности детей;
привлечение детей к оценке и самооценке результатов.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
I. Организационный момент.
1.Организация детей, установка на предстоящую деятельность
(работа на развитие слухового восприятия без предъявления наглядных пособий, табличек)
Воспитатель приглашает детей сесть за стол, затем на слух проговаривает фразы:
Будем заниматься.
Будем лепить.
Будем думать.
Будем слушать.
Будем говорить.
Будем играть.
2. Сюрпризный момент.
(Чтение стихотворения.)
На лесной поляне зайцы
Бегают, играют.
За ними хитрая лиса
Тихо наблюдает.
А один за елку сел,
И дрожит, и плачет.
Убежать он не успел.
Лисица рядом скачет.
3. Мотивация к продуктивной деятельности:
Зайцу мы должны помочь-
Вылепить друзей.
Лису в нору прогоним прочь.
Вместе мы - смелей!
(Заяц плачет, он потерял своих друзей.)
Давайте поможем зайцу, слепим для него друзей.
II. Основная часть.
1. Рассматривание картинок к сказке «Теремок»; беседа по картинкам
(работа на развитие слухового восприятия с опорой на наглядность):
как называется сказка?
кто есть в сказке?
кого нет на картинке?
будем лепить зайца.
2. Обследование предмета.
Какой по цвету заяц (белый)
Какие части тела есть у зайца? (голова)
Какая по форме голова? (овальная)
(сопряжённое проговаривание для речевого развития)
Скажем вместе: «Голова овальная».
А что есть на голове (глаза, нос, рот, уши)
А что есть ещё у зайца? (туловище)
Оно больше головы? (нет, меньше)
Какое туловище по форме? (овальное)
Скажем вместе: «Туловище овальное».
Что есть еще у зайца? (лапы)
Сколько лап? (четыре)
Какие по форме лапы? (овальные).
Скажем вместе: «Лапы овальные».
Что еще есть у зайца? (Хвост).
Какой по форме хвост? (Круглый)
Скажем вместе: «Хвост круглый».
Верно, всё о зайце рассказали.
3.Практическая деятельность
(работа на развитие слухо-зрительного восприятия)
Будем лепить.
Что нам нужно для работы? (Пластилин, доска)
Возьмите кусок белого пластилина, разомните. Скатайте его в шар.
Сделайте из шара «колбаску», вот так. Это туловище.
Возьмите другой кусок пластилина, сделайте овал - это голова.
Слепите четыре «колбаски» - это лапы.
Из маленького куска пластилина слепите круг - это хвост.
А теперь слепите уши.
Какие по форме? (овальные)
Ребята, вы устали? Давайте отдохнём.
4.Физминутка с элементами фонетической ритмики.
Зайка беленький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так,
Он ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапоньки согреть,
Вот так, вот так,
Надо лапоньки согреть.
Ха-ха-ха
Ху-ху-ху
Хи-хи-хи
Хо-хо-хо
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Вот так, вот так,
Надо зайке поскакать.
5.Продолжение работы по лепке зайца:
Соедините все части, плотно прижимая друг к другу.
Получился кто?
Заяц.
Чего нет у зайца?
Глаз, носа, рта.
Прилепите нос, глаза, рот.
III. Итог:
Обобщение воспитателя:
(Приём работы - опознавание на слух. Педагог не предъявляет ребёнку никаких табличек, картинок, предметов, а предлагает для слухового восприятия слово, фразу)
Воспитатель: - Идите, сядьте! Что мы делали?
Дети: мы лепили, мы думали, мы играли (работа на слух).
Анализ непосредственно образовательной деятельности:
подведение итогов и оценка результатов учебной деятельности:
Воспитатель: Какие красивые зайцы у вас получились. Молодцы!
Отнесите зайцев в теремок.
Мы занимались хорошо или плохо?
Дети: - Хорошо.
Выставка работ детей. Самооценка и оценка работ товарищей.
Уборка рабочих мест.
Все молодцы! А ещё, заяц принёс для вас подарки.
Скажем ему «спасибо» и «пока».
Источники:
Казакова, Т.Г. Детское изобразительное творчество / Казакова Т.Г. // М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА - 2006.
Комарова, Т.С. Школа эстетического воспитания / Комарова Т.С. // - М.: Зимородок; Карапуз, 2009.
Комарова, Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду/ Т.С. Комарова // - Карапуз - 2017.
Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации / Лыкова И.А. // М.: Карапуз-Дидактика - 2017.
Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Планирование, конспекты занятий, методические рекомендации / Лыкова И.А. // РАННИЙ ВОЗРАСТ. Карапуз - 2009.
Маслова, Е.С. Обогащение социальных представлений дошкольников с нарушениями слуха в системе обучения сюжетному рисованию / Е.С. Маслова // Дошкольное воспитание. – 2010. – №4. – С. 86–91
Пшеничных, Л.А.Творческое развитие детей дошкольного возраста в процессе игровой и изобразительной деятельности / Л.А.Пшеничных //- Белгород: ГиК - 2008.