Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования и развития детей города Димитровграда Ульяновской области»
Епанешникова Влада Владимировна,
методист
Конспект методического семинара «Проведение мастер-классов как форма обобщения положительного опыта педагогов»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В школах накапливается достаточно большой методический материал, разработанный педагогами. Но в ходе аналитической деятельности выявляется, что многие учителя испытывают сложность в осмыслении, обобщении и трансляции его. Как правило, обладая недостаточной теоретической подготовкой, педагоги не могут правильно оценить место этого опыта во всём педагогическом процессе. Осмысление и принятие учителем новых педагогических технологий проходит гораздо продуктивнее, если технологии обсуждаются на школьных методических семинарах с проведением открытых уроков, мастер-классов или показом видеофильмов, включающих фрагменты живых уроков с комментариями.
Опыт проведения методических семинаров в различных формах показал, что наиболее продуктивно проходят занятия с проведением дидактических игр.
Проведение данного методического семинара нацелено на ознакомление педагогов-предметников, классных руководителей, с технологией и структурой проведения мастер-классов, выявление и обсуждение актуальных вопросов процесса подготовки, участия в проведении мастер-класса в рамках методической и предметных недель.
Работая в творческих группах, учителя смогут преодолеть свою неуверенность, нерешительность, получат возможность утвердиться в своей профессиональной компетентности.
Метод «мозгового штурма» позволяет активизировать работу не только опытных педагогов, но и молодых специалистов. Это выясняется как в ходе проведения учебных элементов семинара, так и в анализе оценочных листов педагогов.
Организационно-деятельностная игра помогает анализировать и решать не только сложные проблемы человеческих взаимоотношений, но и поведение самих участников, структуру отношений, тон, мимику, интонацию. В ходе проведения семинара необходимо стремиться создать доброжелательную, творческую атмосферу, при которой педагоги свободно могли бы высказывать своё мнение, приводить примеры методов и приёмов работы из личного опыта, подкрепляя их конкретными результатами.
Всё это позволяет сделать вывод, что такого рода методические мероприятия послужат своеобразным толчком для творческих размышлений, повышения своего профессионального роста и самосовершенствования, улучшения морально-психологического климата в коллективе.
План-конспект методического семинара по теме:
«Проведение мастер-классов как форма обобщения положительного опыта педагогов»
Цель семинара: знакомство с технологией и структурой проведения мастер-классов; выявление и обсуждение актуальных вопросов процесса подготовки, участия в проведении мастер-класса.
Прогнозируемый результат: знать и понимать технологию и структуру мастер-класса; определить систему действий учителя в подготовке к участию в мастер-классе; повышение методической компетентности всех участников семинара.
Форма: организационно-деятельностная игра
Метод: «мозговой штурм»
Ход семинара
1. Подготовительный этап
Ознакомление с лекцией по теме: «Технология и структура проведения мастер-класса как одна из форм обобщения и трансляции положительного опыта педагогов». Лекция читается с использованием презентации. Основные положения лекции: педагогическое мастерство и его основные составляющие; педагогическая техника; система работы учителя-мастера; мастер-класс как педагогическая технология; структура, методы и формы проведения мастер-класса.
2. Основной этап
Участники делятся на 4 произвольно сформированные группы и располагаются за «круглыми» столами. Для четкой организации работы в группе выберите руководителя (координирует работу, следит за тем, чтобы обсуждение не отклонялось от темы, предоставляет слово, оценивает работу каждого в группе). На каждый стол ставятся таблички с названием группы, выдаются листы с заданиями, где указываются вопросы для обсуждения.
Практическое задание №1 Цель: Диагностика исходного уровня знаний педагогов с одновременным целеполаганием.
Разъяснение заданий. Каждой группе предлагается вопрос для обсуждения:
1-я группа – Какие аспекты деятельности педагога являются приоритетными при определении высокого профессионализма?
2-я группа – Какие условия необходимо создать в ОУ для эффективного обмена опытом педагогов школы?
3-я группа – Как должен организовать свою деятельность учитель в подготовке к эффективному представлению своего опыта?
4-я группа – Какие формы и методы можно использовать при проведении мастер-класса по обмену опытом?
На выполнение заданий группам отводится 7 минут. После этого группы меняются карточками. В итоге каждая группа должна ответить на все четыре вопроса.
Обсуждение результатов. Оценка работы каждого члена группы. Оценка выставляется в оценочный лист. Критерии оценки: 2 балла – активно участвовал, выдвигал много предложений; 1 балл – своих предложений не выдвигал, но участвовал в обсуждении предложений других; 0 баллов – не участвовал в работе группы.
Практическое задание №2 Цель: разработать систему действий учителя по подготовке к участию в поведении мастер-класса.
Задание группам. Составьте последовательность действий учителя при подготовке к участию в мастер-классе по обмену опытом. Если вы затрудняетесь, можете воспользоваться кратким конспектом лекции.
На выполнение задания группам отводится 15 минут. Обсуждение результатов. Оценка работы каждого члена группы. Оценка выставляется в оценочный лист. Критерии оценки: 2 балла – активно участвовал, выдвигал много предложений; 1 балл – своих предложений не выдвигал, но участвовал в обсуждении предложений других; 0 баллов – не участвовал в работе группы.
3. Заключительный этап.
Подведение итогов семинара, домашнее задание.
1) Прочитайте цель семинара
- считаете ли вы, что цели семинара вами достигнуты?
- как бы вы оценили результаты своей работы на семинаре?
Оценку поставьте в графе «самооценка»:
5 баллов – всё понял, могу этот материал объяснить другому
4 балла – я сам всё понял, но объяснить другому не берусь
3 балла – для полного понимания мне необходимо повторить тему
2 балла – я ничего не понял
Оценочный лист
Ф.И.О. участника семинара | Практическое задание №1 | Практическое задание №2 | Самооценка | Итог (в баллах) | Оценка |
| | | | | |
Оценка за работу в течение семинара: «5» - 10 баллов и более, «4» - 7-9 баллов, «3» - 5-6 баллов.
2) Готовится Памятка-рекомендация для участия в поведении мастер-класса
Памятка-рекомендация участника мастер-класса
Участие в проведении мастер-класса даёт возможность:
· Научиться эффективно представлять свой опыт
· Изучить опыт коллег
· Реализовать свой творческий потенциал, приобщиться к научно-исследовательской деятельности
· Развивать свои коммуникативные способности, компетенции
· Подготовить к публикации свои методические материалы
· Повысить авторитет в педагогическом и ученическом коллективах
Если вы решили принять участие в мастер-классе, советуем:
· Установить контакт с методистом-куратором (руководителем Вашего предметного МО)
· Систематизировать свои методические материалы, выделив в них авторские и творческие находки
· Определить уровень, на котором будет производиться презентация профессионального опыта
· Определить варианты и формы трансляции Вашего опыта
3) Творческое домашнее задание
Подготовить материалы для участия в мастер-классе в рамках методической и предметных недель.
Список литературы, используемой в подготовке к семинару:
1. Г.К.Селевко Альтернативные педагогические технологии. М.:НИИ школьных технологий, 2005г.
2. Г.К.Селевко Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005г.
3. Г.А.Русских Мастр-класс – технология подготовки учителя к творческой профессиональной деятельности. Ж-л «Методист» №1, 2002г.
4. Г.А.Русских Педагогическая мастерская как средство подготовки учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика. Ж-л «Методист» №2, 2004г.
5. Положение о «мастер-классе» как форме профессионального обучения учителей. «Практика административной работы в школе». №5, 2004г.
6. Е.М.Пахомова «Проблемы выявления, изучения, обобщения и распространения педагогического опыта в работе учреждений методической службы». Ж-л «Методист» №2,2005г.
7. В.Ф.Кузьмина «Передовой педагогический опыт (рекомендации учителю)». Завуч. «Управление современной школой» №4,2006г., №6, 2006г.
Интернет-ресурсы:
www.it-n.ru – Сеть творческих учителей
http://www.apkpro.ru/content/section/12/149 - АПК и ППРО – Центр развития методической работы в системе образования
http://consul.apkpro.ru/consul.html инфотека ИКЦ АПКиППРО, консультационные тексты