СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект математического вечера в 7 классе

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект математического вечера в 7 классе»

















Математический вечер

в 7 классе





Подготовила:

Богданова Мария Дмитриевна,

учитель первой квалификационной категории

МАОУ СШ №10

г. Володарска









ЦЕЛЬ МЕРОПРИЯТИЯ:


- Привить учащимся любовь к математике; - способствовать расширению и углублению математических знаний; - развивать творческие способности учащихся; - способствовать выработке навыков исследовательской работы; -показать, какая это интересная наука- математика; -показать, что « в математике есть своя красота, как в живописи и поэзии».

/Жуковский Н.Е./

У некоторых учащихся, активно готовивших вечер, появляется прочное и сознательное желание избрать профессию учителя.


ПРОГРАММА МАТЕМАТИЧЕСКОГО ВЕЧЕРА.

1. Вступительное слово.

2. Литературный монтаж.

3. Математический софизм или арифметическая комедия.

4. Сообщение о женщине – математике Софье Васильевне Ковалевской (1850-1891).

  1. Клоунада ″ Чет и нечет ″ .

  2. Монтаж ″ от одного до десяти ″.

  3. Песня: ″ Дважды – два четыре ″.

  4. Стихотворение: « Про Гаврюшу».

  5. Правила умножения на 9 с помощью пальцев рук.

  6. Задача К.И. Чуковского ″ про Кондрата ″.

  7. Инсценированное стихотворение ″ Треугольник и квадрат ″ .

  8. Забава.

  9. Фокусы.

  10. Аукцион пословиц и поговорок с числами.

  11. Игра: ″ Хоп ″.

  12. Итоги.

ПОДГОТОВИТЬ ПЛАКАТЫ С ВЫСКАЗЫВАНИЯМИ ВЕЛИКИХ ЛЮДЕЙ О МАТЕМАТИКЕ.


  1. Математику ″ уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит ″ (Ломоносов).

  2. ″ Математика это язык, на котором говорят все точные науки ″ (Лобачевский).

  3. ″ Математика дисциплинирует ум, приучает к логическому мышлению, это гимнастика угла ″ (М.Н.Калинин).

  4. ″ Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случая сделать его немного занимательным ″ / Блез Паскаль /.


  1. Вступительное слово:


- Внимание! Внимание!

Приглашаем всех мальчиков и девочек отправиться с нами вместе в веселую страну ″ Математику ″. Не забудьте взять с собой быстроту мысли, находчивость,

сообразительность, смекалку.


  1. Литературный монтаж.


1 чтец: Наш юный друг!

Сегодня ты пришел вот в этот зал. Чтоб помечтать, подумать, отдохнуть,

увидеть наш концерт. Умом своим на все взглянуть

2 чтец: Запомним то, что Гаусс всем сказал: ″ Наука математика – наука всех

наук″. Не зря, поэтому он заверил творить в огне трудов и мук.

3 чтец: Безмерна роль ее в открытии законов, в создании машин, воздушных

кораблей. Пожалуй, трудно нам понять бы без Ньютонов, каких даёт

история до наших дней.

4 чтец: Пусть ты не станешь Пифагором, каким хотел бы может быть, но

будешь ты пилотом, а может и учёным, и будешь честно родине служить.


КАК ВОЗНИКЛО СЛОВО ″ МАТЕМАТИКА ″

Слово это возникло в Древней Греции примерно в V веке до нашей эры. Происходит оно от слова ″ матема ″, что означало ″ учение ″, ″ знания, полученные через размышления ″.


ВЕДУЩИЙ.

Сегодня мы не собираемся рассказывать вам о последних достижениях науки и показывать чудеса техники. Задача нашего вечера показать, что в математике наряду со сложными и трудными вопросами встречаются увлекательные интересные явления. Вы, например, знаете, что дважды два – четыре, а оказывается дважды два не четыре, а пять.

Причем это доказательство построено так, что трудно отыскать в нем ошибку, хотя она и содержится в доказательстве.

А можно, например, показать, что 2=3, 5=6, что вес слона равен весу комара, что спичка вдвое длиннее телеграммного столба. Как это показать?


  1. МАТЕМАТИЧЕСКИЙ СОФИЗМ.


Как показать, что вес слона равен весу комара?

Найдите ошибку в доказательстве.

Пусть а – вес слона в – вес комара

Берем правильное условие, а в, тогда а=в+с, т.е. вес их уравновесим добавив

некоторый груз с. Умножим в этом равенстве обе части на а – в

а (а – в)=(в + с) (а – в).

Раскроем скобки: а2 – ав=ав – в2 +ас – вс

Перенесем са влево: а2 – ав – ас = ав – в2 – вс

Вынесем за скобки а и в

а (а – в – с)=в (а – в – с)

Разделим на (а – в – с), получим, а = в. Вес слона равен весу комара!

Где ошибка?

На нуль делить нельзя, а у нас а – в – с=0, т.к. а = в + с.


4. СООБЩЕНИЕ О ЖЕНЩИНЕ – МАТЕМАТИКЕ СОФЬЕ ВАСИЛЬЕВНЕ

КОВАЛЕВСКОЙ (1850 – 1891).


Прошу внимания минутку. У нас в программе сценки, шутки. Вопрос: с чего же

нам начать? Или загадки загадать, или на сцене цирк устроить? Придумать хочется

такое, чтоб нам сегодня целый зал спасибо от души сказал. Ну, так и быть, начнем

со сценки. Вниманье, ждем от вас оценки.

  1. КЛОУНАДА ″ ЧЕТ И НЕЧЕТ ″.


На сцену выходят 2 мальчика в колпаках. На одном четные цифры и 2 кисточки, на другом нечетные цифры и 3 кисточки. Идут на встречу друг другу.

Н. Извините, вы не скажите, где здесь четная сторона улицы.

Ч. Четная сторона на той стороне, а зачем она вам нужна?

Н. Там живет один чудак по имени Чёт.

Ч. Как, то есть один чудак. Почему один?

Н. Потому что один, а не два (хлопает себя по лбу). Вы ничего не знаете?

Ч. Не знаю.

Н. А я знаю вы Чёт.

Ч. Каким образом вы меня узнали.

Н. По голове.

Ч. Конечно умного человека по голове сразу узнать можно.

Н. Особенно, если на этой голове раз – два и обчелся (показывает на кисточки).

Ч. Но – но, без намёков, у вас как – будто тоже раз – два и обчелся.

Н. Ну нет, не 1 – 2, а 2 – 3, а это на целую единицу больше чем у вас.

Ч. Подумаешь цифра, какая – то единица, ничего в ней особенного нет.

Н. Это среди четных цифр ничего особенного не было.

Ч. Ну это еще бабушка надвое сказала.

Н. Ничего вы мне своей бабушкой не докажете. А с чего начинается счет в году? – с единицы. Сколько дней в году? – 365. Сколько дней в неделе? – 7. Когда начинается учебный год? – 1 сентября.

Ч. Подумаешь. Вот у нас числа, так, числа. Сколько дней в високосном году? -366. Сколько месяцев в году? - 12. Сколько часов в сутки?- 24. Минут в часах? - 60

Н. А я скажу 3 – 5 терпимых четных чисел можно наскрести.

Ч. Их множество, и я их очень люблю. Знаете, если бы мне предложили 3 яблока, я бы взял только 2. А вы, если бы вам предложили 4 яблока. Вы бы взяли 4 яблока.

Н. Нет ни в коем случае. Я бы взял 1 яблоко, а 3 оставил на потом.

Ч. Да, я вижу вы неравнодушны к нечетным числам.

Н. А как же? Я их тоже очень люблю. Простите, а какое у вас образование?

Ч. Высшее. Правда незаконченное, а у вас?

Н. У меня тоже. Это….Высшее, правда не начатое.

Ч. А математику вы проходили?

Н. Ну математику я знаю, как свои 5 пальцев.

Ч. В таком случае решите задачу? ″ У крышки стола 4 угла. Если два отрубить сколько останется.

Н. Два.

Ч. Двойка, да ответ двойка. Решение задачи другое. Сколько углов останется? (обращается к ребятам) шесть. Правильно ребята.

Н. Недаром я не люблю эти числа. А теперь давайте я вам задам вопрос. Посмотрим как вы будите с ним обращаться.

Н. Сколько угодно.

Н. Скажите, пожалуйста, как правильно написать 6+7 одиннадцать или адиннадцать.

Ч. Конечно одиннадцать.

Н. И вовсе нет, не 11, а 13. Теперь ответь мне.

Ч. (перебивает). Знаете дорогой нечет. Вам наверное скучно меня экзаменовать.

Н. Я бы с удовольствием подружился с вами.

Ч. Ну что же будем дружить.

Н. А если так, то шагать нам вместе (одновременно поворачиваются и уходят).

В повседневной жизни нам приходится сталкиваться с различными числами и каждое из них состоит из цифр, с которыми мы сейчас и познакомимся.


  1. МОНТАЖ. «ОТ ОДНОГО ДО ДЕСЯТИ».


1. Вот один иль единица 6. Цифра ″ 6 ″ дверной замочек

Очень тонкая как спица. Сверху крюк – внизу крючок.

2. А вот это – цифра ″ 2 ″ 7. Вот семерка кочерга

Полюбуйтесь какова. У нее одна нога.

Выгибает двойка шею 8. У восьмерки – 2 кольца

Волочится хвост за нею. Без начала, без конца.

3. А за двойкой посмотри 9. Цифра ″ 9 ″ есть девятка

Выступает цифра ″ 3 ″ . Цифровая акробатка.

4. Тройка – третий из значков Если на голову встанет

Состоит из 2х крючков. Цифровой ″ 6 ″ девятка станет За тремя идет четыре. 0. Цифра вроде буквы ″ 0 ″

толстый локоть оттопыря . Это ноль иль ничего.

Круглый ноль такой хорошенький,

  1. А потом пошла плясать но не значит ничегошеньки.

По бумаге цифра «5». 10. Если ж слева рядом с ним

единицу поместим.

Он по больше будет весить

Потому что это десять.

7. ПЕСНЯ ″ ДВАЖДЫ ДВА ЧЕТЫРЕ ″


8. СТИХОТВОРЕНИЕ ПРО ГАВРЮШУ.

Пойдем у нас беседа про нашего соседа,

Зовут его Гаврюшей, он парень хоть куда,

Коль мама не разбудит, весь день лежать он будет,

Проснется, усмехнется, проспал. Ну не беда .

Гаврюша часто в школу приходит не веселым,

Ой, что – то зубы ноют, в глазах темным – темно,

Но лишь звонок зальется, Гаврюша встрепенется

″ Ребята! – кто со мной? В кино идем, в кино!″

Гаврюша со сноровкой пьет воду газировку,

Мороженое любит и пряники жует

Но вот приходят сроки приняться за уроки,

Гаврюша очень бледный:″ Ой, заболел живот! ″

Гаврюша едет бойко на двойках и на тройках,

А с ними не уедешь Гаврюша, далеко!

Ему ночами сниться старуха единица,

А сон ведь может сбыться и просто, и легко.

Про нашего соседа у нас идет беседа,

Но вот исчез Гаврюша, нигде не отыскать

Ребята! Посмотрите, и честно нам скажите.

Случайно в вашем классе Гаврюши не видать?


  1. ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ РУКА – ОДНА ИЗ ПЕРВЫХ СЧЕТНЫХ МАШИН.


Положите обе руки рядом на стол и протяните пальцы. Пусть каждый палец по порядку означает соответствующее число: первый слева – 1, второй за ним – 2 и т.д. до 10. Теперь требуется умножить любое из 10 первых чисел на 9. Для этого вам стоит, только не сдвигая рук со стола, приподнять вверх тот палец, который обозначает множимое. Тогда остальные пальцы, дадут в сумме число десятков, а пальцы направо - число единиц.

Пример

Умножить 7 на 9, кладете обе руки на стол. Поднимаете седьмой палец, слева – 6 пальцев – число десятков, справа – 3 пальца – число единиц. Ответ: 7∙9=63.


  1. ЗАДАЧА ПРО КОНДРАТА.


Для решения большинства задач недостаточно одних знаний. Необходима и внимательность. С чего начинается решение задачи? Конечно с условия. Но условие можно читать по – разному: прочтешь невнимательно – вот и утеряна главная ниточка. Проверим, умеете ли вы быстро улавливать условие задачи.

Ну – ка, кто из вас быстрее решит такую задачу Корнея Ивановича Чуковского:

Шёл Кондрат в Ленинград, А на встречу 12 ребят,

У каждого по три лукошка. В каждом лукошке - кошка,

У каждой кошки – 12 котят, у каждого котёнка в зубах по 4 мышонка.

И задумался старый Кондрат: «Сколько мышат и котят ребята несут в

Ленинград»?

Ребята считают 12∙3∙12∙4. Вы плохо выслушали условие и поэтому попали в положение Кондрата:

″ Глупый, глупый Кондрат!

Он один и шагал в Ленинград,

А ребята с лукошками,

С мышами и кошками

Шли навстречу ему – В Кострому.″


  1. Инсценированное стихотворение.


Евгений Панин ″ Треугольник и Квадрат.″


Жили - были два брата: Треугольник с Квадратом.

Старший – квадратный, добродушный, приятный.

Младший – треугольный, вечно недовольный.

Стал расспрашивать Квадрат: ″ Почему ты злишься, брат? ″

Тот кричит ему: ″ Смотри ты полней меня и шире.

У меня углов лишь три, у тебя же их четыре.″

Но Квадрат ответил: ″ Брат я же старше, я – квадрат.″

И сказал еще нежней: ″ Неизвестно, кто нужней! ″

Но настала ночь, и к брату, натыкаясь на столы,

Младший лезет воровато, срезать старшему углы.

Уходя, сказал: ″ Приятных я тебе желаю снов!

Спать ложился – был квадратным, а проснешься – без углов!″

Но наутро младший брат, страшной мести был не рад.

Поглядел он – на квадрат, онемел… Стоял без слов…

Вот так месть! Теперь у брата восемь новеньких углов!


  1. ЗАБАВА.

При помощи вычислений я отгадаю у кого из 9 человек, в каком кармане находится карандаш (в левом или в правом) Приглашаю 9 человек.

- Умножьте на 2 порядковый номер того, кто взял карандаш.

- К произведению прибавьте 3.

- Полученную сумму умножьте на 5.

- Если карандаш в левом кармане, то к произведению прибавьте 9,если в правом – 8.

- Какое число получилось? (отвечают ребята).

Узнав, ты из полученного результата вычтешь 22. В результате цифра полученная слева соответствует номеру того кто взял карандаш. Если вторая цифра единица, то карандаш в правом кармане, если 2то в левом.

Пример: (8∙2+3)∙5+8=103, 103-22=81

В 8 игрока в правом кармане.


  1. ФОКУСЫ.


1. Задумайте число. Прибавьте все на 3. Прибавьте 3. Теперь результат удвойте. Вычтите 12. Результат разделите на 6. Вычтите задуманное число. Результат умножьте на 4. Вы получили 12.

[(X+4)∙3+3]∙2 – 12 ∙4=12

6

2. Задумай однозначное число, удвой его, прибавь 1. Умножь на 5, вычти 2, прибавь

301. Зачеркни среднюю цифру, к остатку прибавь 3, ты получишь 37.

(2х + 1) 5 – 2 + 301 = 10х + 5 – 2 + 300 + 1 = 300 + 10х + 4 = 3 ? 4

Далее к 34 + 3 получим 37.


  1. АУКЦИОН ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК С ЧИСЛАМИ.


  1. «Одна голова хорошо, а две лучше».

  2. «Одна рука узла не вяжет».

  3. «У семи нянек дитя без глазу».

  4. «Семь раз отмерь – один раз отрежь».

  5. «Один в поле не воин».

  6. «Хвастуну - цена три копейки».

  7. «Семеро одного не ждут».

  8. «Десять раз примерь – один раз отрежь».

  9. «У ребят, да у зайчат по два зуба».

  10. «Семьдесят одёжек, и все без застёжек».

  11. «У двух матерей по пяти сыновей».


  1. ИГРА « ХОП ». Играющие по очереди называют последовательные числа натурального ряда ( 1, 2, 3,…), но вместо чисел кратных 3 и оканчивающихся на 3 нужно говорить «ХОП». Тот, кто сбивается, выбывает из игры. Выигрывает последний оставшийся.

Пример: 1, 2, хоп, 4, 5, хоп, 7, 8, хоп, 10, 11, хоп, хоп, 14, хоп, 16,…


  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Французский математик 17 века БЛЕЗ ПАСКАЛЬ высказал следующую мысль: «Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упускать случаев, делать его немного занимательным. А занимательность предполагает юмор, доступный пониманию детей».

Итак, ребята мы показали, что математика – очень интересная наука, и в ней есть своя красота, как в живописи и поэзии.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!