Обзорная лекция История развития батика - Что такое батик? Батик - это различные техники росписи ткани вручную, уходящий своими корнями в глубокую древность. - Где зародился батик? Считается, что впервые этот вид искусства появился в Индонезии, однако в других странах Азии он был также распространен и широко использовался. - В каких странах батик был наиболее популярен? Первыми в Европе батик стали использовать голландцы. Это произошло в начале 19 века. Их очень быстро вытеснили англичане, производя набивные ткани, окрашенные по аналогу с индийскими. Сейчас в производстве окрашенных вручную тканей лидирует Германия. Немцы любят батик и делают все возможное для популяризации и развития этого художественного направления. - В какой период появился батик в России? В России батик появился примерно в 20-е годы вместе с всеобщим увлечением стилем «модерн» и развивался, в основном, в таких больших городах, как Москва, Ленинград, Иваново, Киев, Одесса, Тбилиси. Русские художники восприняли европейскую технику и стилистику, но не знали истоков и, естественно, не опирались на какую-либо традицию. В 1936 году он стал применяться в артели «Трибуна». Возможно, термин «горячий батик» появился у нас одновременно с «холодным батиком», чтобы различать их. Изменился резервный состав, инструменты для его нанесения, стиль и приемы росписи. Этот способ несколько ограничивает свободу художника, так как все детали рисунка имеют контурную обводку резервом и расписываются красками внутри контура, а рисунок приобретает своеобразную графическую четкость и плоскостность. Так изготавливали косынки, шарфы, галстуки, купоны на платья, изделия для интерьера: занавесы, скатерти, салфетки, абажуры. В тот период роспись была средством агитации и возможностью самостоятельно сделать ткань с рисунком. И сегодня у вас есть уникальная возможность прикоснуться к этому виду искусства, освоить простейшие приемы батика и создать авторскую работу «Декоративное панно «Маки». Перед началом работы, давайте познакомимся со способами росписи тканей. Виды росписи ткани Существует пять основных техник батика: -Холодный батик; -Горячий батик; -Сибори, тай-дай или узелковая роспись; -Свободная роспись; -Аэрография. Холодный батик Холодный батик считается одной из простых техник ручной росписи. На шелк или хлопковую ткань карандашом переносят рисунок. Весь рисунок перерисовывать не стоит - понадобятся только контуры. После этого ткань натягивают на подрамник и закрепляют с помощью канцелярских кнопок. Контуры рисунка наводят резервирующим средством на основе бензина и парафина. Для этого используют стеклянную палочку, в которую набирают необходимое количество резерва. Работа с батиком по холодной технологии После этого приступают к росписи специальными красками для ткани. Резерв ограждает краски от смешивания. Главная особенность техники холодного батика - это четкие контурные линии. Наводить их нужно обязательно без пропусков и разрывов, иначе краска растечется за границы рисунка. Ткань после окончания рисования нужно просушить, после чего ее можно стирать, гладить и носить ежедневно. Холодный батик это всегда четкие контуры Горячий батик Горячий батик - это более сложная техника, но она дает больше возможностей для творчества. С помощью инструмента чантинга, горячий расплавленный воск наносится на ткань в тех местах, где ее окрашивание нежелательно. До начала работы, как и в холодном батике, на ткань наносят контуры рисунка карандашом, а затем натягивают ее на подрамник. Застывший воск блокирует растекание краски. Создание батика с помощью чантинга После высыхания краски, воск можно наносить повторно на разрисованные участки, чтобы на них не попал ее второй слой. Рекомендуется делать не более четырех слоев воска, иначе шелк может испортиться. Когда рисунок высох, воск удаляют с помощью утюга и старых газет - проглаживая, он из ткани переходит на бумагу и в результате нескольких подходов, получается расписанный вручную тонкий и мягкий шелк, который можно носить, повесить в рамку или декорировать им мебель. Батик - горячая технология Сибори или тай-дай Сибори, тай-дай или узелковая роспись - это способ механической росписи тканей с завязыванием мест, которые не должны быть окрашены. С помощью этой техники можно получить правильный геометрический узор, создать крупный и мелкий орнамент, сделать несложные, но абстрактные и неповторимые рисунки. Данная техника возникла в Индии и по сей день активно используется в текстильной промышленности Узелковый батик "Сибори" Узелки на ткани плотно обвязываются обычной нитью, иногда в них добавляют веточки, косточки, пуговицы или другие детали, которые оставят особенный отпечаток. Для удобства ткань обвязывают вокруг трубы любого диаметра. Когда ткань полностью завязана, ее покрывают специальными красками для ткани, предварительно намочив водой. После того, как краска впитается и пропитается, нитки снимают и дают ткани высохнуть. Процесс можно ускорить с помощью фена - тогда краски точно не смешаются между собой во время естественной сушки. Сибори отлично подходит для декора одежды, постельного белья, платков, штор и сумок. Сари выполненное в технике узелкового батика Батик -свободная роспись Свободная роспись ткани - это безграничные возможности для фантазии и творчества. Шелк натягивается на подрамник и закрепляется кнопками, смачивается водой. Без контуров и границ на него наносится рисунок любыми красками: акварелью, гуашью, акрилом, маслом. Особенность этой техники в том, что краски всегда растекаются и смешиваются между собой. Чем больше воды на полотне, тем более расплывчатый рисунок получается. Это очень удобно, если вы рисуете в стиле экспрессионизма, абстракционизма, авангарда. Такую ткань нежелательно стирать или подвергать попаданию воды после сушки. Чтобы добиться четкости линий и чтобы ткань все-таки можно было использовать для носки, необходимо использовать акриловые краски для батика, которые проглаживаются утюгом. Перед свободной росписью ткань смачивают соляным раствором, чтобы рисунок лучше «схватывался», после чего соль устраняют стиркой в холодной воде. Не забывайте высушивать каждый слой. Это предупредит нежелательную расплывчатость. Батик - аэрография Аэрография - это современная техника батика, которая выполняется машинкой. Кисти больше не нужны - аэрограф сам распыляет краску любого цвета и оттенка, с любой насыщенностью, не дотрагиваясь до поверхности. Чем ближе рука к холсту, тем гуще получается цвет, а если отвести ее на 30-50 см, то на картине появляются брызги. Аэрограф значительно упрощает рисование и дает больше возможностей. В этой технике часто требуются трафареты, чтобы создавать четкие контуры и границы. Будьте осторожны с аэрографом и выбирайте только те краски, которые совместимы с ним По составу краски делятся на: -водные; -акриловые. По способу закрепления бывают: -паровые; -закрепляемые утюгом. Виды резервирующего состава: -для горячей технологии – воск, наносится специальным приспособлением (чантингом); -для холодной технологии – смесь бензина и латекса, наносится стеклянной трубочкой. Что касается тканей, начинающим рекомендуется брать для тренировки недорогое хлопковое полотно. Затем можно перейти на природный шелк. Лучше всего для батика подходит креп-шифон – краска хорошо на него ложится и равномерно растекается, на нашем мастер-классе мы его и будем использовать. Дополнительные эффекты в батике. Они весьма многообразны: роспись по-сырому, присыпка сухими красителями, эффект при помощи соли, эффект при помощи мочевины, декорирование росписи с помощью специальных гелей с блёстками или контурами, эффект кракле или кракелирование и много другое. Сегодня мы будем использовать (по желанию) соль и гель с блёстками. Соль придаёт рисунку интересную фактуру. Ее кристаллы поглощают влагу. Если их рассыпать по мокрой, только что прокрашенной ткани, соль будет втягивать воду, а на полотне появится рябь и абстрактные узоры. Когда изделие высохнет, кристаллы соли осторожно снимают. Этапы росписи 1.Перенос рисунка эскиза на ткань карандашом лёгкими линиями. 2. Нанесение резервной линии при помощи стеклянной трубочки и резервирующего состава по линиям рисунка, либо горячим воском с помощь кисти. Резервирующий состав в холодном батике наносится на ткань в виде замкнутого контура, в пределах которого специальными красками, в соответствии с эскизом, заливаются цветом плоскости. Горячий воск с парафином растапливается в специальном баночном воскоплаве. Воскоплав баночный в процессе работы поддерживает оптимальную температуру. Воск наносится с помощью чантинга, либо обычной тонкой кисти (щетина или любая кисть с плотным ворсом). Чантинг - небольшой, тонкостенный медный сосуд, с припаянным тонким носиком, из которого вытекает воск. Сосуд наполняется расплавленным воском. 3. Выполнение росписи цветочных мотивов. (Цветовой колорит творческой работы участники определяют самостоятельно на основе воображения. В процессе работы экспериментируют с солевым эффектом). 4. Детальная проработка цветочного мотива. Знакомство с рабочим местом. Проведение инструктажа по технике безопасности. 2. Практическая работа - Перевод эскиза на ткань. - нанесение контура рисунка резервирующим составом/горячим воском. - роспись цветочных мотивов по воображению - заливка фона с применением солевого эффекта. - По желанию, проработка сердцевин цветков /лепестков специальным гелем по ткани с блестками. | Рассказ-путешествие в историю и технологию искусства батика с демонстрацией видео ролика и слайдовой презентации Демонстрация фотографий «Способы росписи ткани» Демонстрация фотографий видов росписи Демонстрация фото «Последовательность выполнения холодного батика» и «горячего батика» , личного показа приемов росписи ткани. Проведение инструктажа по технике безопасности. Организация поэтапной практической деятельности: - показ приема нанесения резервной линии на ткань по контурам рисунка; - показ приема росписи Индивидуальная и фронтальная работа с участниками мастер-класса. | Задают вопросы, вступают в диалог с автором мастер-класса Вступают в диалог Рассматривают авторские работы с изображением различных цветов. Анализируют формы и цветовой колорит композиций Рассматривают этапы выполнения холодного батика Знакомство с рабочим местом, инструментами материалами, правилами поведения Самостоятельная работа с соблюдением этапов росписи цветочных мотивов под музыкальное сопровождение. |