СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект мастер-класса «Использование приемов мнемотехники на уроках русского языка и литературы»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: ознакомление педагогов с термином «мнемотехника», с ее методами  и приемами, которые обеспечивают эффективное запоминание информации.

Просмотр содержимого документа
«Конспект мастер-класса «Использование приемов мнемотехники на уроках русского языка и литературы»»

Конспект мастер-класса

«Использование приемов мнемотехники на уроках

русского языка и литературы»

Мастер-класс для выступления на районном семинаре заместителей директоров по учебно-воспитательной работе

Цель: ознакомление педагогов с термином «мнемотехника», с ее методами и приемами, которые обеспечивают эффективное запоминание информации.

Задачи: дать понятие мнемотехники, познакомить с особенностями технологии, этапами работы с мнемотаблицами при заучивании стихотворений, загадок; дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц при организации работы с детьми; дать педагогам возможность овладеть мнемотехническими приёмами.

Практическая значимость: данный прием позволяет педагогам проводить работу по развитию памяти и связной речи учащихся.


Ход мастер-класса.


  1. Организационный момент.

- Добрый день, уважаемые коллеги!

- Я рада вас приветствовать на моем мастер - классе.

2. Постановка педагогической проблемы.

В жизни каждого человека творчество занимает особое место, поскольку его проявления многогранны. Это состояние - высший дар для каждого разумного жителя Земли. Именно с его помощью человек может проявить свои способности, выразить мысли и чувства, рассказать о своей индивидуальности. Творчество - это ни что иное, как состояние души, ее раскрытие для окружающих, и в первую очередь для себя.

Но в наше время интерес к литературе, к сожалению, падает. Чтение книг заменяет компьютер, телевизор. Тем не менее, без книг трудно представить нашу жизнь. Среди читающих людей есть и любители поэзии, потому что без поэзии прожить невозможно. У человека может и не быть любимого поэта, но у каждого есть стихотворение, которое не оставило его равнодушным. Хорошие стихи – всегда тайна. Чтобы проникнуть в тайны слова, стихотворения нужно анализировать. Зачастую поэтические строки с первого раза понять сложно. Чтобы понять стихотворение, нужно многое увидеть, услышать, прочувствовать. Ведь мы, имея зрение, многое не замечаем; мы слышим, но не всегда вникаем в смысл сказанного.

Иногда бывает так, что, прочитав стихотворение, как бы испытываешь удивление: ты увидел то, на что раньше не обращал внимания.

Но вместе с тем мы нередко слышим о трудностях запоминания поэтического текста: слова путаются, меняются местами, строки переплетаются между собой.

3. Практическая демонстрация приемов. Комментарий к приему.

- Для запоминания информации, заучивания стихотворений существует методика – МНЕМОТЕХНИКА.

Слайд 2 Мнемотехника была известна с давних времён и насчитывает не менее 2 тыс. лет. Считается, что понятие «мнемоника» ввёл Пифагор Самосский в VIв. до н.э.

Слайд 3 Первый труд, который сохранился по мнемонике, приписывают Цицерону.

Слайд 4 МНЕМОТЕХНИКА (в переводе с греческого - искусство запоминания) – это система специальных приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путем образования ассоциаций, художественных образов.

- Существует множество приемов данной техники. Некоторые из них мы часто используем в своей практике. Что же это за приемы?

Слайд 5

  1. Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации. «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».

Чтобы легче запомнить последовательность предметов, мы придумываем фразу, слова которой расположены в порядке, упрощающем запоминание.

Слайд 6

  1. Рифмизация - можно придумать несколько пар зарифмованных слов или небольшое стихотворение, которое содержит необходимый материал и поможет запомнить нужную информацию. Чтобы запомнить глаголы 2 спряжения, мы предлагаем такую рифмовку: «Гнать-держать-дышать и слышать, смотреть-видеть-ненавидеть, и зависеть и вертеть, и обидеть и терпеть».

Слайд 7 Игра в рифму по картинкам

Развитие звуковой культуры речи происходит через работу над словом, его формами, однокоренными словами.

Развитие фонематического слуха поможет избежать многих ошибок при изучении основных законов фонетики и орфографии.

Слайд 8 Упражнение «Выбери рифму»

Предлагается закончить строчку стихотворения, выбрав нужный предмет из нескольких.

Над прудом парит стрекоза

В огороде гуляет … (коза)

За столом Марина,

На столе (малина)

Слайд 9 Упражнение «Отвечай в рифму»

Отвечай на вопросы, верно отыскав на картинке необходимый предмет . Иногда, чтобы ответить на вопрос в рифму, надо подобрать форму слова, изменив число.

  • Кто размером с пятачок? паучок

  • Кто слетелся на фонарики? комарики

  • Кто курочкам пастух? петух

  • Кто пробует на вкус ромашки? барашки

  • Кто катал на спине люд? верблюд

Кто с трудом передвигает ноги? носороги

Слайд 10 Упражнение «Найди пару»

Что нарисовано на картинке? (Дрова, забор, мышка, комар, самовар, сова, топор, лиса, червяк, моряк, оса, шишка.)

Найди предметы, названия которых рифмуются, соедини их линией. Придумай с ними двустишия.

Сова-дрова,забор-топор,мышка-шишка,комар-самовар,лиса-оса,моряк-червяк.

Из плавания вернулся моряк,

Ему навстречу ползет червяк.

Слайд 11 Чему способствуют игры в рифму?

Игры в рифму развивают у ребёнка слуховое внимание, фонематический слух, чувство ритма, правильное и чёткое произношение; формируют интонационную выразительность речи; обогащают словарный запас; побуждают ребёнка к самостоятельному творческому активному мышлению.

Слайд 12

  1. Нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией.

Используется для работы со словарными словами, при изучении орфографических правил. В результате тренируется память, развивается мышление, воображение ребенка.

Слайд 13

Один из таких приёмов - МНЕМОТАБЛИЦЫ.

МНЕМОТАБЛИЦА – это схема, в которую заложена определенная информация. Эффективно ее использовать при разучивании стихотворений. Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка; таким образом, весь текст зарисовывается схематично. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

- Схема имеет несколько ячеек. Количество ячеек зависит от количество строк в стихотворении.

- Сейчас я предлагаю вам составить мнемотаблицу к стихотворению «Есть на новом платье у меня кармашки».

Слайды 14-21

Есть на новом платье у меня кармашки.

На кармашках этих вышиты ромашки.

Ромашки, ромашки, будто луговые.

Ромашки, ромашки, словно как живые.

Слайд 22 Где можно использовать мнемосхемы?

Обучение пересказу

Составление рассказов

Разучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок

Отгадывание загадок

Всё это обогащает словарный запас!

Давайте вместе попробуем использовать методику мнемотехники и запомнить стихотворение.

Что представляет собой запоминание стихотворений с помощью мнемообразов? Каждой строчке соответствует зрительный образ. Первый раз читаем стихотворение по строчке, закрепляя ассоциацию слова и зрительного образа. Каждое следующее повторение исключает отдельные слова, которые восстанавливаются с опорой на визуальный предмет.

Слайд 89. Подведение итогов.

- Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии памяти, внимания, образного мышления школьников.

- Использование методов мнемотехники помогает облегчить запоминание и увеличить объем информации; развивает творческое познание детей.

- Прием мнемотаблиц я использую в своем классе, учащиеся на 3-4 раз могут наизусть рассказать стихотворение.

Слайд 90. Интересные идеи находим на конференциях и педагогических форумах.

Слайд 91. Ученики с удовольствием принимают участие в различных конкурсах по грамматике и морфологии.

Наша встреча сегодня прошла интересно, плодотворно. Чтобы её завершить позитивно, на оптимистической ноте, я предлагаю познакомиться еще с одним стихотворением и выучить его.

Слайд 92. Это стихотворение Нины Пикулевой «Когда мы верим в чудеса»



Слайд 120

- Закончить свое выступление я хочу словами К.Д.Ушинского “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!