СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект логопедического занятия "Узелок на память"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект логопедического занятия "Узелок на память" для обучающихся 7 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия "Узелок на память"»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА


ФИО

Шабалина Татьяна Геннадьевна

Место работы

МБОУ «Куженерская основная общеобразовательная школа»

Должность

Учитель - логопед

Предмет

Коррекционное занятие



Информационный план-проспект урока



Описание

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Класс

7 класс

Тема

«Узелок на память».

Образовательная программа, автор

Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Определение места урока в изучаемой теме, разделе, курсе

Первый урок по данной теме.

Универсальные учебные действия

Личностные

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;


Регулятивные

Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

 Развиваем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные

Формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

Формируем умение представлять информацию в виде схемы.

Обобщать и классифицировать по признакам.

На основе анализа объектов делать выводы.


Коммуникативные

Формируем умение слушать и понимать других;

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

 Оформлять свои мысли в устной форме.



Определение ценностных основ, цели и задач урока

Цель урока: Коррекция и развитие устной и письменной речи, зрительной и слуховой памяти, внимания и мышления у обучающихся.

Задачи урока:

Образовательные:

1 Продолжить работу по формированию орфографической зоркости.

Коррекционно-развивающие:

1 Расширение лексического запаса речи, устранение аграмматизмов в речи.

2. Продолжить работу по развитию слухоречевого восприятия, логического мышления, зрительной и слуховой памяти, произвольного внимания обучающихся.

3. Развивать навыки ориентирования на листе бумаги и в пространстве, мелкую моторику рук.

Воспитательные:

1. Воспитывать умениеосознанно выполнять инструкции взрослого.

2. Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, желание учиться.

Обоснование выбора содержания учебного материала, методов, форм работы на уроке сопоставимыми психолого-педагогической характеристики класса

Аналитико-синтетический метод.

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре

Представление структуры урока и информации о расходе времени на различных его этапах

План урока

I. Организационный момент (5 мин )

II. Основная часть. (30 мин.)

  1. 1. Беседа о зиме.

  2. 2. Приметы декабря.

3. Упражнение «Назови одним словом».

4 . Физкультминутка- игра с мячом

5. Упражнение «Запомни и назови»

6. Игра «Я – фотоаппарат»

7. Игра «Запомни и нарисуй»

8. «Восстанови рассказ» Работа в паре

III. Рефлексия деятельности. (5 мин)


Описание применяемых

образовательных технологий,

обоснование их использования

Игровые технологии.

Технология моделирования –для лучшего запоминания стихотворения

Указание отобранных средств обучения, обоснование их применения

Подобраны задания, которые развивают устную и письменную речь, устойчивую познавательную мотивацию.

Содействуют развитию словесно-логического мышления, памяти, внимания, моторики.

Современные методы оценивания, применяемые на уроке

Самооценка, устная оценка каждого ученика, оценивание реального продвижения ученика.

Изложение содержания урока с указанием технологии его проведения

1.Организационный момент.

а)Мозговая гимнастика.

- Выполним упражнения для улучшения мозговой деятельности

  • «Качание головой» -дышим глубоко, мышцы плечевого пояса расслаблены, голову уронили (30 сек)

  • «Ленивые восьмерки» выполняем в горизонтальной плоскости сначала правой рукой, левой и обеими руками по 3раза.

  • «Шапка для размышлений». Это упражнение улучшает внимание, ясность восприятия и речь. Надеваем шапку (заворачиваем мочки ушей сверху вниз)

  • «Письмо носом» напишите своё имя носом.

б) Гимнастика для пальчиков с мячиком (су-джок) воздействие на биологически активные точки, находящиеся на поверхности кистей человека.

– Помассажируем активные точки на руках. Выполняем круговые движения по ладони, по пальцам

Откройте тетради, запишите число.

2.Разминка.

- Проведем небольшую разминку.

Игра «Плюс - минус»

  1. В русском языке 33 буквы. +

  2. Скворец – перелетная птица. +

  3. Приставка – это часть слова. +

  4. Сейчас у нас лето. –

  5. Детеныш собаки – собачонок. -

  6. Звук В – согласный. +

  7. У треугольника 3 угла. +

  8. Гусеница и гусь – это родственные слова. -

  9. У двух кошек 6 лап. -

  10. А.С. Пушкин – знаменитый художник. -

Проверка на доске

II. Основная часть.

- Прочитайте тему нашего занятия «Узелок на память». Может кто-то, уже слышал такое выражение и объяснит нам его? Раньше, чтобы не забыть о каком-то деле люди завязывали узелки на память на носовом платке, т.е. постараться хорошенько запомнить что-либо. Кто скажет, как называются такие выражения в русском языке? (Фразеологизмы).

- Какую цель мы поставим сегодня на занятии? (Будем развивать память, а вместе с ней и внимание, мышление и речь, так как все это связано друг с другом).

1. Беседа о зиме.

- Какой сейчас месяц?

- Сколько в декабре дней?

- Ребята, как можно без календаря узнать, сколько дней в месяце? Отсчитывать месяцы можно по косточкам пальцев начиная с указательного. Когда дойдете до последнего пальца, то начинаем счет снова с указательного пальца. Если месяц попадает на косточку, то в нем насчитывается 31 день, если во впадину между пальцами, то 30 или меньше.

- Что вы знаете про декабрь? (1 месяц зимы последний месяц в году, 31 день, находится между ноябрем и январем.)

    Свое название декабрь получил от латинского слова «децем», что означает «десять», так как в древнеримском календаре декабрь был десятым месяцем в году (в древние времена год начинался с марта). Двенадцатым же он стал только в 1700 году, по приказу Петра I.


  • Сделаем узелок на память о декабре, запоминаем: декабрь это последний месяц в году, 1 месяц зимы, в нем 31 день, находится между ноябрем и январем


 - В народе говорили: « Декабрь год кончает, зиму начинает»,

- Как вы понимаете смысл этого выражения? Это означало, что с декабрем заканчивался год, и начиналась настоящая долгая, морозная русская зима.

Названия месяцев связывались с явлениями природы или работой человека.

Поэтому декабрь назывался   – студень (карточка)

- Как вы думаете, почему? (За лютую морозную стужу).

- Другой вариант – хмурень, то есть пора хмурого неба и ранних сумерек.

- А ещё этот месяц называли снежень.

- Объясните почему? (За глубокие снега его называют).

Ледостав. (В декабре реки покрываются льдом)

- Итак, назовите, как раньше называли декабрь? (студень, хмурень, снежень, ледостав)


  • Давайте запомним эти названия (завяжем узелок)


2. Прочитайте приметы декабря. (Слайд)


Снегири прилетели в декабре – зима будет морозной.

Если 1 декабря погода хорошая, то будет погожая и ранняя весна.

Ярко блестят звезды, быть морозу.


  • Давайте запомним эти приметы (завяжем узелок) и потом будем определять по ним погоду.


3. Выучи стихотворение «Зимняя прогулка» наизусть. А поможет вам мнемосхема. (Слайд)

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы идём во двор гулять.

Бабу снежную слепили.

Птичек крошками кормили.

С горки мы потом катались.

А потом в снегу валялись.


4 . Физкультминутка- игра с мячом «Хорошо – плохо»

Бросая мяч, докажите, что зима это хорошо, а затем

зима –это плохо.


5.«Назови одним словом». Упражнение на развитие лексического запаса словаря, осложнённое развитием мышления.

- Что это?

Серебристый, холодный, гладкий, прозрачный …    (Лёд)

Глубокий, мягкий, снежный…       (Сугроб)

Колючая, нарядная, зелёная, новогодняя …      (Елка)

Лютая, холодная, снежная, суровая …        (Зима)

Острые, наточенные, металлические, быстрые…      (Коньки)

Деревянные, металлические, зимние…         (Санки)

Маленькая, пушистая, летящая…          (Снежинка)

Большой, свирепый, спящий, бурый …      (Медведь)

Снежная, быстрая, заметающая…         (Метель)

Деревянные, пластиковые, быстрые…       (Лыжи)

Кедровая, еловая, сосновая … (шишка)


6.Упражнение «Запомни и назови» Задание на развитие слуховой памяти

- Я читаю вслух один раз пары слов, которые вам предстоит запомнить

Булка – мука Папа – сын

Сестра – брат Свитер – нитка

Вагон – рельсы Лес – медведь

Рубль – копейка Мост – река

- Запомнили? А теперь проверим: из каждой пары я называю лишь первое слово, а второе произносите сами.

7. Игра «Я – фотоаппарат» (Слайд)

Представьте себя фотоаппаратом, который может сфотографировать любой предмет, группу предметов.

В течение нескольких секунд вы внимательно рассматриваете все предметы на слайде. Затем по очереди перечисляет все, что вам удалось запомнить.


8. Игра «Запомни и нарисуй» Упражнение на развитие симультанного зрительного восприятия и пространственной организации, осложнённое заданием на развитие памяти. Дети 15 секунд смотрят на образец, затем образец закрываются, и дети по памяти должны нарисовать по памяти.


9. «Восстанови рассказ» Работа в паре (на листочках).

- Перед вами рассказ, в котором пропущены слова. Внимательно прочитайте текст, впишите эти слова

Над городом низко повисли снеговые ___________. ____________ не было видно. Ещё утром началась сильная _____________. Снег повалил большими ____________ . По дороге в школу ______________ приходилось протаптывать себе тропинку. Весело играя и толкаясь, ребята бежали к ____________ . Прозвенел ____________. Снежною гурьбою ___________ проталкивались в дверь и, на ходу раздеваясь, разбегались по _____________. Скоро всё стихло, начались _________ .


Проверка на слайде.

III. Рефлексия деятельности.

–Какую цель вы поставили перед собой?

–Кто добился своей цели?

– Сейчас проверим, что вы запомнили и крепко ли вы завязали узелки на память.

– Что вы запомнили о декабре?

– Скажите, как раньше называли декабрь?

– Назовите приметы зимы, которые вы запомнили?

– Какое за­дание показалось наиболее интересным?

– А какое задание заставило задуматься?

– А что из сегодняшнего занятия пригодится нам на других уроках?

- Память необходимо тренировать регулярно, поэтому у нас еще будут занятия на эту тему.

– Кто доволен своей работой на уроке?

Молодцы!

Домашнее задание – найти или придумать самим (на выбор) 1-2 игры на развитие памяти

Современные методы оценивания, применяемые на уроке

Самооценка, устная оценка каждого ученика, оценивание реального продвижения ученика.

Описание возможных

методических вариантов урока в зависимости от аудитории

Подготовленным обучающимся можно предложить самостоятельное объяснение темы, выведение правила по опорной таблице.

Прогноз возможных учебных действий, реакции различных групп учащихся, желаемых результатов

Все обучающиеся поймут тему занятия, выполнят домашнее задание (по выбору).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!