1.Организационный момент. а)Мозговая гимнастика. - Выполним упражнения для улучшения мозговой деятельности «Качание головой» -дышим глубоко, мышцы плечевого пояса расслаблены, голову уронили (30 сек) «Ленивые восьмерки» выполняем в горизонтальной плоскости сначала правой рукой, левой и обеими руками по 3раза. «Шапка для размышлений». Это упражнение улучшает внимание, ясность восприятия и речь. Надеваем шапку (заворачиваем мочки ушей сверху вниз) «Письмо носом» напишите своё имя носом. б) Гимнастика для пальчиков с мячиком (су-джок) воздействие на биологически активные точки, находящиеся на поверхности кистей человека. – Помассажируем активные точки на руках. Выполняем круговые движения по ладони, по пальцам Откройте тетради, запишите число. 2.Разминка. - Проведем небольшую разминку. Игра «Плюс - минус» В русском языке 33 буквы. + Скворец – перелетная птица. + Приставка – это часть слова. + Сейчас у нас лето. – Детеныш собаки – собачонок. - Звук В – согласный. + У треугольника 3 угла. + Гусеница и гусь – это родственные слова. - У двух кошек 6 лап. - А.С. Пушкин – знаменитый художник. - Проверка на доске II. Основная часть. - Прочитайте тему нашего занятия «Узелок на память». Может кто-то, уже слышал такое выражение и объяснит нам его? Раньше, чтобы не забыть о каком-то деле люди завязывали узелки на память на носовом платке, т.е. постараться хорошенько запомнить что-либо. Кто скажет, как называются такие выражения в русском языке? (Фразеологизмы). - Какую цель мы поставим сегодня на занятии? (Будем развивать память, а вместе с ней и внимание, мышление и речь, так как все это связано друг с другом). 1. Беседа о зиме. - Какой сейчас месяц? - Сколько в декабре дней? - Ребята, как можно без календаря узнать, сколько дней в месяце? Отсчитывать месяцы можно по косточкам пальцев начиная с указательного. Когда дойдете до последнего пальца, то начинаем счет снова с указательного пальца. Если месяц попадает на косточку, то в нем насчитывается 31 день, если во впадину между пальцами, то 30 или меньше. - Что вы знаете про декабрь? (1 месяц зимы последний месяц в году, 31 день, находится между ноябрем и январем.) Свое название декабрь получил от латинского слова «децем», что означает «десять», так как в древнеримском календаре декабрь был десятым месяцем в году (в древние времена год начинался с марта). Двенадцатым же он стал только в 1700 году, по приказу Петра I. Сделаем узелок на память о декабре, запоминаем: декабрь это последний месяц в году, 1 месяц зимы, в нем 31 день, находится между ноябрем и январем - В народе говорили: « Декабрь год кончает, зиму начинает», - Как вы понимаете смысл этого выражения? Это означало, что с декабрем заканчивался год, и начиналась настоящая долгая, морозная русская зима. Названия месяцев связывались с явлениями природы или работой человека. Поэтому декабрь назывался – студень (карточка) - Как вы думаете, почему? (За лютую морозную стужу). - Другой вариант – хмурень, то есть пора хмурого неба и ранних сумерек. - А ещё этот месяц называли снежень. - Объясните почему? (За глубокие снега его называют). Ледостав. (В декабре реки покрываются льдом) - Итак, назовите, как раньше называли декабрь? (студень, хмурень, снежень, ледостав) 2. Прочитайте приметы декабря. (Слайд) Снегири прилетели в декабре – зима будет морозной. Если 1 декабря погода хорошая, то будет погожая и ранняя весна. Ярко блестят звезды, быть морозу. 3. Выучи стихотворение «Зимняя прогулка» наизусть. А поможет вам мнемосхема. (Слайд) Раз, два, три, четыре, пять. Мы идём во двор гулять. Бабу снежную слепили. Птичек крошками кормили. С горки мы потом катались. А потом в снегу валялись. 4 . Физкультминутка- игра с мячом «Хорошо – плохо» Бросая мяч, докажите, что зима это хорошо, а затем зима –это плохо. 5.«Назови одним словом». Упражнение на развитие лексического запаса словаря, осложнённое развитием мышления. - Что это? Серебристый, холодный, гладкий, прозрачный … (Лёд) Глубокий, мягкий, снежный… (Сугроб) Колючая, нарядная, зелёная, новогодняя … (Елка) Лютая, холодная, снежная, суровая … (Зима) Острые, наточенные, металлические, быстрые… (Коньки) Деревянные, металлические, зимние… (Санки) Маленькая, пушистая, летящая… (Снежинка) Большой, свирепый, спящий, бурый … (Медведь) Снежная, быстрая, заметающая… (Метель) Деревянные, пластиковые, быстрые… (Лыжи) Кедровая, еловая, сосновая … (шишка) 6.Упражнение «Запомни и назови» Задание на развитие слуховой памяти - Я читаю вслух один раз пары слов, которые вам предстоит запомнить Булка – мука Папа – сын Сестра – брат Свитер – нитка Вагон – рельсы Лес – медведь Рубль – копейка Мост – река - Запомнили? А теперь проверим: из каждой пары я называю лишь первое слово, а второе произносите сами. 7. Игра «Я – фотоаппарат» (Слайд) Представьте себя фотоаппаратом, который может сфотографировать любой предмет, группу предметов. В течение нескольких секунд вы внимательно рассматриваете все предметы на слайде. Затем по очереди перечисляет все, что вам удалось запомнить. 8. Игра «Запомни и нарисуй» Упражнение на развитие симультанного зрительного восприятия и пространственной организации, осложнённое заданием на развитие памяти. Дети 15 секунд смотрят на образец, затем образец закрываются, и дети по памяти должны нарисовать по памяти. 9. «Восстанови рассказ» Работа в паре (на листочках). - Перед вами рассказ, в котором пропущены слова. Внимательно прочитайте текст, впишите эти слова Над городом низко повисли снеговые ___________. ____________ не было видно. Ещё утром началась сильная _____________. Снег повалил большими ____________ . По дороге в школу ______________ приходилось протаптывать себе тропинку. Весело играя и толкаясь, ребята бежали к ____________ . Прозвенел ____________. Снежною гурьбою ___________ проталкивались в дверь и, на ходу раздеваясь, разбегались по _____________. Скоро всё стихло, начались _________ . Проверка на слайде. III. Рефлексия деятельности. –Какую цель вы поставили перед собой? –Кто добился своей цели? – Сейчас проверим, что вы запомнили и крепко ли вы завязали узелки на память. – Что вы запомнили о декабре? – Скажите, как раньше называли декабрь? – Назовите приметы зимы, которые вы запомнили? – Какое задание показалось наиболее интересным? – А какое задание заставило задуматься? – А что из сегодняшнего занятия пригодится нам на других уроках? - Память необходимо тренировать регулярно, поэтому у нас еще будут занятия на эту тему. – Кто доволен своей работой на уроке? Молодцы! Домашнее задание – найти или придумать самим (на выбор) 1-2 игры на развитие памяти |